Дело № 2-1706/2022
УИД 59RS0011-01-2020-004236-44
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу в части
г. Березники 14 декабря 2022 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Халявиной Ю.А.,
при секретаре судебного заседания КОВ,
с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора КЕН,
представителей ответчика АО «Березниковский содовый завод» - ПВА, ГМГ, действующих на основании доверенностей от 01.02.2022, 05.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к акционерному обществу «Березниковский содовый завод» о возложении обязанности,
установил:
с учетом уточненных исковых требований истец Березниковский природоохранный прокурор, действующий в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к АО «Березниковский содовый завод» (далее БСЗ) о возложении обязанности. Исковые требования мотивированы тем, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от 09.07.2020 № проведена проверка в связи с загрязнением поверхностного водного объекта реки Толыч. В результате проверки установлено, что 28.04.2003 зарегистрировано право собственности АО «БСЗ» на шламонакопитель № 2, который введен в эксплуатацию в январе 1972 года на основании Акта Госкомиссии от 30.12.1971. Объект расположен в водоохранной зоне Камского водохранилища и реки Толыч, предназначен для приема шламовых стоков содового производства и складирования шлама путем осаждения взвешенных частиц и осветления жидкой фазы промышленных стоков АО «БСЗ». В комплекс гидротехнических сооружений шламонакопителя АО «БСЗ» входят ограждающая дамба, состоящая из четырех участков, шламопроводы, сифонный водосброс. Объект находится на земельном участке с кадастровым номером №. Шламонакопитель поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 2 категории (№), внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов (приказ о включении в ГРОРО № от 01.08.2014).
Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в период с 08.07.2020 по 14.07.2020 с привлечением специалистов Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора и филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведено обследование территории, примыкающей к шламонакопителю. В ходе осмотра территории, прилегающей к восточной стороне объекта (шламонактпителя), обнаружены изливы жидкости, содержащейся в шламонакопителе. Согласно акту Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 31.07.2020 №, предписанию от 31.07.2020 № при проведении проверки гидротехнического сооружения зафиксированы высачивания фильтрационной воды на низовой откос восточной и северной дамб шламонакопителя, присутствуют следы выщелачивания, имеющие характерный рыжий и белый цвет, следы фильтрации. В соответствии с отчетом «Горного института Уральского отделения Российской академии наук» - филиала ФГБУН Пермского Федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук, шламонакопитель имеет участки пониженных сопротивлений, которые могут быть связаны с повышенной фильтрацией сточных вод из шламонакопителя. Таким образом, сточные воды из шламонакопителя разливаются по пойменной террасе и поступают в реку Толыч. Для установления загрязнения водного объекта специалистами Западно- Уральского межрегионального управления Росприроднадзора и филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» осуществлен отбор проб сточных вод, поступающих из шламонакопителя, а также воды реки Толыч в месте сброса сточных вод, 500 м. выше и 500 м. ниже по течению относительно места впадения сточных вод в водный объект. В соответствии с протоколами лабораторных испытаний от 09.07.2020, 10.07.2020, 14.07.2020, 13.08.2020 в отобранных пробах воды из реки Толыч обнаружены значительные превышения кальция, натрия, сухого остатка и хлорид- иона в сравнении с нормативами предельно допустимой концентрации (далее - ПДК), установленными для водного объекта рыбохозяйственного значения (река Толыч). Так, согласно протоколу лабораторных испытаний от 09.07.2020 зафиксировано превышение ПДК в сравнении с нормативом, установленным для водного объекта рыбохозяйственного значения (приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения») по следующим веществам в месте сброса сточных вод шламонакопителя: хлорид-ион - 566 мг/дм3 при ПДК не более 300 мг/дм3 (ПДК - 1,9); сухой остаток - 1284 мг/дм3 при ПДК не более 1000 мг/дм3 (1,3 ПДК); натрий - более 200 мг/дм3 при ПДК не более 120 мг/дм3 (1,7 ПДК).
