Дело № 2-14/2022
Решение
Именем Российской Федерации
23 августа 2022 года г. Коркино
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Щепёткиной Н.С.,
при секретаре Алимбековой С.А.,
с участием прокурора Тугушева Е.А.,
представителя ответчика администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области Дылкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Коркино в интересах неопределенного круга лиц к администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» о возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Коркино Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» о возложении обязанности. В обоснование иска сослался на следующие обстоятельства. Прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, регулирующего вопросы организации надлежащего водоотведения на территории Коркинского городского поселения. На канализационном коллекторе в районе пересечения АДРЕС 05.04.2021года произошла аварийная ситуация, а именно перелом трубопровода. Износ указанного трубопровода составляет более 90 %, что указывает на необходимость проведения его капитального ремонта, существует вероятность загрязнения почвы в результате выброса неочищенных канализационных стоков на рельеф местности. По факту выявленных нарушений закона генеральному директору МУП «ПОВВ» 25.05.2021 года внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены. Определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.08.2021 НОМЕР имущество (системы центрального водоснабжения и водоотведения) исключено из конкурсной массы МП «КУВВ» и возвращено администрации Коркинского городского поселения. Просит, согласно уточненных требований, возложить на надлежащего ответчика обязанность организовать мероприятия по проведению ремонта инженерных сетей- самотечного и напорного канализационного коллектора на автомобильной дороге АДРЕС в срок до 31.12.2022 года. Обеспечить полноценное водоснабжение населения Коркинского муниципального района, в период проведения вышеуказанных ремонтно- восстановительных работ.(том №1 л.д.2-7, том №2 л.д. 243-248, том № 3 л.д.17)
В судебном заседании прокурор Тугушев Е.А. иск поддержал, просил его удовлетворить, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Коркинского городского поселения Дылкина Т.В. в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, указала, что данная обязанность должна быть возложена на МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска»
Представитель ответчика МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. (том№3 л.д.116) Ранее в судебном заседании представитель указал, что обязанность по ремонту коллектора должна быть возложена на администрацию Коркинского городского поселения.
Третьи лица Администрация Коркинского муниципального района Челябинской области, Конкурсный управляющий Киселёв О.А. извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. (том №3 л.д.90, 91)
По определению суда в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело слушалось при имеющейся явке, в отсутствие не явившихся участников дела.
Заслушав прокурора, представителя ответчика и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).
В силу ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоотведения
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Данные полномочия органа местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Водоотведение относится к социальным факторам среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Пунктами 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения; обеспечение доступности водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п. 2, 9, 23 и 28 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:
-водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
-канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;
-сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;
-централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Исходя из ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.
В соответствии с подпунктами 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайной ситуации.
Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 № 168 (далее П ГЭ), регламентированы технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам, а также обязательное проведение капитального ремонта коммунальных сетей в целях обеспечения их эффективности.
Подпунктом «а» пункта 3.1.1 ПТЭ предусмотрено, что к основным задачам служб эксплуатации систем водоотведения является обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено, что прокуратурой г. Коркино проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в ходе которого выявлено незаконное бездействие в непринятии мер к организации надлежащего содержания и проведения капитального ремонта находящегося в аренде МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» трубопровода водоотведения. Прокурором г. Коркино Журбенко А.С. вынесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и направлено в адрес Генерального директора МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» 25.05.2022 года (л.д.8-13)
30.06.2021 года МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» был дан ответ на представление согласно которого они сообщают, что 05.04.2021 года произошла аварийная ситуация на канализационном коллекторе диаметром 400 мм, материала- асбестоцемент, износ трубопровода более 90% в районе пересечения АДРЕС а именно перелом трубопровода. МУП «ПОВВ» проводит ежедневную перекачку канализационных стоков и одновременно разрабатывает мероприятия по ликвидации аварийной ситуации. Произвести ремонтные работы в кратчайшие сроки собственными силами и услугами подрядных организаций на тот момент оказалось невозможным в связи с расположением коллектора в мокром грунте (болото) и на глубине более 6 метров. МУП «ПОВВ» получен проект производства работ по капитальному ремонту участка самотечного коллектора на а/д АДРЕС от подрядной организации ООО «Электротекст-Чел». Данная организация приступит к выполнения работ капитального ремонта. Сообщают, что недостаточно средств заложенных Министерством тарифного урегулирования Челябинской области на проведение модернизации всех сетей г. Коркинского и АДРЕС в кротчайшие сроки. (том №1 л.д.14)
ООО «Коркинское производственное объединение» в адрес прокурора г. Коркино обращалось с жалобой на бездействие МУП «ПОВВ», в виду подтопления колодцев на территории предприятия с июля 2018 года. (л.д.16,17)
Определением Арбитражного суда Челябинской области по делу НОМЕР от 16.06.2021 года на администрацию Коркинского городского поселения возложена обязанность принять на баланс муниципальное имущество- инженерные сети водоснабжения и водоотведения. (том №1 л.д. 23-29)
Администрацией Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в адрес МУП «ПОВВ» г. Челябинска направлялись требования о принятии мер к ликвидации аварийной ситуации. (том №1 л.д.20), а адрес прокурора г. Коркино ответы на требования, согласно которых ссылались на эксплуатацию данных сетей МУП «ПОВВ». (том №1 л.д.21,22)
Согласно выписки из реестра муниципального имущества Коркинского городского поселения от 27 октября 2021 года правообладателем напорного коллектора расположенного по адресу: АДРЕС является МУ «Коркинское управление водоснабжения и водоотведения» на праве хозяйственного ведения, находится в муниципальной собственности на основании Решения Совета депутатов КГП от 04.07.2018 года НОМЕР, постановления администрации КГП НОМЕР от 09.07.2018 года. дополнительного соглашения к договору хозяйственного ведения НОМЕР от 09.07.2018 года. ( том №1л.д.45)
Согласно выписки из реестра муниципального имущества Коркинского городского поселения от 27 октября 2021 года правообладателем самотечного коллектора расположенного по адресу: АДРЕС, от КНС НОМЕР (новая) до КНС НОМЕР (Новобатурино) является МУ «Коркинское управление водоснабжения и водоотведения» на праве хозяйственного ведения, находится в муниципальной собственности на основании Решения Совета депутатов КГП от 04.07.2018 года НОМЕР, постановления администрации КГП НОМЕР от 09.07.2018 года. дополнительного соглашения к договору хозяйственного ведения НОМЕР от 09.07.2018 года. ( том НОМЕРл.д.46)
На основании решения Совета депутатов КГП от 04.07.2018 года НОМЕР спорные объекты включены в реестр муниципального имущества Коркинского городского поселения. (том НОМЕР л.д.47-49)
Администрация Коркинского городского поселения заключили договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием Коркинского городского поселения «Коркинское Управление Водоснабжения и Водоотведения» от 15.06.2015 года за НОМЕР. (Том №1 л.д.71-74)
ООО «АудитСервис Энергетика» составлен акт по проведению технического обследования холодного водоснабжения и водоотведения Коркинского городского поселения» от 04 июля 2017 года, согласно которого по результатам энергетического обследования были рассчитаны коэффициенты износа сетей водоснабжения и водоотведения. Данные являются аварийными. ООО «АС Энергетика» предлагает произвести замену сетей водоснабжения и водоотведения. По результатам энергетического обследования энергоаудиторами было установлено, часть насосов, использующихся в насосных станциях, физически устарели. Специалистами предложены варианты замены некоторых насосов на современные аналоги. Для уменьшения количества аварий в сетях водоснабжения и водоотведения необходимы инвестиционные вложения в размере 411 млн 760 тысяч 993 рублей для сетей водоснабжения и 171 млн 386 тысяч 990 рублей для сетей водоотведения. Необходимые суммарные инвестиции равны 583 млн 147 тысяч 980 рублей. После проведения ремонтных работ по замене ветхих трубопроводов коэффициент: сетей водоснабжения и водоотведения. (том №1 л.д.75-134)
МУП «ПОВВ г. Челябинск» представлены путевые листы согласно которых производились ежедневные работы по перекачке канализационных стоков. (том №2 л.д.1-234)
МКУ «Управление гражданской защиты Коркинского муниципального района» представлены оперативные сводки согласно которых проводились работы по замене труб. (том№2 л.д.235-242)
По настоящему делу была назначена судебная строительно -техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО «Независимая судебная экспертиза «ПРИНЦИП» экспертам Л.А.Л., Р.З.А..
Согласно заключения экспертов НОМЕР от 01 августа 2022 года, причиной непроходимости канализационного коллектора, расположенного на пересечении улиц АДРЕС является разрушение трубопровода вследствие его естественного износа. Поскольку для восстановления работоспособного состояния коллектора требуется его полная замена (60м), то данные ремонтные работы не относятся к текущему ремонту (ст. 3.2.31 МДК 3-02.2001), а относятся к капитальному ремонту согласно ГрК ст. 14.3. Необходима полная замена участка коллектора протяженностью 60 м. Процент износа канализационного коллектора, расположенного на пересечении улиц АДРЕС составляет 250%. (том № л.д.96-111)
Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» установлено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, ответы на вопросы экспертов, суд приходит к выводу о том, что заключение в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", является полным, ясным, содержит подробное описание проведенного исследования, мотивированные ответы на поставленные судом вопросы, последовательно, непротиворечиво и согласуется с другими доказательствами по делу.
При проведении экспертизы эксперты проанализировали и сопоставили все имеющиеся и известные исходные данные, провели исследование объективно, на базе общепринятых научных и практических данных, в пределах своей специальности, всесторонне и в полном объеме.
В обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из представленных в их распоряжение материалов, основываются на исходных объективных данных.
Эксперты в своем заключении провели подробный анализ обстоятельств на основании имеющихся материалов. Каких-либо объективных и допустимых доказательств, опровергающих выводы экспертов, представлено не было. Эксперты до начала производства экспертизы были предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеют необходимые для производства подобного рода экспертиз полномочия, образование, квалификацию, специальности, стаж работы. При этом эксперты, как лица, обладающее необходимыми специальными познаниями, самостоятельно избирает методы исследования, объем необходимых материалов, в том, числе, определяет их достаточность для формирования полных и категоричных выводов по поставленным судом вопросам.
У суда нет оснований сомневаться в объективности данного заключения (с ответами эксперта) проведенной по делу судебной экспертизы, которое не было опровергнуто и оспорено ответчиками иными средствами доказывания в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, суд принимает данное заключение в качестве относимого и допустимого доказательства. Данное экспертное заключение, суд берет за основу своих выводов.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск прокурора г. Коркино Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» о возложении обязанности, подлежит удовлетворению в части возложения на Администрацию Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, как на собственника, обязанность организовать мероприятия по проведению ремонта инженерных сетей самотечного и напорного канализационного коллектора на автомобильной дороге АДРЕС в срок до 31.12.2022 г. и возложением обязанности обеспечить полноценное водоотведение населения Коркинского муниципального района в период проведения ремонтно-восстановительных работ.
Поскольку до постановления решения суда, а именно в июле 2022 года была произведена замена участка канализационного коллектора от АДРЕС, протяженностью 62 метра, проведен капитальный ремонт канализационного колодца, выполнена герметизация, отклонений в работе не наблюдается, система водоотведения работает в полном объеме, прием стоков осуществляется бесперебойно, то решение в указанной ранее части исполнению не подлежит. (том № 3 л.д.113)
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителя.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно определения суда от 05 апреля 2022 года судом была назначена по делу судебная строительно -техническая экспертиза. Производство экспертизы поручено экспертам ООО «Независимая судебная экспертиза «ПРИНЦИП» Л.А.Л., Р.З.А.. Оплата производства экспертизы в сумме 50 000 рублей судом возложена в равных частях на администрацию Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» по 25 000 рублей на каждую организацию, обязав перечислить эти средства на счет ООО «Независимая судебная экспертиза «ПРИНЦИП» в течение 5 дней с момента выставления счета к оплате.
