Дело № 2-262/2023
УИД 22RS0034-01-2023-000281-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Михайловское 29 августа 2023 года
Михайловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Махрачевой О.В.,
при секретаре Печеной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района Алтайского края в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в интересах ФИО4 обратилась с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту ОСФР по Алтайскому краю) о взыскании компенсации морального вреда, в обоснование указав, что в прокуратуру Михайловского района обратилась с заявлением Суханова О.А., которая является опекуном ФИО1, являющейся инвалидом категории «ребенок-инвалид» с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрено обеспечение ФИО1 техническими средствами реабилитации – ходунки с дополнительной фиксацией тела (6-10-06), кресло – коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией головы и тела, прогулочная (7-02-02), ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки в количестве одной пары (9-01-01). В августе 2022 года Суханова О.А. обратилась с заявлением в филиал Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по вопросу обеспечения ФИО1 средствами реабилитации. Из информации филиала № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не обеспечена необходимыми средствами реабилитации – ходунками и коляской прогулочной. Лишь после проведенной прокуратурой Михайловского района проверки в феврале-марте 2023 ФИО5 была обеспечена необходимыми средствами реабилитации. Ссылаясь на положение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидом в Российской Федерации», Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, указали, что ответчиком не были предприняты все меры для своевременного обеспечения средствами реабилитации истца, что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации ребенка – инвалида, а соответственно его законных прав и интересов. При этом, реализация гарантированных прав граждан-инвалидов на предоставление технических средств реабилитации не ставится в зависимость от особенностей проведения закупок для обеспечения государственных нужд, поскольку отсутствие ответов поставщиков на запросы для обеспечения начальной (максимальной) цены контракта, не является основанием для не предоставления им средств реабилитации, поскольку невыполнение данных обязательств лишает возможности инвалидов устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а значит, и его социальной адаптации, материальной независимости и интеграции в обществе. Указывает, что несоблюдение государственным органом нормативных предписаний при реализации права гражданами на получение мер социальной поддержки, социальных услуг порождает право на компенсацию морального вреда, в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с нематериальными благами и личными неимущественными правами. Факт причинения нравственных и физических страданий ФИО1 в результате бездействия должностных лиц ОСФР по Алтайскому краю выразился в длительном непредоставлении государственной социальной помощи в рамках социального обслуживания, которая лишила ФИО1 возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания жизнедеятельности и здоровья последней. В связи с изложенным истец просил взыскать отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб. в связи с несвоевременным предоставлением необходимых технических средств реабилитации.
В ходе судебного заседания представитель процессуального истца прокуратуры Михайловского района Терехина А.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОСФР по Алтайскому краю, третье лицо Суханова О.А., надлежащим образом извещенные в судебное заседание не явились, заявлений об отложении не поступило, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
От представителя ответчика поступил письменный отзыв, в котором они просят отказать в удовлетворении требований, в обоснование своих возражений указали, что обеспечение граждан, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации осуществляется в том числе путем предоставления необходимых изделий организациями, отобранными исполнительными органами Фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. В силу действующего законодательства, для заключения государственных контрактов, с целью обеспечения заявителей техническими средствами реабилитации ОСФР обязано использовать конкурентные способы отбора поставщиков, осуществлять закупки в пределах объема бюджетных средств переданных бюджету Фонда из федерального бюджета и распределенных Фондом территориальному органу для данных целей, осуществлять закупки пропорционально потребности конкретного вида технических средств реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации. Продолжительность конкурентных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ занимает от 25 до 35 дней со дня включения закупки в план-график закупок до дня заключения государственного контракта. Объем финансирования из федерального бюджета данного направления деятельности отделения Фонда в 2022 году составил лишь 70% от потребности на текущий год, что не позволило осуществить закупку технических средств реабилитации в полном объеме и повлекло осуществление отделением Фонда закупок исходя их имеющегося объема лимитов. Предусмотренный законом механизм реализации права граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации допускает необходимость ожидания их фактической выдачи. При этом, какого-либо срока, для завершения процедур отбора поставщика, в случае если по объективным причинам не завершен какой-либо этап отбора, законодательством не предусмотрено. По этой причине в законе предусмотрены альтернативные способы обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, использование которых является правом инвалида и не свидетельствует о нарушении его прав отделением Фонда. В соответствии с п.