РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 25 января 2024 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Жапова Т.С.,
при секретаре Богатенко Ю.С.,
с участием истца Мирошниковой О.М.,
представителя ответчика – Волошиной Е.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирошниковой О.М. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей,
у с т а н о в и л:
Истец обратился с вышеназванным иском в суд, ссылаясь на следующее.
16.11.2022 она обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением заместителя начальника Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю №907 от 27.01.2023 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано. В продолжительность специального стажа не были включены следующие периоды:
- с 11.03.2004 по 31.08.2006 в должности директора МУСО социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Аистенок»;
- с 10.01.2007 по 23.04.2007 работа по совместительству в Верх-Усуглинской СОШ в должности учителя-дефектолога на 0,44 ставки;
- с 23.10.2020 по 12.07.2023 в должности педагога-психолога.
В связи с этим просит суд:
Признать незаконным решение заместителя начальника Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю №907 от 27.01.2023 о невключении в специальный педагогический стаж периодов работы:
- с 11.03.2004 по 31.12.2005 (1 год 9 месяцев 21 день),
- с 10.01.2007 по 23.04.2007 (3 месяца 15 дней),
- с 23.10.2020 по настоящее время (12.07.2023) (2 года 8 месяцев 21 день), а всего 4 года 9 месяцев 27 дней.
2. Обязать Ответчика включить периоды работы:
- с 11.03.2004 по 31.12.2005,
- с 10.01.2007 по 23.04.2007,
- с 23.10.2020 по настоящее время
в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
3. Признать право Истца на досрочную страховую пенсию по старости как педагогическому работнику с 27.05.2023;
4. Взыскать с Ответчика в пользу истца уплаченную госпошлину в сумме 300 рублей.
В ходе производства по делу сторона истца уточнила исковые требования, в окончательном виде просила следующее:
Признать незаконным решение заместителя начальника Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю №907 от 27.01.2023 о невключении в специальный педагогический стаж периодов работы:
- с 11.03.2004 по 31.12.2005 (1 год 9 месяцев 21 день),
- с 10.01.2007 по 23.04.2007 (3 месяца 15 дней),
- с 23.10.2020 по 12.07.2023 (2 года 8 месяцев 21 день), а всего 4 года 9 месяцев 27 дней.
2. Обязать Ответчика включить указанные периоды в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
3. Признать право Истца на досрочную страховую пенсию по старости как педагогическому работнику с 27.05.2023.
4. Взыскать с Ответчика в пользу истца уплаченную госпошлину в сумме 300 рублей.
В судебном заседании истец Мирошникова О.М. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – Волошина Е.С., заявленные исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме, по основаниям указанным в письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, оценив их в совокупности и взаимосвязи по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.56 ГПК РФ – каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
На основании пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В ч.1.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно трудовой книжке 03.03.2004 истец принят на работу на должность директора МУСО Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, приказ №9 от 02.03.2004 (л.д.18, 30).
Приказом №14 от 08.04.2004 Мирошниковой О.М. разрешена работа по совместительству с 11.03.2004 в качестве учителя-дефектолога СРЦ на полную ставку (т.1 л.д. 31).
Согласно приказа №24 от 20.09.2004 Мирошниковой О.М. разрешено ведение 0,5 ставки – 9 часов учителя-дефектолога (т.____л.д. ).
С 31.12.2005 Мирошникова О.М. уволена переводом в ГУСО Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Читинской области, приказ №9 от 31.01.2006 (т.1 л.д.20, 32).
01.01.2006 истец принята переводом и назначена исполняющей обязанности директора ГУСО «Верх-Усуглинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок», а затем с 01.03.2006 директором данного ГУСО (т.1 л.д.20, 21).
23.04.2007 уволена с должности директора ГУСО «Верх-Усуглинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок» в порядке перевода (т. 1 л.д.22).
Кроме того в период времени с 10.01.2007 по 30.06.2007 Мирошникова О.М. была принята на работу в МБОУ Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа учителем-дефектологом временно по совместительству на 0,44 ставки (т.1 л.д.55).
24.04.2007 истец принята учителем дефектологом в ГУСО «Верх-Усуглинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок».
