Дело № 2-597/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2016 года Пермский край г. Очер
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Гилёвой О.М.,
при секретаре Шардаковой В.А.,
с участием прокурора Щипицыной Ю.С.,
истца Бояршиновой А.А.,
представителя МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края Евдокимовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края в интересах Бояршиновой А.А. об обязании Правительства Пермского края, МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края, предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда,
установил:
прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах Бояршиновой А.А. об обязании Правительства Пермского края, МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Очерского муниципального района Пермского края, либо с согласия истца на территории Пермского края, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на строительства жилья на указанные цели.
В обосновании заявленных требований, указывая, что Бояршинова А.А. является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей из числа лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно решения комиссии МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края Отдела по Очёрскому муниципальному району № 6 от ДД.ММ.ГГГГ, Бояршинова А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того у Бояршиновой А.А., её родителей ФИО6, ФИО5 прав на недвижимое имущество не зарегистрировано.
В судебном заседании прокурор Щипицына Ю.С. на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в заявлении.
Истец Бояршинова А.А. в судебном заседании, настаивала на удовлетворении заявленных требований, указывая, что своего жилья она не имеет, обращалась в МТУ № 1 Минсоцразвития по Пермскому краю по данному вопросу, однако, до настоящего времени жилье ей предоставлено не было, согласна на предоставление жилья в пределах территории Пермского края.
Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание своего представителя не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв на иск, просили отказать в исковых требованиях в полном объеме, так как в настоящее время Бояршинова А.А. обучается в ГБОУ СПО «<данные изъяты>» по очной форме обучения и ей предоставлено койко-место в общежитии. Право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда у Бояршиновой А.А. наступает по завершению обучения в образовательном учреждении, то есть в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, предоставление жилого помещения истцу нарушит права других лиц находящихся в очереди.
Краевое государственного бюджетного учреждения «Дирекция по капитальному строительству», ГКУ Пермского края «Управления жилыми помещениями для детей сирот специализированного жилого фонда» в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом о дате месте и времени рассмотрения гражданского дела.
Представитель МТУ № 1 Минсоцразвития по Пермскому краю отдел по Очерскому району Пермского края Евдокимова Е.Д., в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Бояршинова А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Согласно решениями Очерского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ФИО6 – родители Бояршиновой А.А., лишены родительских прав в отношении истца (л.д.30,31).
Постановлением администрации Спешковского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Бояршинова А.А. была поставлена в льготную очередь на получение жилого помещения (л.д.26).
Решением МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края Отдела по Очерскому муниципальному району №6 от ДД.ММ.ГГГГ, Бояршинова А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.16).
На основании сведений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (л.д. 23,24,25), сведений МУП «Верещагинское бюро технической инвентаризации» (л.д.22), права на недвижимое имущество за Бояршиновой А.А., ФИО5, ФИО6 не зарегистрировано.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).
Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 №147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Поскольку у Бояршиновой А.А. отсутствует жилое помещение, а также, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, достигла 18 лет, у нее возникло право на предоставление для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Правительство Пермского края право истца на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не оспаривает, письменных документов об оспаривании права истца на получение жилого помещения не представили.
Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012 г.) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как указано в частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 №147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 3 Закона Пермского края от 07.09.2007 №107-ПК (ред. от 29.02.2012 г.) "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края. Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. №1194-п фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений. КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.
Пунктом 1.4. Порядка предусмотрено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения Бояршиновой А.А. в пределах территории Пермского края суд возлагает на Правительство Пермского края как на высший исполнительный орган Пермского края.
В иске прокурора Очерского района Пермского края к Межрайонному территориальному управлению №1 Министерства социального развития Пермского края отдел по Очерскому муниципальному району следует отказать, поскольку из приведенных выше норм материального права данный орган не обладает организационно-распорядительными функциями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора Очерского района Пермского края в интересах Бояршиновой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения удовлетворить.
Обязать Правительство Пермского края предоставить Бояршиновой А.А. благоустроенное жилое помещение в пределах территории Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м.
В части заявленных исковых требований о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям на Межрайонное территориальное управление №1 Министерства социального развития Пермского края отдел по Очерскому муниципальному району – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пермском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы через Очерский районный суд Пермского края.
Судья-
-
Секретарь судебного заседания