п. «а» п. 10 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранвми протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2019 № 256, результатом предоставления данной государственной услуги является выдача заявителем направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации. В отделение Фонда поступило заявление об обеспечении ФИО1 техническими средствами реабилитации ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день она поставлена на учет. Направления на получения технических средств реабилитации в срок установленный правилами, не выданы, по причине отсутствия действующего государственного контракта на дату поступления заявления. Ответчиком в установленный законом срок совершались мероприятия, необходимые в силу закона для размещения извещения о закупке технического средства реабилитации. Отделение Фонда осуществляет закупки товаров, работ и услуг для нужд инвалидов за счет средств федерального бюджета, действия отделения в данной ситуации ограничены правилами планирования и бюджетирования, что не позволяет произвести обоснование НМЦК без соблюдения данных правил в условиях резкого скачка цен. Данные обстоятельства повлекли необходимость инициировать процедуру многократно, что увеличило сроки завершения процедур отбора поставщиков и лишило отделение Фонда возможности выдать направление. В течение 2022 года отделением Фонда неоднократно принимались меры для увеличения объеме финансирования, однако, дополнительные ассигнования в объеме, достаточном для удовлетворения потребности, отделению Фонда не распределялись. В целях обеспечения ФИО1 креслом-коляской, отделением Фонда на официальном сайте государственных закупок размещена заявка ДД.ММ.ГГГГ, но ценовых предложений от потенциальных поставщиков не поступило. ДД.ММ.ГГГГ вновь размещено извещение о проведении электронного аукциона, по результатам проведенной процедуры ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано направление на получение либо изготовление технических средств реабилитации, обеспечена креслом-коляской ДД.ММ.ГГГГ. Для проведения процедуры отбора поставщиков с целью определения начальной (максимальной) цены контракта были размещены запросы на обеспечение ходунками ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Ценовых предложений на указанные запросы от потенциальных поставщиков не поступало. В последующем после завершения процедуры отбора поставщик, ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт на обеспечение ходунками в количестве 44 шт. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями об обеспечении техническими средствами реабилитации уже зарегистрировано 87 заявок граждан, обратившихся с аналогичными заявлениями ранее и которым данное техническое средство реабилитации не было предоставлено, следовательно все ходунки выданы инвалидам, которые обратились ранее ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ размещены запросы о предоставлении ценовой информации, поступили ценовые предложения, было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на закупку ходунков в количестве 70 шт. ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт на поставку ходунков, в рамках которого ФИО1 выдано направлением от ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение ходунками, обеспечена которыми она ДД.ММ.ГГГГ. В целях обеспечения ортопедической обувью отделением Фонда размещались запросы на предоставление ценовой информации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, предложения не поступили. С учетом бюджетных ассигнований, выделенных на 2023г., отделением Фонда ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано извещение о проведении электронного конкурса и ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 22023 году. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано направление на получение указанной обуви и получено ею ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку отделением Фонда в течение всего периода времени с даты обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении государственной услуги до даты выдачи направлений предпринимались все необходимые и возможные действия и меры для обеспечения его техническими средствами реабилитации, какого-либо бездействия при обеспечении истца техническими средствами реабилитации не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для компенсации морального вреда.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
ФИО1 <данные изъяты>, над ней в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена опека Сухановой О.А. (л.д. 8 об.).
Согласно ст. 2 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых норм и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Материалами делу установлено, что согласно индивидуальной программы реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) <данные изъяты> определена нуждаемость, в том числе, в ходунках с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом, кресле – коляске с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой головы и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина сиденья 36 см, глубина сиденья 34 см, высота сиденья 44 см, высота подлокотника 18 см, высота подножки 31 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья: с регулируемым углом наклона, подножка: регулирующаяся по высоте, приспособления: боковые опоры для теля, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатетил для ног, ремень под пятки, нагрудный ремень, объем бедер 91 см), ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки 1 пара, исполнитель – ГУ Алтайское региональное отделение ФСС РФ (л.д. 11 об.-18).
В соответствии с абзацем 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение TCP и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Данный перечень утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, поименованы подгузники.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 названных правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
ДД.ММ.ГГГГ Суханова О.А. в интересах ФИО1 обратилась в филиал № отделения Фонда с заявлением об обеспечении ФИО1 в числе прочего ходунками с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (6-10-06) (л.д. 55-57).
