Дело № 33-2774\2023 (№ 2-2754\2022)
УИД 59RS0002-01-2022-003180-35
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Ворониной Е.И.
и судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.
при секретаре Овчинниковой Ю.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 14 марта 2023 года дело по иску Симоновой Любови Ивановны к Акционерному обществу «ГОЗНАК» о признании права на установление негосударственной пенсии, возложении обязанности по назначению пенсии, взыскании невыплаченной пенсии
по апелляционной жалобе Симоновой Любови Ивановны на решение Индустриального районного суда г.Перми от 07 декабря 2022 года,
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения представителя истца – Асессоровой А.В., представителя ответчика – Черемных И.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Симонова Л.И. обратилась в суд с иском к АО «ГОЗНАК» указав, что с 22.09.1986 года была трудоустроена в АО «ГОЗНАК» по профессии кладовщик цеха металлографской и орловской печати», затем переведена на должность «счетчика по второму разряду в цехе металлографской и орловской печати», с последующим установлением третьего и четвертого разряда. 25.12.2006 присвоена новая профессия – «водитель погрузчика». 23.10.2015 истец уволена в связи с сокращением численности и штата. Истец полагает, что имеет право на установление негосударственной корпоративной пенсии АО «ГОЗНАК», поскольку досрочно страховая пенсия назначается женщинам, по достижении 50 лет, если они проработали в качестве машинистов погрузочно-разгрузочных машин независимо от продолжительности страхового стажа. Кроме того в соответствии с дополнительным соглашением № 11 от 13.08.2015 условия труда истца квалифицированы как вредные 1 степени класса 3 (3.1.). 03.05.2021 истец обратилась в АО «ГОЗНАК» за установлением негосударственной пенсии. 26.05.2021 в установлении корпоративной пенсии истцу отказано.
На основании изложенного истец просила признать право на установление негосударственной корпоративной пенсии с 06.07.2015, возложить обязанность на АО «ГОЗНАК» по назначению негосударственной корпоративной пенсии, взыскать с АО «ГОЗНАК» невыплаченную пенсию за период с 06.07.2015 по 08.06.2022.
В судебном заседании представитель истца поддержала требования по доводам искового заявления.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Решением Индустриального районного суда г.Перми от 07 декабря 2022 года исковые требования Симоновой Любови Ивановны к АО «ГОЗНАК» о признании права на установление негосударственной пенсии, возложении обязанности по назначению пенсии, взыскании невыплаченной пенсии оставлены без удовлетворения.
На указанное решение суда подана апелляционная жалоба Симоновой Л.И., в которой истец просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования. Выражая несогласие с постановленным по делу решением суда, истец приводит доводы, в которых настаивает на наличии у нее права на досрочное назначение страховой пенсии еще на момент сокращения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика возражавшего против отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.
Условия назначения корпоративной негосударственной пенсии в АО «ГОЗНАК» урегулированы Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников, утвержденным приказом генерального директора от 24.09.2007 № 161-осн. (далее – Положение) (л.д.56).
В соответствии с п.3.3 Положения правом на получение негосударственной пенсии обладают работники Предприятия при одновременном соблюдении следующих условий: приобретение права на трудовую пенсию по любому основанию, в соответствии с действующим законодательством, а также прекращение трудовых отношений между работником и Предприятием.
В силу п.1.3. Положения работник – физическое лицо, с которым заключен трудовой договор, основным местом его работы является Предприятие и которому в соответствии с Договором должны производиться выплаты негосударственной пенсии.
Пунктом 3.4. Положения определен состав работников, имеющих право на негосударственное пенсионное обеспечение.
Так, согласно п.3.4.4 Работники, уволенные с Предприятия по сокращению штатов или в связи с окончанием срока трудового договора – при наличии страхового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, если до пенсионного возраста остается не более двух лет.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции действовавшей на момент увольнения истца из АО «ГОЗНАК», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно п.3 ч.1 ст.30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Как установлено судом первой инстанции в ходе разрешения заявленных требований, 22.09.1986 Симонова Л.И. трудоустроена в АО «ГОЗНАК» на должность «кладовщика цеха металлографской и орловской печати».
24.11.1986 Симонова Л.И. переведена на должность «Счетчика по второму разряду в цехе металлографской и орловской печати».
25.12.2006 в соответствии с решением квалификационной комиссии АО «ГОЗНАК» Симоновой Л.И. присвоен разряд по профессии «водитель погрузчика» (аккумуляторного).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 13.08.2015 в трудовой договор Симоновой Л.И. внесены изменения в части условий труда: указано о вредных условиях труда на рабочем месте 1 степени класса 3 (3.1), в соответствии с картой аттестации рабочих мест (л.д.91).
23.10.2015 истец уволена из АО «ГОЗНАК» на основании п.2 ч.1 ст.80 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением численности или штата работников. На указанную дату Симонова Л.И. достигла возраста 50 лет.
21.09.2018, по достижении 53 лет, Симоновой Т.А. назначена страховая пенсия по старости, в соответствии с п.2 ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
06.01.2022, в связи с наступлением пенсионного возраста, Симоновой Л.И. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Установив указанные фактические обстоятельства по делу, и дав им правовую оценку применительно к приведенным нормам пенсионного законодательства, а также Положению о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО «ГОЗНАК», суд пришел к выводу о том, что отказ ответчика в назначении Симоновой Л.И. негосударственной корпоративной пенсии является обоснованным, поскольку на момент увольнения в 2015 году Симонова Л.И. не имела права на назначение ей страховой пенсии по старости ни по какому основанию.
Данное основание возникло у нее в силу п.2 ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» спустя почти три года после увольнения, страховая пенсия по старости назначена ей лишь в 2022 году. Таким образом не было совокупности оснований, дающих возможность назначения негосударственной корпоративной пенсии.
Доводы истца о наличии у нее права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой во вредных условиях также отклонены судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и отмену решения суда не влекут.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:
- Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение",
- Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Между тем, ни одна из должностей, на которых работала истец, не предусмотрена указанными Списками, а продолжительность стажа по профессии водитель погрузчика - менее 15 лет, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы Симоновой Л.И. включены в страховой стаж как обычные условия труда.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что работа в качестве машиниста погрузочно-разгрузочных машин дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости независимо от продолжительности страхового стажа, противоречит пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в соответствии с которым страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно изложена в мотивировочной части решения. Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Индустриального районного суда г.Перми от 07 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Симоновой Любови Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.03.2023