РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2023 года адрес
Басманный районный суд адрес в составе председательствующего судьи Курносовой О.А., при секретаре фио, с участием представителя истца, представителя ответчика, представителей третьего лица, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1192/23 по иску Пономарева Евгения Всеволодовича к адрес о взыскании задолженности по невыплаченной заработной плате, взыскании расходов, связанных со служебными командировками, судебных расходов, взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Пономарев Е.В. обратился в суд с иском к адрес, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, о взыскании задолженности по невыплаченной заработной плате в размере сумма, расходов, связанных со служебными командировками, в размере сумма, судебных расходов на оплату услуг представителя в размере сумма, денежных средств в качестве компенсации морального вреда в размере сумма, расходов на нотариальные услуги в размере сумма
В обоснование заявленных требований истцом указано, что между Акционерным обществом «Группа компаний Систематика» (работодателем) и Пономаревым Евгением Всеволодовичем (работником) заключен трудовой договор № 82-ГК от 01.03.2010г. В соответствии с п. 4.1. Трудового договора № 08тр/2019, заключённого с адрес «Ландата» (совместительство), истцу был установлен режим рабочего времени с 10 часов 00 минут до 14 часов 00 минут. Соответственно, на основной работе, то есть на работе у ответчика, истец исполнял трудовые функции 4 часа в день, с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут. С учетом того обстоятельства, что работа истца по совместительству являлась дистанционной, в рассматриваемый период времени истец de facto находился на территории ответчика (108811, адрес, адрес, 22-й км, дом 6, строение 1, Бизнес центр «Comcity») в рабочие дни с 10 часов 00 минут до 18 часов 00 минут. В соответствии с п. п. 3.1 и 3.2 трудового договора истцу был установлен оклад в размере сумма в месяц и ежемесячные поощрительные выплаты до 67% от должностного оклада. Таким образом, в соответствии с названными пунктами Трудового договора среднемесячный заработок истца должен был составлять сумма. Истец также указывает, что ежемесячно получал вознаграждение за труд в размере сумма в месяц, вместо сумма в месяц, которые он должен получать при исполнении трудовой функции в объеме 4 часов в день при наличии внешнего совместительства. Истец указывает, что ответчик каждодневно привлекал его к работе за пределами предусмотренного дополнительным соглашением № 1 к трудовому договору №82-ГК времени работы в размере 0,8 часа. Следовательно, ответчик ежемесячно недоплачивал истцу заработную плату в размере сумма Кроме того, истцу были причинены нравственные страдания, повлиявшие на его здоровье, в ходе развернутой представителями Акционерного общества «Группа компаний Систематика» кампании по принуждению истца к написанию заявления об увольнении по собственному желанию. В связи с изложенным истец обратился в суд с указанным иском.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений.
Представители третьего лица в судебное заседание явились, полагали требования истца не подлежащими удовлетворению, представили письменные объяснения.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителей третьего лица, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. ст. 166, 167 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В силу ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Согласно абз. 2 п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (ред. от 01.03.2023) "Об особенностях направления работников в служебные командировки" работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку на основании письменного решения работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.
В соответствии с п. 26 данного Положения работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.
Между Акционерным обществом «Группа компаний Систематика» (работодателем) и Пономаревым Евгением Всеволодовичем (работником) заключен трудовой договор № 82-ГК от 01.03.2010г.
Согласно п. 1.1, п. 1.2 и п. 2.2 Трудового договора ответчик принял истца на основную работу на должность Вице-президента в Блок управления продажами организации.
1 апреля 2013 года к Трудовому договору было подписано Дополнительное соглашение № 1, которым пункт 3.1 Раздела II Трудового договора изменен и изложен в следующей редакции:
«3.1. Работодатель устанавливает Работнику должностной оклад в размере сумма в месяц, с оплатой пропорционально отработанного времени».
В соответствии с пунктом 2.5 Раздела II Трудового договора в редакции Дополнительного соглашения № 1 от 01.04.2013г. к Трудовому договору работнику установлен режим неполного рабочего времени - неполный рабочий день. Продолжительность рабочего времени при неполном рабочем дне составляет не более 0,8 часов в день или 4 (четырех) часов в неделю.
Пунктом 3.1 Раздела III Трудового договора в редакции Дополнительного соглашения №2 от 01.08.2013г. установлен должностной оклад в размере сумма в месяц, с оплатой пропорционально отработанному времени.
Трудовой договор, заключенный между Пономаревым Е.В. и Акционерным обществом «Группа компаний Систематика», не предусматривает указанного истцом периода рабочего времени (с 14:00 до 18:00) и прямо не допускает возможность работы более 0,8 часа в день или более 4-х часов в неделю.
В соответствии с п. 2.6 Трудового договора № 82-ГК, Пономарев Е.В. в своей работе обязан руководствоваться приказами и указаниями Президента Акционерного общества «Группа компаний Систематика».
Согласно справке б/н от 04.10.2022г., представленной в материалы дела, Вице- президент Блока управления продажами Пономарев Евгений Всеволодович в период с 21.09.2021 г. по 08.09.2022 г. не направлялся в командировки, суточные ему не начислялись н не выплачивались. Истец в подотчет денежные средства не получал и авансовые отчеты в бухгалтерию не представлял.
Как установлено в судебном заседании, Пономарев Е.В. находился на дистанционном режиме работы и самостоятельно определял место своего фактического нахождения, в том числе в период выполнения трудовых обязанностей у ответчика.
Учитывая незначительную временную занятость в адрес, а именно, всего сумма часа в неделю, а также дистанционный характер работы, истец мог находиться (в том числе в период работы у ответчика) там, где он посчитал нужным (в ОАЭ) и мог заниматься помимо работы у ответчика иными бизнес-проектами.