Из представленных доказательств следует, что экспертиза проведена, оплата в сумме 25 000 рублей на счет экспертной организации поступила только от МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» в размере 25 000 рублей. Оплата производства экспертизы в сумме 25 000 рублей от администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, не поступила, от директора ООО «Независимая судебная экспертиза «ПРИНЦИП» поступило заявление об оплате экспертизы (том № 3 л.д.95), в связи с чем подлежит взысканию в пользу ООО «Независимая судебная экспертиза «ПРИНЦИП» с администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в счет оплаты производства судебной экспертизы 25 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Коркино Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» о возложении обязанности, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области организовать мероприятия по проведению ремонта инженерных сетей самотечного и напорного канализационного коллектора на автомобильной дороге АДРЕС в срок до 31.12.2022 г. Обеспечить полноценное водоотведение населения Коркинского муниципального района в период проведения ремонтно-восстановительных работ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение в части возложении обязанности организовать мероприятия по проведению ремонта инженерных сетей самотечного и напорного канализационного коллектора на автомобильной дороге АДРЕС в срок до 31.12.2022 г. и обеспечить полноценное водоотведение населения Коркинского муниципального района в период проведения ремонтно-восстановительных работ, исполнению не подлежит.
Взыскать с администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пользу ООО «Независимая судебная экспертиза «ПРИНЦИП» расходы, связанные с проведением судебной экспертизы в сумме 25 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30 августа 2022 года.
Председательствующий: Н.С.Щепёткина
Решение
Именем Российской Федерации
23 августа 2022 года г. Коркино
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Щепёткиной Н.С.,
при секретаре Алимбековой С.А.,
с участием прокурора Тугушева Е.А.,
представителя ответчика администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области Дылкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Коркино в интересах неопределенного круга лиц к администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» о возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Коркино Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» о возложении обязанности. В обоснование иска сослался на следующие обстоятельства. Прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, регулирующего вопросы организации надлежащего водоотведения на территории Коркинского городского поселения. На канализационном коллекторе в районе пересечения АДРЕС 05.04.2021года произошла аварийная ситуация, а именно перелом трубопровода. Износ указанного трубопровода составляет более 90 %, что указывает на необходимость проведения его капитального ремонта, существует вероятность загрязнения почвы в результате выброса неочищенных канализационных стоков на рельеф местности. По факту выявленных нарушений закона генеральному директору МУП «ПОВВ» 25.05.2021 года внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены. Определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.08.2021 НОМЕР имущество (системы центрального водоснабжения и водоотведения) исключено из конкурсной массы МП «КУВВ» и возвращено администрации Коркинского городского поселения. Просит, согласно уточненных требований, возложить на надлежащего ответчика обязанность организовать мероприятия по проведению ремонта инженерных сетей- самотечного и напорного канализационного коллектора на автомобильной дороге АДРЕС в срок до 31.12.2022 года. Обеспечить полноценное водоснабжение населения Коркинского муниципального района, в период проведения вышеуказанных ремонтно- восстановительных работ.(том №1 л.д.2-7, том №2 л.д. 243-248, том № 3 л.д.17)
В судебном заседании прокурор Тугушев Е.А. иск поддержал, просил его удовлетворить, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Коркинского городского поселения Дылкина Т.В. в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, указала, что данная обязанность должна быть возложена на МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска»
Представитель ответчика МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. (том№3 л.д.116) Ранее в судебном заседании представитель указал, что обязанность по ремонту коллектора должна быть возложена на администрацию Коркинского городского поселения.