ДД.ММ.ГГГГ Суханова О.А. обратилась в филиал № отделения Фонда с заявлением об обеспечении несовершеннолетней ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (пара) (9-01-01), кресла-коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) (л.д. 58-60).
Уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено о том, что она поставлена на учет в Филиал № ГУ – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту Филиал №) для получения ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки, кресла-коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), дополнительно сообщено, что извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) будет размещено уполномоченным органом не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления (л.д. 61).
Также уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о регистрации ее заявления для выдачи направления на получение технических средств реабилитации (далее ТСР), в том числе ходунков с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (л.д. 62).
Кроме того, ФИО1 поставлена на учет в Филиале № для обеспечения ее вышеназванным техническим средством реабилитации, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 63).
Суханова О.А. в интересах ФИО1 также ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращалась в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о получении ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки (л.д. 64-66, 67-69).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано направление № на получение, изготовление ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки (пара), ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки для детей-инвалидов (пара) (1 пара (2 шт)) в Филиале «Барнаульский» АО «Московское протезно-ортопедической предприятие» на основании заявления инвалида №_№ от ДД.ММ.ГГГГ, государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано направление № на получение того же изделия в том же предприятии на основании заявления инвалида №_№ от ДД.ММ.ГГГГ, государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71).
Согласно акту сдачи-приемки работ получателем № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в лице Сухановой О.А. получила ортопедическую обувь сложную без утепленной подкладки в количестве одной пары (л.д. 76).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ ОСФР по Алтайскому краю в ЕИС Закупки размещен запрос о предоставлении ценовой информации на обеспечение ходунками с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП) в количестве 40 штук со сроком предоставления информации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сроком проведения закупки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предложений не поступило (л.д. 80-82).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ ОСФР по Алтайскому краю в ЕИС Закупки повторно размещено извещение о проведении закупок по поставке ходунков с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП) в количестве 40 штук, дата начала исполнения контракта ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения контракта ДД.ММ.ГГГГ (электронный аукцион №, статус аукциона – определение поставщика завершено) (л.д. 83-87).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с АО «Алтаймедтехника» заключен государственный контракт № на поставку инвалидам или их законным представителям технических средств реабилитации – ходунков с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП) для обеспечения инвалидов в соответствии с календарным планом. Срок поставки товара с даты получения от заказчика реестра получателей товара, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88-102).
В рамках данного контракта инвалид ФИО1 ТСР - ходунков с дополнительной фиксацией, не обеспечена.
Далее, ДД.ММ.ГГГГ на сайте ЕИС Закупки размещено извещение о проведении аукциона на поставку ходунков с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП) для обеспечения инвалидов в количестве 40 штук, ценовых предложений не поступило, в связи с чем аукцион не состоялся (л.д. 103-108).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ ОСФР по <адрес> в ЕИС Закупки вновь размещено извещение о проведении закупок по поставке ходунков с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП) в количестве 70 штук, дата окончания подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения контракта ДД.ММ.ГГГГ (электронный аукцион №, статус аукциона – определение поставщика завершено), по результатам которого определен поставщик (л.д. 109-113).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ ОСФР по <адрес> с АО «Алтаймедтехника» заключен государственный контракт № на поставку инвалидам или их законным представителям технических средств реабилитации – ходунков с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП) для обеспечения инвалидов в соответствии с календарным планом. Срок поставки товара с даты получения от заказчика реестра получателей товара до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 114-128).
В соответствии с направлением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано направление на получение ходунков с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП) (1 шт) на основании заявления инвалида №_8760211 от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках государственного контракта 02171№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73).
Актом № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается получение ФИО1 ходунков с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП) (л.д. 75).
ДД.ММ.ГГГГ на сайте ЕИС Закупки ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации размещено извещение о проведении аукциона на поставку кресел-колясок с ручным приводом (для инвалидов и детей-инвалидов), том числе прогулочных для больных ДЦП в количестве 15 штук со сроком проведения закупки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставление ценовой информации определено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (электронный аукцион № не состоялся по причине отсутствия предложений (л.д. 129-131).