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 10.07.2020 в месте сброса
сточных вод в реку Толыч зафиксировано превышение ПДК по следующим веществам: хлорид-ион - 516 мг/дм3 (1,7 ПДК); сухой остаток - 1592 мг/дм3 (1,6 ПДК); натрий - 197 мг/дм3 (1,6 ПДК).
В соответствии с протоколом лабораторных испытаний от 14.07.2020 превышение загрязняющих веществ отмечено по веществам: хлорид-ион - 438 мг/дм3 (1,5 ПДК);сухой остаток - 1064 мг/дм3 (1 ПДК); натрий - 129 мг/дм3 (1 ПДК).
Согласно протоколу лабораторных испытании от 13.08.2020 выявлено превышение хлорид-ионов в .....: в заливе (542 мг/дм3), устье (525 мг/дм3) и напротив северной стороны дамбы шламонакопителя (653 мг/дм3).
Также, осуществлен отбор проб сточных вод из шламонакопителя, по результатам исследований которых выявлено значительное содержание загрязняющих химических веществ в составе стоков, впадающих в реку Толыч: 09.07.2020, 10.07.2020 и 14.07.2020 содержание хлорид-иона в составе стоков составляло более 10000 мг/дм3; кальция - более 2000 мг/дм3; натрия - более 1000 мг/дм3; сухого остатка - более 25000 мг/дм3.
Концентрация хлорид-ионов в наблюдательных скважинах превышает 30000 мг/дм3 (протокол количественного химического анализа от 13.08.2020 №, что свидетельствует о наличии фильтраций в теле дамбы.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 №-р хлорид-анион (хлориды), натрий, кальций, сухой остаток являются загрязняющими химическими веществами, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе нормирование.
Вместе с тем в государственном водном реестре отсутствуют сведения о регистрации разрешительных документов на пользование рекой Толыч с целью сброса сточных вод в районе шламонакопителя. Согласно расчету от 11.08.2020 №, представленному Западно- Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, несанкционированным сбросом из шламонакопителя № 2 АО «БСЗ» причинен вред водному объекту - ..... в размере 2 371 945 рублей, почвам - 1 841 688 рублей.
По мнению истца, АО «БСЗ» устранилось от мониторинга воздействия гидротехнического сооружения шламонакопителя на компоненты окружающей среды, что привело к их загрязнению.
Согласно сведений «Горного института Уральского отделения Российской академии наук» - филиала ФГБУН Пермского Федерального, исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук для подтверждения фактов, повышенной фильтрации рассолов из дамб шламонакопителя требуется проведение исследования в скважинах в теле дамб с определением геологического разреза грунтов, слагающих дамбы, уровня грунтовых вод (рассолов), минерализации и скорости фильтрации. Проведение указанного исследования позволит определить перечень необходимых мер по предотвращению негативного воздействия шламонакопителя на компоненты окружающей среды.
Возложение на АО «БСЗ» требований об исполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и природоохранного законодательства обеспечит исполнение собственником ГТС требований Закона № 117-ФЗ, позволит разработать комплекс мер, направленных на пресечение загрязнения почвы и поверхностного водного объекта - реки Толыч в результате эксплуатации шламонакопителя.
Шламонакопитель № АО «БСЗ» располагается в непосредственной близости у реки Толыч (протяженность 13 км.) и реки Кама (протяженность 1805 км) и находится в их водоохранной зоне - 100 и 200 метров соответственно, которые установлены частью 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Нахождение шламонакопителя № АО «БСЗ» в водоохранной зоне данных рек подтверждается данными, размещенными в публичной кадастровой карте на официальном сайте Росреестра: pkk.rosreestr.ru. В соответствии с информацией, размещенной в программно-техническом обеспечении учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, шламонакопитель № АО «БСЗ» имеет 2 категорию опасности. В данном объекте размещаются отходы 5 класса опасности с фактической массой около 29 млн. тонн в год.
На основании приказа Росприроднадзора от 01.08.2014 № шламонакопитель внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и ему присвоен номер №.
В соответствии с п. 8.2 декларации промышленной безопасности гидротехнического сооружения, утвержденной 02.10.2017, шламонакопитель № АО «БСЗ» расположен на левобережной пойменной террасе реки Камы в 996 км. от истока. Пункт 8.7 декларации также предусматривает, что шламонакопитель № расположен в водоохранной зоне Камского водохранилища и реки Толыч.
Указывают, что в силу п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах водоохранных зон запрещается размещение объектов размещения отходов производства и потребления. По мнению истца, размещение в непосредственной близости шламонакопителя № АО «БСЗ» у реки Толыч и реки Кама, является незаконным. При этом, требования по ограничению размещения объектов размещения отходов производства и потребления в границах водоохранных зон, подлежат применению как к уже имеющимся, так и к возводимым объектам. Среди обязанностей собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, предусмотрена обязанность по консервации гидротехнического сооружения. Факты оказания негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации шламонакопителя №, установлены результатами проверочных мероприятий и исследований.
Со ссылкой на нормы права, просят возложить на АО «БСЗ» обязанность не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения – шламонакопителя № 2, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в том числе обеспечить проведение мероприятий, препятствующих высачиванию фильтрационной воды на низовой откос дамбы шламонакопителя № 2; не позднее двух лет с даты вступления решения суда в законную силу прекратить эксплуатацию шламонакопителя №2, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, в водоохранных зонах реки Толыч (в 100 метрах от береговой линии реки) и реки Кама ( в 200 метрах от береговой линии реки).
Помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора КЕН в судебном заседании заявила ходатайство об отказе от исковых требований в части возложения на АО « БСЗ» обязанности не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения – шламонакопителя № 2, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:03:0200007:38, в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в том числе обеспечить проведение мероприятий, препятствующих высачиванию фильтрационной воды на низовой откос дамбы шламонакопителя № 2.
Представители ответчика АО «Березниковский содовый завод» ПВА, ГМГ, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании не возражали против отказа истца от иска в части указанного требования.
Представитель третьего лица Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзор в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Представитель третьего лица Западно-Уральского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом в порядке ст. 113 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает возможным принять отказ истца от иска в части.
В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от исковых требований.
Последствия принятия отказа от исковых требований - прекращение производства по делу, недопустимость повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, предусмотренные статьями 39, 173, абз. 4 ст. 220, ст. 221 ГПК РФ, представителю истца разъяснены и понятны, о чем имеется его подпись в заявлении. Истец совершает эти действия добровольно и осознано, понимает значение и последствия принятия судом отказа от требований. Отказ от иска не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, суд считает возможным принять отказ Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в части требований к акционерному обществу «Березниковский содовый завод» о возложении обязанности не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения – шламонакопителя № 2.
В этой связи, производство по гражданскому делу в указанной части подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 39, 173, абз. 4 ст. 220, 221, 224-225 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
определил:
принять отказ от исковых требований Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в части требований к акционерному обществу «Березниковский содовый завод» о возложении обязанности не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения – шламонакопителя № 2, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:03:0200007:38, в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в том числе обеспечить проведение мероприятий, препятствующих высачиванию фильтрационной воды на низовой откос дамбы шламонакопителя № 2.
Производство по гражданскому делу в данной части прекратить.
Определение в течение 15 дней со дня его вынесения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края.