24.01.2012 уволена переводом в МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли на должность учителя-логопеда.
25.08.2020 уволена по собственному желанию с данной должности.
26.08.2020 истец принята в МБОУ Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа на должность педагога-организатора (т.1 л.д.28).
Приказом №139 от 23.10.2020 переведена на должность педагога-психолога с 23.10.2020 (т.1 л.д.56).
Согласно приказа №167 от 18.12.2020 истец с 25.11.2020 по 18.12.2020 замещала учителя истории и обществознания Бугаева А.А., ей было оплачено замещение за ведение уроков в количестве 74 часов (т.1 л.д.56).
Согласно приказа №1 от 11.01.2021 истец с 21.12.2020 по 11.01.2021 замещала учителя начальных классов Бородину Н.С., ей было оплачено замещение за ведение уроков в количестве 13 часов (выписка из приказа т.1 л.д.57, табель справка т.___ л.д.____).
Приказами №98 от 01.09.2021 и №93 от 01.09.2022 Мирошниковой О.М. была установлена учебная нагрузка 10 педагогических часов математики с 01.09.2021 по 31.08.2022 и с 01.09.2022 по 31.08.2023 (выписки из приказов т.1 л.д.57, 58).
Приказом №65-к от 20.04.2021 Мирошникова О.М. принята в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли по совместительству на должность учителя-логопеда на 0,5 ставки, уволена 09.01.2022 по собственному желанию (т.1 л.д.65, 66).
16.11.2022 Мирошникова О.М. обратилась в Отделение Пенсионного Фонда РФ по Забайкальскому краю через портал государственных услуг за досрочным назначением страховой пенсии по старости (т.__ л.д.______).
Рассмотрев представленные документы, Управление установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю приняло решение №907 от 27.01.2023 об отказе в назначении страховой пенсии по старости по п.19 части 1 ст.30 и п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях», определив, что на дату обращения страховой стаж Мирошниковой О.М. составил 27 лет 4 месяца 21 день, с учетом постановления Конституционного суда РФ № 2П страховой стаж 30 лет 6 месяцев 29 дней, специального стажа 20 лет 3 месяца 17 дней, стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 23 года 8 месяцев 20 дней.
В продолжительность специального стажа включены следующие периоды работы:
- с 15.08.1995 по 02.01.1997, с 15.08.1997 по 10.03.2004 в должности учителя начальных классов МБОУ Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа;
- с 24.04.2007 по 24.01.2012 в должности учителя дефектолога ГУСО «Верх-Усуглинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок»;
- с 25.01.2012 по 31.08.2013, с 01.09.2014 по 25.08.2020 в должности учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли».
В продолжительность специального стажа не включены периоды работы:
- с 11.03.2004 по 31.08.2006 в должности директора МУСО социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Аистенок»;
- с 10.01.2007 по 23.04.2007 в должности учителя дефектолога на 0,44 ставки в МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа»;
- с 26.08.2020 по 22.10.2020 в должности педагога-организатора в МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа»;
- с 23.10.2020 по 15.11.2022 в должности педагога-психолога МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа».
А также иные периоды:
- с 03.01.1997 по 14.08.1997, с 01.09.2006 по 09.01.2007 – нахождение в отпусках по уходу за ребенком;
- с 01.09.2013 по 31.08.2014 нахождение в отпуске без сохранения заработной платы.
В продолжительность специального стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» не включены периоды:
- с 03.01.1997 по 14.08.1997, с 01.09.2006 по 09.01.2007 нахождение в отпусках по уходу за ребенком;
- период работы с 10.01.2007 по 23.04.2007 в должности учителя дефектолога на 0,44 ставки в МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа»;
- период работы с 01.01.2014 по 31.08.2014 ИП Мирошникова О.М.
При имеющемся страховом и специальном стаже право на досрочное назначение в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» у Мирошниковой О.М. возникает в 50 лет, то есть со 02.09.2026 года.
