РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2019 г. п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.,
при секретаре судебного заседания Очировой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Глебова Владимира Владимировича к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконным решения комиссии в части отказа по присвоения звания «Ветеран труда» незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Глебов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконным решения комиссии в части отказа Глебову В.В. в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным (протокол №№ от ДД.ММ.ГГГГ г.), понуждении ответчика в признании нагрудного знака «Отличник Советской Армии» министерства обороны СССР и присвоении Глебову Владимиру Владимировичу звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда» установленного образца.
Свои требования мотивировал тем, что он в период прохождения срочной службы по призыву приказом командира войсковой части был награжден нагрудным знаком "Отличник Советской Армии". В связи с наличием знака отличия и трудового стажа истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику - ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", приложив документы о присвоении ему звания «Ветеран труда». Однако решением комиссии при министерстве социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ г. ему было отказано в присвоении звания «Ветеран труда». В письме об отказе Глебову В.В. разъяснено, что нагрудный знак «Отличник Советской Армии», врученный в период прохождения срочной военной службы в рядах Советской Армии, согласно п. 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Глебов В.В. считает решение комиссии по присвоению звания «Ветеран труда» при министерстве социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным, нарушающим его права на социальную поддержку, так как считает, что в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" нагрудный знак "Отличник Советской Армии" является ведомственным знаком отличия в труде и основанием для присвоения звания "Ветеран труда". В связи с чем, Глебов В.В. просит признать решение комиссии по присвоению звания «Ветеран руда» (протокол №№ от ДД.ММ.ГГГГ г.) при министерстве социального развития и труда Астраханской области в части отказа в присвоении звания Глебову Владимиру Владимировичу "Ветеран труда" не законным. Обязать министерство социального развития и труда Астраханской области признать нагрудный знак «Отличник Советской Армии» министерства обороны СССР ведомственным и присвоить Глебову Владимиру Владимировичу звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда» установленного образца.
В судебном заседании истец Глебов В.В. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков - ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» Очир-Горяева Н.А., Министерства социального развития и труда Астраханской области с исковыми требованиями не согласились, просили в иске отказать.
Суд, изучив доводы заявления, доводы возражения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района», Министерства социального развития и труда Астраханской области, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
В соответствии со ст. 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Как установлено судом и следует из материалов дела Глебов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ года, имеет страховой стаж <данные изъяты> <данные изъяты>. В период прохождения военной службы в рядах Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Глебов В.В. награжден нагрудным знаком «Отличник Советской Армии», о чем имеется соответствующая запись в военном билете за подписью начальника штаба части.
ДД.ММ.ГГГГ года Глебов В.В. обратился к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Решением комиссии при министерстве социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ г. ему было отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Основанием для отказа явилось то, что нагрудный знак «Отличник Советской Армии», врученный в период прохождения срочной военной службы в рядах Советской Армии, не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно п. 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Истец имеет страховой стаж, в том числе время службы в Советской Армии по призыву в календарном исчислении <данные изъяты> года. Его продолжительный добросовестный труд ответчиком не оспаривается.
Факт награждения истца нагрудным знаком Отличник Советской Армии подтвержден записью в его военном билете, который исследовался судом.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сомнений в достоверности не вызывают.
Согласно статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании статей 10 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного в Федеральном законе правомочия в Астраханской области принят Закон Астраханской области от 15 августа 2006 года №44-2006-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", измененный в редакции Закона Астраханской области от 26 декабря 2016 года №92/2016-ОЗ.
Согласно ст.1, части 1 статьи 1.1 указанного Закона звание "Ветеран труда" присваивается органом, уполномоченным Правительством Астраханской области, в том числе и лицам, награжденным учрежденными в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (далее - ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (введен в действие Федеральным законом от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ) порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года №578 утверждено Положение "Об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия". В пунктах 2, 4, 25, 28 Положения указано, что знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с указанным Положением. Решение о награждении кандидата знаком отличия оформляется Приказом федерального органа исполнительной власти.
Из изложенного следует, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью с соблюдением условия о том, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоящего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу. При этом определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого собственно гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.
В соответствии с подп. 27 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны РФ", порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот определяет Министр обороны РФ.
Согласно п. 3 Положения о ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 22.01.2008 N 30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ" ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны РФ и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых, указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия. В соответствии с п. 4 указанного Положения награждение ведомственными знаками отличия производится приказами Министра обороны РФ, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия.
Нагрудный знак "Отличник Советской Армии" был учрежден Приказом Министра обороны СССР от 17.04.1957 N 67 "Об учреждении нагрудных знаков "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил" для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину.
В соответствии с п. п. 2, 3 Положения о нагрудных знаках "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил", нагрудным знаком "Отличник Военно-Воздушных Сил" награждались солдаты, матросы, сержанты и старшины Военно-Воздушных Сил, а также авиации ПВО страны, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества.
Пунктами 5, 7 данного Положения было предусмотрено, что право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы. Награда заносится в служебную книжку военнослужащего, а при увольнении в запас - в военный билет.
Учитывая, что ныне действующие нормативные акты не содержат положений, относящих нагрудный знак "Отличник Советской Армии" к ведомственным знакам отличия, и действовавшее в период военной службы истца Положение, утвержденное Приказом Министра обороны СССР от 17.04.1957 N 67, также не содержало сведений о том, что нагрудный знак "Отличник Советской Армии» является ведомственным знаком отличия, решение о награждении данным нагрудным знаком принималось не Министром обороны РФ или лицом его замещающим, а иными лицами, кроме того, данный нагрудный знак является видом поощрения в период прохождения военной службы, что нельзя расценивать как поощрение за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, данная награда не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде.
В этой связи, несмотря на то, что приказом, регламентирующим статус указанного знака отличия, право награждения им и было делегировано командирам воинских частей, само по себе это обстоятельство не позволяет отнести его к ведомственным знакам отличия в труде, награждение которыми дает основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Пунктом 4 ст.7Федерального закона «О ветеранах» установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С учетом приведенных положений приказа Министра обороны СССР от 17.04.1957 N 67 суд приходит к выводу, что нагрудный знак "Отличник Советской Армии", которым награжден истец, не может расцениваться как ведомственный знак отличия в труде, поскольку является видом поощрения за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину, в то время как исходя из содержания Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого трудового стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина.
Соответственно, данная награда не может быть отнесена к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" на основании ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Вопреки ошибочным суждениям истца нагрудный знак "Отличник Советской Армии" не является государственной наградой СССР, что напрямую следует из Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 N 360-X, которым определен перечень государственных наград СССР, в который указанный выше нагрудный знак не входит.
С учетом приведенных выше обстоятельств, по изложенным мотивам отказ ответчика во включении истца в список лиц, претендующих на звание "Ветеран труда" является обоснованным и доводы истца не могут служить основанием для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда", в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в исковых требованиях истца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░ №№ ░░ ░░.░░.░░░░ ░.) ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: