г. Сыктывкар Дело № 2-5249/2021 (№33-6676/2021)
УИД 11RS0001-01-2021-006837-98
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в судебном заседании 29 ноября 2021 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 сентября 2021 года, которым обязана администрация МО ГО «Сыктывкар» включить Когину А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Взысканы с администрации МО ГО «Сыктывкар» в пользу Когиной А.В. в счет возмещения расходы по оплате услуг представителя в размере 12 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., 112 руб. - почтовые расходы.
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., объяснения представителя истца Когиной А.В. – Руссу М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Когина А.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, взыскании расходов по оплате услуг представителя, расходов по оплате государственной пошлины, почтовых расходов, указывая в обоснование требований, что относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во включении в список для целей обеспечения жилым помещением муниципального специализированного жилого фонда ответчиком отказано.
В судебном заседании истец, ее представитель на заявленных требованиях настаивали.
Представитель администрации с иском не согласилась.
Третьи лица участия в судебном заседании не приняли.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований истца, в связи с неправильным применением норм материального права и определением фактических обстоятельств по делу.
В суде апелляционной инстанции представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено, что Когина А.В. <Дата обезличена> года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители: мать Когина А.В. умерла, отец Когин В.Н. решением ... суда от <Дата обезличена> лишен родительских прав.
Постановлением главы муниципального образования городского поселения ... от <Дата обезличена> <Номер обезличен> за Когиной А.В. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>
С <Дата обезличена> годы истец воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в ...
В период с <Дата обезличена> Когина А.В. имела регистрацию в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>
В настоящее время истец зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, которое предоставлено ей во временное пользования родственником.
На обращение истца в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении её в список детей-сирот и лиц из их числа для обеспечения жилым помещением, постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> отказано по причине намеренного снятия с регистрационного учета по адресу по адресу: <Адрес обезличен>, а также отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, в связи с отсутствием оснований.
Повторно отказано во включении в список Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> по причине достижения возраста ... лет.
Когина А.В. жилых помещений, занимаемых на праве социального найма или праве собственности, не имеет. Сведения об обеспечении истца жилым помещением в соответствии с законодательством о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют.
Разрешая спор, оценив доводы и возражения сторон, представленные доказательства, со ссылкой на статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, по смыслу данного Федерального закона жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закон Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) формируется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Граждане, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (статья 7 Закона № 134-РЗ).
Отказывая во включении Когиной А.В. в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, постановлениями от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, администрация МО ГО «Сыктывкар» исходила из того, что Когина А.В. намеренно снялась с регистрационного учета по адресу: <Адрес обезличен>
Вместе с тем, проживание истца в закрепленном жилом помещении было невозможно и противоречило её интересам по тем основаниям, что право пользования данным жилым помещением имело также лицо, лишенное родительских прав, в связи с чем, суд обоснованно признал проживание Когиной А.В. в закрепленном жилом помещении невозможным.
Указанный вывод суда первой инстанции согласуется с суждениями, приведенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.
Кроме того, Когина А.В. имеет диагноз ..., воспитывалась в ... и после выпуска из школы-интерната, не в должной мере осознавала последствия снятия с регистрационного учета в жилом помещении, которое было за ней закреплено.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В силу изложенного, судебная коллегия не усматривает в действиях Когиной А.В. умышленный и недобросовестный характер, поскольку действия истца по снятию с регистрационного учета, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении жилищных условий с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что с момента снятия истца с регистрационного учета в ... прошло менее ... лет, какого-либо правового значения не имеют.
Установив, что истец имела право на предоставление ей вне очереди жилого помещения, обращалась с соответствующим заявлением о постановке её на учет до достижения ею возраста 23 лет, но не была поставлена на учет по независящим от неё обстоятельствам, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Когиной А.В.
Учитывая установленные обстоятельства, предусмотренные как федеральным, так и региональным законодательством, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о возложении на муниципальный орган обязанность включить Когину А.В. в Список правомерен.
Материалы дела не содержат доказательств, что истец лишен возможности реализовать свое право на обеспечение помещением специализированного фонда по месту постоянной регистрации.
Доводы жалобы об отсутствии у ответчика достаточного финансирования по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот на выводы суда не влияют, поскольку предметом настоящего спора является включение лица из числе детей-сирот в соответствующий список, а не предоставление жилья.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений ст. 67 ГПК РФ и изложена в мотивировочной части решения суда.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не свидетельствуют о неправильном определении судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, основаны на неверном толковании норм материального права, переоценке представленных доказательств, и не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 01 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи