Дело № 2-169/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2018 г. с. Красноармейское
Красноармейский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Е.В.,
при секретаре Димитриевой М.В.,
с участием представителя истца Николаева В.С., действующего на основании ордера от 20.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестерова Андрея Леонидовича к администрации Красноармейского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики об обязании организовать и обеспечить проведение обследования многоквартирного жилого дома специализированной организацией,
у с т а н о в и л:
Нестеров А.Л. обратился в суд с иском к администрации Красноармейского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики об обязании организовать и обеспечить проведение обследование многоквартирного жилого <адрес> ЧР специализированной организацией, мотивируя свои требования тем, что он является нанимателем <адрес> ЧР. На обращения 15.05.2017 и 05.03.2018 в Межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого помещения, многоквартирного дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу ему и другим жильцам дома предложено предоставить заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 2012 г., жилой <адрес> является восьмиквартирным, 1961 года постройки, процент износа составляет 45%. Обследование данного жилого дома специализированной организацией не проводилось. Жилой дом в целом, его отдельные элементы и несущие конструкции предоставляют опасность для жизни и здоровья его жильцов виду возможности внезапного обрушения. Ответчик, являясь публичным органом, осуществляющим муниципальный жилищный контроль, функции по организации содержания муниципального жилищного фонда и иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством, являясь собственником <адрес>, до настоящего времени каких-либо действий по организации обследования дома специализированной организацией не предпринял, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец Нестеров А.Л., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя.
Представитель истца Николаев В.С. поддержал исковые требования, вновь приведя доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика администрации Красноармейского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики Барышникова Т.И., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Нестеров А.Л. в администрацию Красноармейского сельского поселения с заявлением о проведении обследования дома, квартиры специализированной организацией не обращался. Жилой <адрес> построен в 1961 г. По состоянию на 2012 г. по сведениям БТИ износ дома составляет 45%. В 2009 г. в доме проводился капитальный ремонт кровли, в 2015 г. поменяли электропроводку, в 2016 г. отремонтировали фасад здания. В 2018 г. был запланирован ремонт отопительной системы из фонда капитального ремонта, от проведения которого жильцы дома отказались. Проведение обследования жилого дома с привлечением специализированной организации повлечет нецелевое расходование бюджетных денежных средств, так как доказательств того, что указанный жилой дом в настоящее время непригоден для проживания, аварийный и подлежит сносу истцом не представлено.
Представитель третьего лица администрации Красноармейского района, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Третьи лица Белова Л.М., Нестеров Д.В., Тимофеев С.Э., Степанов В.В., Бурзаев Г.Г., Бурзаева Г.И., Бурзаева М.Н., действующей в интересах Бурзаевой А.М., Петров Р.В., Гаврилова В.В., Васильев А.К., Васильева Е.А., Васильев Е.А., Степанова В.Н., действующая за себя лично и в интересах Степановой Е.А., Степанова Д.А., Степановой М.А., Степанов Д.А., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Ранее в судебном заседании третьи лица Белова Л.М, Гаврилов В.В., Васильев А.К., Степанова В.Н., Бурзаева Г.И., Нестеров Д.В. исковые требования поддержали, полагая их законными, обоснованными и подлежащими удволетворению.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. п. 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 7 Положения, признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией. Создание межведомственной комиссии находится в компетенции органов местного самоуправления, председателем назначается должностное лицо указанного органа.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в себя, в том числе, прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов. При этом решение межведомственной комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Подпунктом "г" пункта 45 Положения предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в межведомственную комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, является основанием для обращения в межведомственную комиссию, которое в силу п. 45 Положения представляется по месту нахождения жилого помещения вместе с заявлением о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания.
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 16 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
Судом установлено, что Нестеров А.Л. является нанимателем <адрес>. <адрес> по <адрес> ЧР, где совместно с последним зарегистрированы и проживают Тимофеев С.Э. и Нестеров Д.В. При этом в указанном многоквартирном жилом доме наряду с квартирой истца имеются квартиры, собственниками которых являются привлеченные по делу третьи лица.