Судья: подпись
Копия верна: Судья Ю.А. Халявина
Дело № 2-1706/2022
УИД 59RS0011-01-2020-004236-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Березники 14 декабря 2022 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Халявиной Ю.А.,
при секретаре судебного заседания КОВ,
с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора КЕН,
представителей ответчика АО «Березниковский содовый завод» - ПВА, ГМГ, действующих на основании доверенностей от 01.02.2022, 05.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к акционерному обществу «Березниковский содовый завод» о возложении обязанности,
установил:
с учетом уточненных исковых требований истец Березниковский природоохранный прокурор, действующий в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к АО «Березниковский содовый завод» (далее БСЗ) о возложении обязанности. Исковые требования мотивированы тем, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от ..... № проведена проверка в связи с загрязнением поверхностного водного объекта реки Толыч. В результате проверки установлено, что ..... зарегистрировано право собственности АО «БСЗ» на шламонакопитель №, который введен в эксплуатацию в январе 1972 года на основании Акта Госкомиссии от ...... Объект расположен в водоохранной зоне Камского водохранилища и реки Толыч, предназначен для приема шламовых стоков содового производства и складирования шлама путем осаждения взвешенных частиц и осветления жидкой фазы промышленных стоков АО «БСЗ». В комплекс гидротехнических сооружений шламонакопителя АО «БСЗ» входят ограждающая дамба, состоящая из четырех участков, шламопроводы, сифонный водосброс. Объект находится на земельном участке с кадастровым номером №. Шламонакопитель поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 2 категории (№), внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов (приказ о включении в ГРОРО № от 01.08.2014).
Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в период с 08.07.2020 по 14.07.2020 с привлечением специалистов Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора и филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведено обследование территории, примыкающей к шламонакопителю. В ходе осмотра территории, прилегающей к восточной стороне объекта (шламонактпителя), обнаружены изливы жидкости, содержащейся в шламонакопителе. Согласно акту Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 31.07.2020 №, предписанию от 31.07.2020 № РП-282-1923-О-П-2020 при проведении проверки гидротехнического сооружения зафиксированы высачивания фильтрационной воды на низовой откос восточной и северной дамб шламонакопителя, присутствуют следы выщелачивания, имеющие характерный рыжий и белый цвет, следы фильтрации. В соответствии с отчетом «Горного института Уральского отделения Российской академии наук» - филиала ФГБУН Пермского Федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук, шламонакопитель имеет участки пониженных сопротивлений, которые могут быть связаны с повышенной фильтрацией сточных вод из шламонакопителя. Таким образом, сточные воды из шламонакопителя разливаются по пойменной террасе и поступают в реку Толыч. Для установления загрязнения водного объекта специалистами Западно- Уральского межрегионального управления Росприроднадзора и филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» осуществлен отбор проб сточных вод, поступающих из шламонакопителя, а также воды реки Толыч в месте сброса сточных вод, 500 м. выше и 500 м. ниже по течению относительно места впадения сточных вод в водный объект. В соответствии с протоколами лабораторных испытаний от 09.07.2020, 10.07.2020, 14.07.2020, 13.08.2020 в отобранных пробах воды из реки Толыч обнаружены значительные превышения кальция, натрия, сухого остатка и хлорид- иона в сравнении с нормативами предельно допустимой концентрации (далее - ПДК), установленными для водного объекта рыбохозяйственного значения (река Толыч). Так, согласно протоколу лабораторных испытаний от 09.07.2020 зафиксировано превышение ПДК в сравнении с нормативом, установленным для водного объекта рыбохозяйственного значения (приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения») по следующим веществам в месте сброса сточных вод шламонакопителя: хлорид-ион - 566 мг/дм3 при ПДК не более 300 мг/дм3 (ПДК - 1,9); сухой остаток - 1284 мг/дм3 при ПДК не более 1000 мг/дм3 (1,3 ПДК); натрий - более 200 мг/дм3 при ПДК не более 120 мг/дм3 (1,7 ПДК).
Согласно протоколу лабораторных испытаний от ..... в месте сброса сточных вод в реку Толыч зафиксировано превышение ПДК по следующим веществам: хлорид-ион - 516 мг/дм3 (1,7 ПДК); сухой остаток - 1592 мг/дм3 (1,6 ПДК); натрий - 197 мг/дм3 (1,6 ПДК).
В соответствии с протоколом лабораторных испытаний от ..... превышение загрязняющих веществ отмечено по веществам: хлорид-ион - 438 мг/дм3 (1,5 ПДК);сухой остаток - 1064 мг/дм3 (1 ПДК); натрий - 129 мг/дм3 (1 ПДК).