По исковым требованиям о возложении обязанности на ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях в РФ» период работы с 11.03.2004 по 31.12.2005, суд считает следующее.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность директора (начальника, заведующего), а пунктом 1.13 раздела "Наименование учреждений" этого же списка – учреждения социального обслуживания, в том числе социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в том числе в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Согласно трудовой книжке истца и архивной справке истец с 03.03.2004 по 31.12.2005 работала в должности директора МУСО социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
В соответствии с Уставом МУСО социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, учредителем которого являлось Муниципальное образование «Тунгокоченский район» Читинской области, основными задачами данного Центра являлись профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (п.1.2) (т.____ л.д._____).
Согласно п.1.1 данного Устава Центр является специализированным учреждением созданным в системе социальной защиты населения муниципального образования «Тунгокоченский район».
Согласно п.1.7 данного Устава отдел социальной защиты населения МО «Тунгокоченский район» осуществляет координацию деятельности Центра и контроль за его функционированием.
В материалах дела каких-либо достоверных сведений о том, что истец выполняла какую-либо педагогическую, учебную деятельность в должности директора СРЦ в указанный период работы не содержится. Истец в нарушении ст.56 ГПК РФ данные сведения не предоставила.
В связи с чем, утверждение истца о том, что она будучи в должности директора СРЦ выполняла педагогическую, учебную деятельность, суд считает несостоятельным и отвергает его.
Таким образом данный период работы истца в должности директора СРЦ не может быть включен в специальный стаж работы.
Вместе с тем, пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность учителя-дефектолога, а пунктом 1.13 раздела "Наименование учреждений" этого же списка – учреждения социального обслуживания, в том числе социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
В соответствии с п. 5 Правил № 781, периоды работы в том числе в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Согласно приказа №14 от 08.04.2004 истцу как директору СРЦ разрешено выполнять работу по совместительству в качестве учителя-дефектолога СРЦ на полную ставку с 11.03.2004 (выписка из приказа т.1 л.д.31).
Приказом №24 от 20.09.2004 Мирошниковой О.М. как директору СРЦ разрешено ведение 0,5 ставки – 9 часов учителя-дефектолога (копия приказа т.___ л.д._____).
Согласно справки от 12.07.2017 Мирошниковой О.М. работающей в должности учителя-дефектолога производились начисления заработной платы за март, апрель, май, июнь, октябрь, ноябрь, декабрь 2004 года, а также за все месяца 2005 года.
Оценивая данные исследованные материалы в их совокупности, учитывая, что истец в период с 11.03.2004 по 20.09.2004 работал на полную ставку в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, занимался педагогической деятельностью в должности учителя-дефектолога и вырабатывал норму рабочего времени, суд приходит к выводу, о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в части включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях в РФ» периода работы с 11.03.2004 по 20.09.2004 в должности учителя-дефектолога в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
По исковым требованиям о возложении обязанности на ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях в РФ» в части периода работы с 21.09.2004 по 31.12.2005, суд считает, что данный период не подлежит включению, так как приказом №24 от 20.09.2004 директору СРЦ Мирошниковой О.М., которой ранее было разрешено ведение полной ставки учителя-дефектолога, ставка учителя-дефектолога была уменьшена до 0,5 ставки. То есть Мирошникова О.М., в данный период в должности учителя-дефектолога не вырабатывала норму педагогической, учебной нагрузки.
По исковым требованиям о возложении обязанности на ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях в РФ» периода работы с 10.01.2007 по 23.04.2007 в должности директора ГУСО «Верх-Усуглинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок» Читинской области» с одновременной работой в должности учителя-дефектолога на 0,44 ставки в МБОУ Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа, суд считает следующее.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность директора (начальника, заведующего), а пунктом 1.13 раздела "Наименование учреждений" этого же списка – учреждения социального обслуживания, в том числе социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в том числе в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Согласно материалам дела и трудовой книжке, истец в период с 01.03.2006 по 23.04.2007 работала директором ГУСО «Верх-Усуглинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок» Читинской области».
В материалах дела каких-либо достоверных сведений о том, что истец выполняла какую-либо педагогическую, учебную деятельность в данной должности директора СРЦ в указанный период работы не содержится. Истец в нарушении ст.56 ГПК РФ данные сведения не предоставила.
В связи с чем, утверждение истца о том, что она, будучи в должности директора СРЦ выполняла педагогическую, учебную деятельность, суд считает несостоятельным и отвергает его.