Квартира № <адрес> ЧР находится в собственности администрации Красноармейского сельского поселения Красноармейского района ЧР на основании Закона Чувашской Республики № 48 от 05.10.2006.
Постановлением администрации Красноармейского района ЧР № 52 от 03.09.2018 утвержден состав комиссии по жилищным вопросам, в том числе для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования Красноармейского района ЧР.
16.05.2017, 05.03.2018 жильцы <адрес> обратились в адрес главы администрации Красноармейского района ЧР с просьбой рассмотреть вопрос о признании дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку дом построен в 1961 г., во многих квартирах имеется плесень, трещины на стенах, рушатся и обваливаются потолки, в доме нет инженерных коммуникаций (санузлов).
Из ответов главы администрации с. Красноармейское от 29.05.2017, 14.03.2018 следует, что указанные обращения рассмотрены, заявителям разъяснен порядок признания дома аварийным и подлежащим сносу, указан перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания, признания многоквартирного дома аварийным, а так же сообщено, что в 2009 г. в жилом доме был произведен капитальный ремонт кровли и фасада, в 2015 г. произведена заменена системы электроснабжения.
При этом обследование жилого <адрес> в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилищной комиссией не проводилось, акт обследования помещения, жилого дома не составлялся.
Основанием для обращения истца в суд с настоящим иском явилось бездействие администрации Красноармейского сельского поселения по обследованию жилого <адрес> специализированной организацией, поскольку дом в целом, его отдельные элементы и несущие конструкции предоставляют опасность для жизни и здоровья его жильцов ввиду возможности внезапного обрушения.
В подтверждение заявленных требований истцом представлен технический паспорт, составленный МУП «БТИ «Красноармейское» ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого степень износа <данные изъяты> квартирного жилого <адрес> составляет 45%.
В ходе рассмотрения спора в суде ООО «БТИ «Красноармейское» проведено техническое обследование указанного жилого дома. Согласно технического паспорта степень износа дома по состоянию на 19-21.09.2018 составляет 54%.
Представитель истца Николаев В.С. не оспаривал доводы ответчика о том, что ранее в жилом доме проводился капитальный ремонт кровли, поменяли электропроводку.
Представлением прокурора от 13.07.2018 на администрацию сельского поселения Красноармейского района возложена обязанность принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства, при этом в представлении не указано какие вредные факторы среды обитания, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья истца в <адрес>, были выявлены в ходе проведенной проверки.
Иных доказательств, объективно указывающих на признаки аварийности дома, являющихся основанием для возложения на ответчика обязанности обследования жилого дома с привлечением специализированной организации истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно части 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося в суд за защитой своих прав, свобод или законных интересов.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что истец обращался с заявлением о проведении обследование жилого дома специализированной организацией в администрацию Красноармейского сельского поселения Красноармейского района ЧР.
Представленные истцом заявления от 16.05.2017, от 05.03.2018, адресованы жильцами <адрес>, в адрес главы администрации Красноармейского района ЧР. Ответы на указанные обращения адресованы лишь жильцам <адрес> Степановой В.Н., Степанову В.В.
При этом в обращениях жильцов <адрес> от 16.05.2017, 05.03.2018, поступивших в адрес главы администрации Красноармейского района, представленных суду администрацией Красноармейского района, сведения о том, что Нестеров А.Л. 16.05.2017 и 05.03.2018 обращался в администрацию Красноармейского по вопросу признания дома аварийным и подлежащим сносу, отсутствуют.
При изложенных выше обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения иска об обязании ответчика организовать и обеспечить проведение обследования многоквартирного жилого дома специализированной организацией.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Нестерова Андрея Леонидовича к администрации Красноармейского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики об обязании организовать и обеспечить проведение обследования многоквартирного жилого <адрес> Чувашской Республики специализированной организацией в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.В.Кольцова
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2018 г.