Согласно протоколу лабораторных испытании от ..... выявлено превышение хлорид-ионов в .....: в заливе (542 мг/дм3), устье (525 мг/дм3) и напротив северной стороны дамбы шламонакопителя (653 мг/дм3).
Также, осуществлен отбор проб сточных вод из шламонакопителя, по результатам исследований которых выявлено значительное содержание загрязняющих химических веществ в составе стоков, впадающих в реку Толыч: ....., ..... и ..... содержание хлорид-иона в составе стоков составляло более 10000 мг/дм3; кальция - более 2000 мг/дм3; натрия - более 1000 мг/дм3; сухого остатка - более 25000 мг/дм3.
Концентрация хлорид-ионов в наблюдательных скважинах превышает 30000 мг/дм3 (протокол количественного химического анализа от ..... №, что свидетельствует о наличии фильтраций в теле дамбы.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р хлорид-анион (хлориды), натрий, кальций, сухой остаток являются загрязняющими химическими веществами, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе нормирование.
Вместе с тем в государственном водном реестре отсутствуют сведения о регистрации разрешительных документов на пользование рекой Толыч с целью сброса сточных вод в районе шламонакопителя. Согласно расчету от 11.08.2020 № АА-07-8973, представленному Западно- Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, несанкционированным сбросом из шламонакопителя № АО «БСЗ» причинен вред водному объекту - ..... в размере ..... рублей, почвам - ..... рублей.
По мнению истца, АО «БСЗ» устранилось от мониторинга воздействия гидротехнического сооружения шламонакопителя на компоненты окружающей среды, что привело к их загрязнению.
Согласно сведений «Горного института Уральского отделения Российской академии наук» - филиала ФГБУН Пермского Федерального, исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук для подтверждения фактов, повышенной фильтрации рассолов из дамб шламонакопителя требуется проведение исследования в скважинах в теле дамб с определением геологического разреза грунтов, слагающих дамбы, уровня грунтовых вод (рассолов), минерализации и скорости фильтрации. Проведение указанного исследования позволит определить перечень необходимых мер по предотвращению негативного воздействия шламонакопителя на компоненты окружающей среды.
Возложение на АО «БСЗ» требований об исполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и природоохранного законодательства обеспечит исполнение собственником ГТС требований Закона № 117-ФЗ, позволит разработать комплекс мер, направленных на пресечение загрязнения почвы и поверхностного водного объекта - реки Толыч в результате эксплуатации шламонакопителя.
Шламонакопитель № АО «БСЗ» располагается в непосредственной близости у реки Толыч (протяженность 13 км.) и реки Кама (протяженность 1805 км) и находится в их водоохранной зоне - 100 и 200 метров соответственно, которые установлены частью 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Нахождение шламонакопителя № АО «БСЗ» в водоохранной зоне данных рек подтверждается данными, размещенными в публичной кадастровой карте на официальном сайте Росреестра: pkk.rosreestr.ru. В соответствии с информацией, размещенной в программно-техническом обеспечении учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, шламонакопитель № АО «БСЗ» имеет 2 категорию опасности. В данном объекте размещаются отходы 5 класса опасности с фактической массой около 29 млн. тонн в год.
На основании приказа Росприроднадзора от 01.08.2014 № шламонакопитель внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и ему присвоен №.
В соответствии с п. 8.2 декларации промышленной безопасности гидротехнического сооружения, утвержденной ....., шламонакопитель № АО «БСЗ» расположен на левобережной пойменной террасе реки Камы в 996 км. от истока. Пункт 8.7 декларации также предусматривает, что шламонакопитель № расположен в водоохранной зоне Камского водохранилища и реки Толыч.