Третьи лица Администрация Коркинского муниципального района Челябинской области, Конкурсный управляющий Киселёв О.А. извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. (том №3 л.д.90, 91)
По определению суда в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело слушалось при имеющейся явке, в отсутствие не явившихся участников дела.
Заслушав прокурора, представителя ответчика и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).
В силу ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоотведения
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Данные полномочия органа местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Водоотведение относится к социальным факторам среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Пунктами 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения; обеспечение доступности водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п. 2, 9, 23 и 28 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:
-водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
-канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;
-сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;
-централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Исходя из ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.
В соответствии с подпунктами 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайной ситуации.
Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 № 168 (далее П ГЭ), регламентированы технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам, а также обязательное проведение капитального ремонта коммунальных сетей в целях обеспечения их эффективности.
Подпунктом «а» пункта 3.1.1 ПТЭ предусмотрено, что к основным задачам служб эксплуатации систем водоотведения является обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено, что прокуратурой г. Коркино проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в ходе которого выявлено незаконное бездействие в непринятии мер к организации надлежащего содержания и проведения капитального ремонта находящегося в аренде МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» трубопровода водоотведения. Прокурором г. Коркино Журбенко А.С. вынесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и направлено в адрес Генерального директора МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» 25.05.2022 года (л.д.8-13)
30.06.2021 года МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» был дан ответ на представление согласно которого они сообщают, что 05.04.2021 года произошла аварийная ситуация на канализационном коллекторе диаметром 400 мм, материала- асбестоцемент, износ трубопровода более 90% в районе пересечения АДРЕС а именно перелом трубопровода. МУП «ПОВВ» проводит ежедневную перекачку канализационных стоков и одновременно разрабатывает мероприятия по ликвидации аварийной ситуации. Произвести ремонтные работы в кратчайшие сроки собственными силами и услугами подрядных организаций на тот момент оказалось невозможным в связи с расположением коллектора в мокром грунте (болото) и на глубине более 6 метров. МУП «ПОВВ» получен проект производства работ по капитальному ремонту участка самотечного коллектора на а/д АДРЕС от подрядной организации ООО «Электротекст-Чел». Данная организация приступит к выполнения работ капитального ремонта. Сообщают, что недостаточно средств заложенных Министерством тарифного урегулирования Челябинской области на проведение модернизации всех сетей г. Коркинского и АДРЕС в кротчайшие сроки. (том №1 л.д.14)
ООО «Коркинское производственное объединение» в адрес прокурора г. Коркино обращалось с жалобой на бездействие МУП «ПОВВ», в виду подтопления колодцев на территории предприятия с июля 2018 года. (л.д.16,17)
Определением Арбитражного суда Челябинской области по делу НОМЕР от 16.06.2021 года на администрацию Коркинского городского поселения возложена обязанность принять на баланс муниципальное имущество- инженерные сети водоснабжения и водоотведения. (том №1 л.д. 23-29)
Администрацией Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в адрес МУП «ПОВВ» г. Челябинска направлялись требования о принятии мер к ликвидации аварийной ситуации. (том №1 л.д.20), а адрес прокурора г. Коркино ответы на требования, согласно которых ссылались на эксплуатацию данных сетей МУП «ПОВВ». (том №1 л.д.21,22)