Также согласно приказу № 117-о от 27.07.2006 директору ГУСО «Верх-Усуглинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок» Читинской области» Мирошниковой О.М. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет без сохранения заработной платы с 01.09.2006 по 23.01.2007.
Согласно ч. 5 ст. 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком в стаж работы для досрочного назначения пенсии не засчитывается.
Таким образом, данный период работы истца с 10.01.2007 по 23.04.2007 в должности директора СРЦ не может быть включен в специальный стаж работы.
Также материалами дела (выписка из приказа № 32/4 от 09.01.2007) (т.1 л.д.55), установлено, что истец работала временно с 10.01.2007 по 30.06.2007 по совместительству в МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» на 0,44 ставки учителем-дефектологом.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должности: - учитель, учитель-дефектолог, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка – общеобразовательные учреждения: Школы всех наименований.
В соответствии с п. 4 Правил № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 6 Правил № 781 работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Ссылка истца на п.6 Правил №781, о том что работа в должности учителя-дефектолога расположенных в сельской местности общеобразовательных школ, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой нагрузки является несостоятельной, так как данная норма распространяется только на учителей, тогда как истец работал учителем-дефектологом, при этом должность "учитель" и "учитель-дефектолог" поименованы в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка №781 как различные должности, не тождественные. То есть истцу для включения данного периода работы в должности учителя-дефектолога в данной школе в специальный стаж необходимо было работать в данной должности на полную ставку с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Согласно материалами дела истец работала в сельской школе временно с 10.01.2007 по 30.06.2007 по совместительству на 0,44 ставки учителем-дефектологом, то есть не выполняла норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Таким образом, поскольку в спорный период с 10.01.2007 по 23.04.2007 в должности учителя-дефектолога на 0,44 ставки в МБОУ Верх-Усуглинская СОШ педагогическая нагрузка истца составляла менее нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
По исковым требованиям о возложении обязанности на ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях в РФ» период работы с 23.10.2020 по 12.07.2023 – в должности педагога-психолога в МБОУ Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа с одновременной работой в должности учителей истории и обществознания, начальных классов, математики в МБОУ Верх-Усуглинская СОШ, а также учителя-логопеда в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли суд считает следующее.
Так согласно материалам дела с 23.10.2020 Мирошникова О.М. переведена с должности педагога-организатора на должность педагога-психолога в МБОУ Верх-Усуглинская СОШ, где и работает по настоящее время (т.1 л.д.28, 56).
По утверждению истца, работая в должности педагога-психолога МБОУ Верх-Усуглинская СОШ она осуществляла педагогическую деятельность с полной выработкой нормы часов (педагогической или учебной нагрузки), соответственно данный период работы подлежит включению в специальный стаж.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность педагога-психолога, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка – общеобразовательные учреждения: Школы всех наименований.
Согласно пункту 11 Правил №781 работа в должности в частности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Из указанной нормы следует, что работа в должности педагога-психолога засчитывается в специальный стаж работы только в указанных образовательных учреждениях.
Из выписки ЕГРЮЛ (т.___ л.д._____) и Устава (т.___ л.д._____) юридического лица МБОУ Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа видно, что основным видом деятельности данного учреждения является реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и данное учреждение расположено в селе Верх-Усугли Тунгокоченского муниципального округа Забайкальского края.
Исходя из этого МБОУ Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа не относится к образовательным учреждениям, указанным в пункте 11 Правил №781, работа в которых в должности педагога-психолога засчитывается в специальный стаж работы.
В связи с чем, доводы истца о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж работы, период работы с 23.10.2020 по 12.07.2023 в должности педагога-психолога в МБОУ Верх-Усуглинская СОШ, несостоятельны.
Также истец считает необходимым включить в специальный стаж работы период работы с 20.04.2021 по 09.01.2022 в должности учителя-логопеда в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли. По данному доводу истца, суд считает следующее. В соответствии с Приказом №65-к от 20.04.2021 Мирошникова О.М. принята на работу в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли учителем-логопедом на 0,5 ставки (т.____ л.д.____), откуда была уволена по собственному желанию 09.01.2022 (приказ №4-к от 10.01.2022) (т.___ л.д._____).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность учителя-логопеда, а пунктом 1.8 раздела "Наименование учреждений" этого же списка – Дошкольные образовательные учреждения, в том числе детские сады всех наименований.