ДД.ММ.ГГГГ в ЕИС Закупки повторно размещено извещение о проведении закупок на поставку кресел-колясок с ручным приводом (для инвалидов и детей-инвалидов), том числе прогулочных для больных ДЦП в количестве 15 штук, дата окончания подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения контракта ДД.ММ.ГГГГ, дата подведения итогов определения поставщика ДД.ММ.ГГГГ (электронный аукцион №, статус аукциона – определение поставщика завершено) (л.д. 132-137).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с АО «Алтаймедтехника» заключен государственный контракт № на поставку инвалидам или их законным представителям технических средств реабилитации – кресел-колясок с ручным приводом (для инвалидов и детей-инвалидов) в соответствии с календарным планом. Срок поставки товара с даты получения от заказчика реестра получателей товара, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 138-156).
Согласно акту №.3Ы00118 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получено техническое средство реабилитации – кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), на основании направления № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74).
Анализируя представленные стороной ответчика доказательства, суд приходит к выводу о нарушении ГУ ОСФР сроков проведения процедуры предоставления технических средств реабилитации, а именно ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки, о получении которой ФИО1 в лице ее законного представителя заявлено ДД.ММ.ГГГГ, поскольку по данному заявлению фондом социального страхования не была предоставлена указанная обувь, в том числе не размещались заказы на поставку данного товара, истцу не выдавалось направление на ее получение, при этом суд учитывает, что требуемое изделие было получено ФИО1 только по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, при рассмотрении заявления ФИО1 по предоставлению ей кресла-коляски прогулочной, датированного ДД.ММ.ГГГГ, ГУ ОСФР по Алтайскому краю были нарушены сроки проведения закупок, поскольку сведения о проведении электронного аукциона были размещены в ЕИС Закупки только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя более 30 календарных дней со дня подачи заявления. При этом, в рамках заключенного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 было обеспечена указанным ТСР только ДД.ММ.ГГГГ.
Ходунками ФИО1 была обеспечена только в рамках контракта от ДД.ММ.ГГГГ, при этом суд учитывает, что после первого несостоявшегося аукциона (ДД.ММ.ГГГГ), второе извещение о его проведении размещено спустя полтора месяца, при этом ответчик не предоставил доказательств невозможности предоставления ФИО1 ходунков в рамках контракта от ДД.ММ.ГГГГ.
Конституционные принципы приоритета и высшей ценности прав и свобод человека не допускают ставить права и законные интересы инвалидов в зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на социальное обеспечение органов даже в случае формального соответствия действий последних установленным для них регламентам и иным руководящим документам, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
Несвоевременное обеспечение ФИО1 средствами реабилитации само по себе является незаконным бездействием. Тот факт, что истец вправе приобрести необходимые ему средства реабилитации самостоятельно и обратиться за компенсацией понесенных расходов, не освобождает государственный орган от ответственности, поскольку по смыслу приведенных в решении правовых норм инвалид вправе самостоятельно выбирать способ обеспечения его техническими средствами реабилитации. Также суд учитывает рыночную стоимость требуемых средств реабилитации, которая в среднем составляет от 60 000 руб., что финансового непосильно инвалиду.
Суд не соглашается с доводами ответчика о том, что выдача инвалиду направления на получение средства реабилитации является результатом предоставления государственной услуги по предоставлению ТСР, так по смыслу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации предполагает доведение таких средств реабилитации до конкретных лиц и последующую их эксплуатацию такими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и места жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда ( ч.1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
Как следует из п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана, в том числе компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные и физические страдания, причиненные действием (бездействием) посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренной законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат, (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Страдая детским церебральным параличом, ФИО1 самостоятельно, без специальных технических средств не может передвигаться внутри жилого помещения, без опоры, а также в отсутствием коляски прогулочной была лишена возможности выходить на прогулки на свежем воздухе. ФИО1 в силу своего возраста и развития испытывала дискомфорт от невозможности самостоятельного передвижения, выхода на улицу, посещения общественных мест развлечения и досуга, общения со сверстниками.
Отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
Несвоевременное обеспечение истца техническими средствами реабилитации, необходимыми ему по состоянию здоровья (по роду заболевания), с учетом индивидуальных особенностей затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам граждан и свидетельствует о причинении морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика, длительность периода, в течение которого не предоставлены средства реабилитации, степень физических и нравственных страданий несовершеннолетней ФИО1 и находит разумным и справедливым определить денежную компенсацию морального вреда в сумме 4000 рублей.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2225008796, ░░░░ 1022201758370) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 4000 ░░░. ░ ░░░░░░ ░░░2 (<░░░░░░ ░░░░░░>).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░