Согласно выписки из реестра муниципального имущества Коркинского городского поселения от 27 октября 2021 года правообладателем напорного коллектора расположенного по адресу: АДРЕС является МУ «Коркинское управление водоснабжения и водоотведения» на праве хозяйственного ведения, находится в муниципальной собственности на основании Решения Совета депутатов КГП от 04.07.2018 года НОМЕР, постановления администрации КГП НОМЕР от 09.07.2018 года. дополнительного соглашения к договору хозяйственного ведения НОМЕР от 09.07.2018 года. ( том №1л.д.45)
Согласно выписки из реестра муниципального имущества Коркинского городского поселения от 27 октября 2021 года правообладателем самотечного коллектора расположенного по адресу: АДРЕС, от КНС НОМЕР (новая) до КНС НОМЕР (Новобатурино) является МУ «Коркинское управление водоснабжения и водоотведения» на праве хозяйственного ведения, находится в муниципальной собственности на основании Решения Совета депутатов КГП от 04.07.2018 года НОМЕР, постановления администрации КГП НОМЕР от 09.07.2018 года. дополнительного соглашения к договору хозяйственного ведения НОМЕР от 09.07.2018 года. ( том НОМЕРл.д.46)
На основании решения Совета депутатов КГП от 04.07.2018 года НОМЕР спорные объекты включены в реестр муниципального имущества Коркинского городского поселения. (том НОМЕР л.д.47-49)
Администрация Коркинского городского поселения заключили договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием Коркинского городского поселения «Коркинское Управление Водоснабжения и Водоотведения» от 15.06.2015 года за НОМЕР. (Том №1 л.д.71-74)
ООО «АудитСервис Энергетика» составлен акт по проведению технического обследования холодного водоснабжения и водоотведения Коркинского городского поселения» от 04 июля 2017 года, согласно которого по результатам энергетического обследования были рассчитаны коэффициенты износа сетей водоснабжения и водоотведения. Данные являются аварийными. ООО «АС Энергетика» предлагает произвести замену сетей водоснабжения и водоотведения. По результатам энергетического обследования энергоаудиторами было установлено, часть насосов, использующихся в насосных станциях, физически устарели. Специалистами предложены варианты замены некоторых насосов на современные аналоги. Для уменьшения количества аварий в сетях водоснабжения и водоотведения необходимы инвестиционные вложения в размере 411 млн 760 тысяч 993 рублей для сетей водоснабжения и 171 млн 386 тысяч 990 рублей для сетей водоотведения. Необходимые суммарные инвестиции равны 583 млн 147 тысяч 980 рублей. После проведения ремонтных работ по замене ветхих трубопроводов коэффициент: сетей водоснабжения и водоотведения. (том №1 л.д.75-134)
МУП «ПОВВ г. Челябинск» представлены путевые листы согласно которых производились ежедневные работы по перекачке канализационных стоков. (том №2 л.д.1-234)
МКУ «Управление гражданской защиты Коркинского муниципального района» представлены оперативные сводки согласно которых проводились работы по замене труб. (том№2 л.д.235-242)
По настоящему делу была назначена судебная строительно -техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО «Независимая судебная экспертиза «ПРИНЦИП» экспертам Л.А.Л., Р.З.А..
Согласно заключения экспертов НОМЕР от 01 августа 2022 года, причиной непроходимости канализационного коллектора, расположенного на пересечении улиц АДРЕС является разрушение трубопровода вследствие его естественного износа. Поскольку для восстановления работоспособного состояния коллектора требуется его полная замена (60м), то данные ремонтные работы не относятся к текущему ремонту (ст. 3.2.31 МДК 3-02.2001), а относятся к капитальному ремонту согласно ГрК ст. 14.3. Необходима полная замена участка коллектора протяженностью 60 м. Процент износа канализационного коллектора, расположенного на пересечении улиц АДРЕС составляет 250%. (том № л.д.96-111)
Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» установлено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, ответы на вопросы экспертов, суд приходит к выводу о том, что заключение в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", является полным, ясным, содержит подробное описание проведенного исследования, мотивированные ответы на поставленные судом вопросы, последовательно, непротиворечиво и согласуется с другими доказательствами по делу.
При проведении экспертизы эксперты проанализировали и сопоставили все имеющиеся и известные исходные данные, провели исследование объективно, на базе общепринятых научных и практических данных, в пределах своей специальности, всесторонне и в полном объеме.
В обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из представленных в их распоряжение материалов, основываются на исходных объективных данных.
Эксперты в своем заключении провели подробный анализ обстоятельств на основании имеющихся материалов. Каких-либо объективных и допустимых доказательств, опровергающих выводы экспертов, представлено не было. Эксперты до начала производства экспертизы были предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеют необходимые для производства подобного рода экспертиз полномочия, образование, квалификацию, специальности, стаж работы. При этом эксперты, как лица, обладающее необходимыми специальными познаниями, самостоятельно избирает методы исследования, объем необходимых материалов, в том, числе, определяет их достаточность для формирования полных и категоричных выводов по поставленным судом вопросам.
У суда нет оснований сомневаться в объективности данного заключения (с ответами эксперта) проведенной по делу судебной экспертизы, которое не было опровергнуто и оспорено ответчиками иными средствами доказывания в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, суд принимает данное заключение в качестве относимого и допустимого доказательства. Данное экспертное заключение, суд берет за основу своих выводов.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск прокурора г. Коркино Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» о возложении обязанности, подлежит удовлетворению в части возложения на Администрацию Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, как на собственника, обязанность организовать мероприятия по проведению ремонта инженерных сетей самотечного и напорного канализационного коллектора на автомобильной дороге АДРЕС в срок до 31.12.2022 г. и возложением обязанности обеспечить полноценное водоотведение населения Коркинского муниципального района в период проведения ремонтно-восстановительных работ.
Поскольку до постановления решения суда, а именно в июле 2022 года была произведена замена участка канализационного коллектора от АДРЕС, протяженностью 62 метра, проведен капитальный ремонт канализационного колодца, выполнена герметизация, отклонений в работе не наблюдается, система водоотведения работает в полном объеме, прием стоков осуществляется бесперебойно, то решение в указанной ранее части исполнению не подлежит. (том № 3 л.д.113)
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителя.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно определения суда от 05 апреля 2022 года судом была назначена по делу судебная строительно -техническая экспертиза. Производство экспертизы поручено экспертам ООО «Независимая судебная экспертиза «ПРИНЦИП» Л.А.Л., Р.З.А.. Оплата производства экспертизы в сумме 50 000 рублей судом возложена в равных частях на администрацию Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» по 25 000 рублей на каждую организацию, обязав перечислить эти средства на счет ООО «Независимая судебная экспертиза «ПРИНЦИП» в течение 5 дней с момента выставления счета к оплате.
Из представленных доказательств следует, что экспертиза проведена, оплата в сумме 25 000 рублей на счет экспертной организации поступила только от МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» в размере 25 000 рублей. Оплата производства экспертизы в сумме 25 000 рублей от администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, не поступила, от директора ООО «Независимая судебная экспертиза «ПРИНЦИП» поступило заявление об оплате экспертизы (том № 3 л.д.95), в связи с чем подлежит взысканию в пользу ООО «Независимая судебная экспертиза «ПРИНЦИП» с администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в счет оплаты производства судебной экспертизы 25 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Коркино Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» о возложении обязанности, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области организовать мероприятия по проведению ремонта инженерных сетей самотечного и напорного канализационного коллектора на автомобильной дороге АДРЕС в срок до 31.12.2022 г. Обеспечить полноценное водоотведение населения Коркинского муниципального района в период проведения ремонтно-восстановительных работ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение в части возложении обязанности организовать мероприятия по проведению ремонта инженерных сетей самотечного и напорного канализационного коллектора на автомобильной дороге АДРЕС в срок до 31.12.2022 г. и обеспечить полноценное водоотведение населения Коркинского муниципального района в период проведения ремонтно-восстановительных работ, исполнению не подлежит.
Взыскать с администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пользу ООО «Независимая судебная экспертиза «ПРИНЦИП» расходы, связанные с проведением судебной экспертизы в сумме 25 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30 августа 2022 года.
Председательствующий: Н.С.Щепёткина