В соответствии с п. 4 Правил № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно материалам дела истец работала в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли по внешнему совместительству на 0,5 ставки учителем-логопедом, то есть педагогическая нагрузка истца составляла менее нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в связи с чем период работы с 20.04.2021 по 09.01.2022 в должности учителя-логопеда на 0,5 ставки в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли не подлежит включению в специальный стаж работы.
Вместе с тем, согласно выписке из приказа № 167 от 18.12.2020 Мирошникова О.М. с 25.11.2020 по 18.12.2020 замещала учителя истории и обществознания в МБОУ Верх-Усуглинская СОШ (т.1 л.д.56).
Также согласно выписке из приказа №1 от 11.01.2021 Мирошникова О.М. с 21.12.2020 по 11.01.2021 замещала учителя начальных классов в МБОУ Верх-Усуглинская СОШ (т.1 л.д.57).
Также согласно выписке из приказа №98 от 01.09.2021 и выписке из приказа №93 от 01.09.2022 Мирошниковой О.М. установлена учебная нагрузка в количестве 10 педагогических часов математики с 01.09.2021 по 31.08.2022 и с 01.09.2022 по 31.08.2023 соответственно.
Из пояснительной записки директора МБОУ Верх-Усуглинская СОШ видно, что Мирошникова О.М. педагог-психолог с 01.09.2022 имела внутреннее совмещение по должности учителя математики с нагрузкой 10 учебных часов.
Из табеля-справки на составление заработной платы учителям МБОУ Верх-Усуглинская СОШ за январь 2021 видно, что Мирошниковой О.М. была начислена заработная плата за замещение учителя начальных классов в количестве 13 часов (т.___ л.д._____).
Из табелей-справок на составление заработной платы учителям МБОУ Верх-Усуглинская СОШ за сентябрь - декабрь 2021, март, апрель, май, август, сентябрь, октябрь ноябрь, декабрь 2022, январь - июль 2023 видно, что Мирошниковой О.М. как учителю математики установлено 10 часов учебной нагрузки (т.___ л.д._____).
Также в материалах дела имеется должностная инструкция учителя математики МБОУ Верх-Усуглинская СОШ, с которой Мирошникова О.М. ознакомлена под роспись (т.___ л.д._____).
Оценивая данные исследованные материалы в их совокупности, судом установлено, что истец Мирошникова О.М. работая педагогом-психологом в МБОУ Верх-Усуглинская СОШ в период с 25.11.2020 по 18.12.2020 замещала учителя истории и обществознания, в период с 21.12.2020 по 11.01.2021 замещала учителя начальных классов и в период с 01.09.2021 по 31.08.2022 и с 01.09.2022 по 12.07.2023 работала в должности учителя математики, то есть в указанные периоды времени осуществляла педагогическую деятельность.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность учителя, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка – общеобразовательные учреждения: Школы всех наименований.
В силу пункта 6 указанных Правил, работа в том числе должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» расположена в сельской местности (указанное подтверждается уставом и выпиской из ЕГРЮЛ и сторонами не оспаривается).
В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников, работников культуры» педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой не считается совместительством и не требует заключения трудового договора.
Вместе с тем Правила №781 не содержат положений, из которых бы следовало, что работа в должности и в учреждении, предусмотренных Списком №781, не подлежит зачету в специальный стаж при условии выполнения такой работы на условиях совмещения.
Таким образом, установлено, что в периоды, когда истец замещала должности учителя истории и обществознания с 25.11.2020 по 18.12.2020 и учителя начальных классов с 21.12.2020 по 11.01.2021, а также в период, когда она осуществляла трудовую деятельность в должности учителя математики с 01.09.2021 по 12.07.2023, истец имела учебную нагрузку, осуществляла педагогическую деятельность в сельской местности в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальный стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
При таких обстоятельствах, исковые требования в данной части подлежат частичному удовлетворению, а именно подлежат включению в специальный стаж периоды работы в МБОУ Верх-Усуглинская СОШ - в должности учителя истории и обществознания с 25.11.2020 по 18.12.2020, в должности учителя начальных классов с 21.12.2020 по 11.01.2021, - в должности учителя математики с 01.09.2021 по 12.07.2023.