Представитель ответчика пояснил, что учитывая руководящую должность, которую занимал истец, он мог свободно выбирать свое время занятости в рамках, установленных трудовым договором, а фактически, согласно просьбе самого фио (изложенной в электронном письме от 13.09.2021г., представленном в материалы дела) он находился на дистанционном режиме работы.
По данным Журнала событий входа-выхода СКУД. представленным в материалы дела, Пономарев Евгений Всеволодович с 01.01.2020 г. по 17.03.2020 г. не посещал офис работодателя (ответчика).
18.03.2020 г. зашел на 1 минуту с 17:51 до 17:52
Посещал офис с 23.03.2020г. по 08.04.2020г., 17.04.2020г., 29.04.2020г., 05.05.2020г. и 08.05.2020г., с 09 по 12 июня, с 14 по 18 июня, с 22 по 25 июня 2020г.
В остальное время в 2020 году истец офис не посещал.
В 2021 году Пономарев Е.В. заходил в офис ответчика 09.03.2021 г. на 4 минуты (с 21:21 по 21:25), 13.05.2021г. на 2 минуты (с 16:20 до 16:22), 01.06.2021,23.08.2021 (с 09:09 до 09:53), 09.09.2021 (с 11:48 до 14:48).
В остальное время в 2021 году истец офис не посещал,
В 2022 году истец в период с 01.01.2022г. по 04.07.2022г. офис не посещал. В дальнейшем посещал офис нерегулярно, преимущественно в первой половине дня.
В период с 12.11.2022г. по 11.12.2022г. посещений не было за исключением одного дня (29.11.2022 с 11:45 по 12:16).
Пунктом 3.1 Раздела III Трудового договора в редакции дополнительного соглашения № 2 от 01.08.2013г. установлен должностной оклад в размере сумма в месяц, с оплатой пропорционально отработанному времени.
Согласно расчёту ответчика, исходя из размера должностного оклада в месяц (8 час. х 24 раб. дн. = 192 рабочих часа в месяц), должностной оклад за каждый отработанный час составляет: сумма : 192 час. - сумма
Таким образом, исходя из установленной Трудовым договором продолжительности рабочего времени в месяц (0,8 час. х 24 дн. ~ 19,2 часа), ежемесячная оплата должна составлять не более: сумма х 19.2 час. = сумма
Именно в таком размере ответчик выплачивал истцу заработную плату, что не оспаривается истцом и подтверждается представленными в материалы дела справками о доходах физического лица.
Суд находит расчёт, представленный ответчиком, основанным на нормах действующего законодательства и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, истцу в период его работы оплачивалась заработная плата в порядке установленном условиями трудового договора.
Свидетель фио показал, что работал у истца в качестве водителя по 29 августа 2022г., ежедневно к 8-00 привозил фио на работу в Бизнес центр «Comcity», находящийся на адрес, истец поднимался на служебном лифте, пропуск не использовал, известно о том, что истец несколько раз уезжал в длительные командировки в период с 2021г. по 2022г.
Свидетель фио показала, что знакома с истцом Пономаревым Е.В. с октября 2003г. в связи с работой в адрес «Научно-технический центр «Ландата», которое возглавлял истец, с декабря 2010г. работала в адрес совместно с истцом, Пономарев Е.В. находился на рабочем месте с 8-00 и иногда рабочий день у него заканчивался в 23-00, периодически истец отсутствовал в связи с отъездом в командировки, о личных проектах истца в ОАЭ не известно.
Свидетель фио показал, что знаком с истцом Пономаревым Е.В. с 2010г. в связи с работой в одной из компаний, входящих в адрес, работал в ОАЭ в должности заместителя истца, Пономарев Е.В. был назначен фио в качестве представителя и управляющего ООО «НСС», работа осуществлялась в интересах адрес.
Оценивая показания свидетелей, суд приходит к выводу о том, что они подтверждаются иными, собранными по делу доказательствами; свидетели не заинтересованы лично или косвенно в исходе дела.
Суд данным показаниям доверяет, считает, что факты, сообщенные свидетелями, являются достоверными сведениями, поэтому являются допустимыми и достоверными доказательствами по делу.
Таким образом, из показаний свидетелей следует, что в спорный период Пономарев Е.В. находился в трудовых отношениях с несколькими юридическими лицами, входящими в адрес, находился в ОАЭ как сотрудник ООО «НСС», а не работник адрес, по этой же причине имел рабочее место в Бизнес центр «Comcity».
При таких обстоятельствах доводы истца о наличии у ответчика задолженности по выплате заработной платы и направление истца в командировку, своего подтверждения при рассмотрении дела не нашли, какими-либо доказательствами не подтверждены, из обстоятельств дела и представленных документов данные обстоятельства не следуют.
При этом установленный в организации, локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда, основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты зарплаты, иных доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости, обязывающих работодателя производить выплату истцу заработной платы, более той суммы, которая установлена трудовым договором, не представлено.
В указанный истцом период он адрес в командировки не направлялся, к работе в выходные, праздничные дни, к сверхурочной работе не привлекался, приказы о привлечении к сверхурочной работе, направлении в командировки в отношении истца работодателем изданы не были, указанные обстоятельства истцом опровергнуты не были.
С учётом изложенного требования истца о взыскании задолженности по невыплаченной заработной плате, взыскании расходов, связанных со служебными командировками удовлетворению не подлежат.
Поскольку ответчиком не были нарушены трудовые права истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в порядке ст. 237 Трудового кодекса РФ и судебных расходов по ст. ст. 98, 100 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2023░.