Таким образом, подлежат включению в специальный стаж:
- период работы с 11.03.2004 по 20.09.2004 в должности учителя-дефектолога в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (6 месяцев 11 дней);
- период работы с 25.11.2020 по 18.12.2020 в должности учителя истории и обществознания МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» (24 дня);
- период работы с 21.12.2020 по 11.01.2021 в должности учителя начальных классов МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» (22 дня);
- период работы с 01.09.2021 по 12.07.2023 в должности учителя математики МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» (1 год 10 месяцев 12 дней),
всего на дату подачи иска - 12.07.2023 - 2 года 6 месяцев 9 дней.
С учетом включения указанного периода, продолжительностью всего 2 года 6 месяцев 9 дней, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, общий стаж педагогической деятельности Мирошниковой О.М. на 12.07.2023 составил 22 года 9 месяцев 26 дней (20 лет 3 месяца 17 дней + 2 года 6 месяцев 9 дней).
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение пенсионного органа №907 от 27.01.2023 в части не включения в педагогический стаж периодов работы: - с 11.03.2004 по 20.09.2004 в должности учителя-дефектолога в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; - с 25.11.2020 по 18.12.2020 в должности учителя истории и обществознания МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа»; - с 21.12.2020 по 11.01.2021 в должности учителя начальных классов МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа»; - с 01.09.2021 по 15.11.2022 в должности учителя математики МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа», является незаконным и нарушает права истца.
Согласно исковым требованиям истец просит признать её право на досрочную страховую пенсию по старости как педагогическому работнику с 27.05.2023.
В специальный стаж на дату 27.05.2023 подлежат включению периоды работы:
- с 11.03.2004 по 20.09.2004 в должности учителя-дефектолога в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (6 месяцев 11 дней);
- с 25.11.2020 по 18.12.2020 в должности учителя истории и обществознания МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» (24 дня);
- с 21.12.2020 по 11.01.2021 в должности учителя начальных классов МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» (22 дня);
- с 01.09.2021 по 26.05.2023 в должности учителя математики МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» (1 год 8 месяцев 26 дней),
всего на дату 27.05.2023 - 2 года 4 месяцев 23 дня.
Суд приходит к выводу о том, что на данную дату 27.05.2023 у Мирошниковой О.М. имелось специального стажа – 22 года 8 месяцев 10 дней (20 лет 3 месяцев 17 дней + 2 года 4 месяцев 23 дня).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующим списком. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работа в соответствующих должностях и работа в соответствующих учреждениях.
С учетом того, что на дату - 27.05.2023 у Мирошниковой О.М. имелось менее 25 лет специального стажа (22 года 8 месяцев 10 дней), соответственно у истца не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
С учетом изложенного, исковые требования истца о признании её права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику с 27.05.2023 в связи с особыми условиями труда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Мирошниковой О.М. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю – удовлетворить частично.
Признать решение Управление установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю от 27.01.2023 № 907 незаконным в части не включения в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы: - с 11.03.2004 по 20.09.2004 в должности учителя-дефектолога в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; - с 25.11.2020 по 18.12.2020 в должности учителя истории и обществознания МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа»; - с 21.12.2020 по 11.01.2021 в должности учителя начальных классов МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа»; - с 01.09.2021 по 15.11.2022 в должности учителя математики МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа».
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:
- с 11.03.2004 по 20.09.2004 (06 месяцев 11 дней) в МУСО социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в должности директора, с выполнением по совместительству функций учителя-дефектолога СРЦ на полную ставку;
- с 25.11.2020 по 18.12.2020 (24 дня) – в МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» в должности педагога-психолога с замещением должности учителя истории и обществознания;
- с 21.12.2020 по 11.01.2021 (22 дня) - в МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» в должности педагога-психолога с замещением должности учителя начальных классов;
- с 01.09.2021 по 12.07.2023 (01 год 10 месяцев 12 дней) в МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» в должности педагога-психолога с выполнением по совмещению функций учителя математики.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.С. Жапов
Мотивированное решение составлено: 30.01.2024.