Указывают, что в силу п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах водоохранных зон запрещается размещение объектов размещения отходов производства и потребления. По мнению истца, размещение в непосредственной близости шламонакопителя № АО «БСЗ» у реки Толыч и реки Кама, является незаконным. При этом, требования по ограничению размещения объектов размещения отходов производства и потребления в границах водоохранных зон, подлежат применению как к уже имеющимся, так и к возводимым объектам. Среди обязанностей собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, предусмотрена обязанность по консервации гидротехнического сооружения. Факты оказания негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации шламонакопителя №, установлены результатами проверочных мероприятий и исследований.
Со ссылкой на нормы права, просят возложить на АО «БСЗ» обязанность не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения – шламонакопителя №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в том числе обеспечить проведение мероприятий, препятствующих высачиванию фильтрационной воды на низовой откос дамбы шламонакопителя №; не позднее двух лет с даты вступления решения суда в законную силу прекратить эксплуатацию шламонакопителя №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №:38, в водоохранных зонах реки Толыч (в 100 метрах от береговой линии реки) и реки Кама ( в 200 метрах от береговой линии реки).
Помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора КЕН в судебном заседании заявила ходатайство об отказе от исковых требований в части возложения на АО « БСЗ» обязанности не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения – шламонакопителя №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в том числе обеспечить проведение мероприятий, препятствующих высачиванию фильтрационной воды на низовой откос дамбы шламонакопителя №.
Определением Березниковского городского суда Пермского края от 14.12.2022 был принят отказ истца от иска в указанной части и производство по делу в данной части прекращено.
Кроме того, истец просила уточнить исковые требования, изложенные во втором пункте просительной части уточненного иска, касаемо срока, а именно, просила возложить на АО «БСЗ» обязанность не позднее семи лет с даты вступления решения суда в законную силу прекратить эксплуатацию шламонакопителя №.
Представители ответчика АО «Березниковский содовый завод» ПВА, ГМГ, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании не возражали против уточненных исковых требований Березниковского межрайонного природоохранного прокурора.
Представитель третьего лица Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзор в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Представитель третьего лица Западно-Уральского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом в порядке ст. 113 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации, водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; на принципе приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Статьей 2 Федерального закона № 73-ФЗ от 03.06.2006 «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», установлено, что Водный кодекс Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие, соответственно в отношении объектов размещения отходов ответчика, осуществляющего размещение (хранение) отходов производства после внесения изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации, подлежат применению, установленные, в редакции Федерального закона № 458-ФЗ от 29.12.2014, пункта 2 части 15 указанной статьи ограничения.
Согласно ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу п. 2 ч. 15 указанной выше статьи в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
Таким образом, установленные требования по ограничению размещения объектов размещения отходов производства и потребления в границах водоохранных зон подлежат применению как к уже имеющимся, так и к возводимым объектам.
Кроме того, положениями п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации не предусматривается, что ограничения по размещению объектов размещения отходов касаются только вновь создаваемых объектов размещения отходов.
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы права следует прямой запрет на размещение объектов размещения отходов производства и потребления.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В статье 1 названного Федерального закона определено, что объекты размещения отходов – это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Статья 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определяет в качестве гидротехнических сооружений сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций. Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
В силу ст. ст. 8, 9 Закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником гидротехнического сооружения должны обеспечиваться требования по его безопасности, в том числе посредством технического обслуживания, эксплуатационного контроля и текущего ремонта, проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения; организации эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со ст.ст. 16, 17 и 18 Закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Во исполнение требований Закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» разработаны Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора от 28.01.2002 № 6 (далее также - Правила).
Правила распространяются на гидротехнические сооружения хранилищ жидких отходов промышленности, в том числе шламонакопители.
В соответствии с п.п. 8.9 Правил запрещается сброс воды из накопителей в природные водоемы без согласования с органами санитарно- эпидемиологического надзора и охраны окружающей среды.
Согласно п. 21.2 Правил собственник гидротехнического вооружения шламонакопителя обязан обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности ГТС, в том числе регулярную оценку безопасности ГТС и анализ причин ее снижения с учетом работы ГТС в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше ГТС.
Согласно п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
Согласно положениям ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если присужденные к исполнению действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются в том числе на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Таким образом, установленные требования по ограничению размещения объектов размещения отходов производства и потребления в границах водоохранных зон подлежат применению как к уже имеющимся, так и к возводимым объектам.
Из преамбулы Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В статье 3 указанного Федерального закона раскрыто понятие консервации гидротехнического сооружения, что представляет собой временное прекращение эксплуатации гидротехнического сооружения, в том числе в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья граждан, охраны окружающей среды, включая растительный и животный мир.
Судом установлено, что АО «Березниковский содовый завод» на праве собственности принадлежит шламонакопитель №, общей площадью ..... кв.м., находящийся в г. Березники в районе АО «БСЗ» и земельный участок, занимаемый шламонакопителем, общей площадью ..... кв.м. (л.д. 11,12 том 1).
АО «Березниковский содовый завод» эксплуатирует шламонакопитель №, северо-западнее промплощадки АО «БСЗ» общей площадью ..... кв.м. Шламонакопитель № является гидротехническим сооружением и предназначен для приема шламовых стоков содового производства и складирования шлама путем осаждения взвешенных частиц и осветления жидкой фазы промышленных стоков АО «БСЗ». Шламонакопитель № цеха кальцинированной соды АО «БСЗ» введен в постоянную эксплуатацию в январе 1972 года на основании Акта Госкомиссии от ...... В комплекс сооружений шламонакопителя № АО «БСЗ» входят гидротехнические сооружения: ограждающая дамба, состоящая из четырех участков, шламопроводы, сифонный водосброс. Шламонакопитель № поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (№ 2 категории, подлежащего федеральному уровню надзора. Указанный шламонакопитель внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов за номером № (приказ о включении в ГРОРО № от 01.08.2014). Местом расположения шламонакопителя № является водоохранная зона Камского водохранилища и реки Толыч. Сбором промышленных отходов занимается ООО «Сток» на основании типового договора.
На основании решения и.о. Березниковского межрайонного природоохранного прокурора о проведении проверки от 09.07.2020 (л.д.9 том 1), Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлен факт превышения загрязняющих веществ, в том числе хлоридов, в реке Кама. 16.07.2020 Березниковским межрайонным природоохранным прокурором вынесено решение о расширении предмета проверки № от 16.07.2020 (л.д.10 том 1)
В период времени с 08.07.2020 по 14.07.2020 специалистами Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора совместно со специалистами межрегионального управления Росприроднадзора и филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведено обследование территории, примыкающей к шламонакопителю № АО «Березниковский содовый завод».
В ходе осмотра шламонакопителя сотрудниками Западно - Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора зафиксирован факт попадания сточных вод с шламонакопителя на почву и далее в водный объект – ....., что подтверждается фототаблицей по результатам осмотра территории от 09.07.2020. (л.д.13-16 том 1)
Согласно акту Западно-Уральского управления Ростехнадзора № РП-282-1923-о-А-2020 от 31.07.2020 при проведении проверки гидротехнического сооружения зафиксированы высачивания фильтрационной воды на низовой откос восточной и северной дамбы шламонакопителя №. ( л.д. 21-41 том 1)
По результатам проверки в адрес АО «БСЗ» начальником межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными, взрывопожароопасными и химическими объектами Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору КПВ вынесено Предписание № от 31.07.2020, которым АО «БСЗ» обязали устранить выявленные при внеплановой выездной проверке нарушения обязательных требований в установленные сроки. ( л.д.42-50 том 1)
Березниковским межрайонным природоохранным прокурором ЖАА в адрес АО «БСЗ» вынесено представление. (л.д. 51-54 том 1)
Во исполнение указанных документов, АО «БСЗ» приняло ряд мер, направленных на устранение нарушений требований природоохранного законодательства. ( л.д. 55-58 том1)
Постановлением Западно - Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора № от 06.08.2020 АО «БСЗ» по факту уничтожения плодородного слоя земли признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ, АО «БСЗ» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000,00 руб. (л.д.180-185 том 1).
Постановлением Западно - Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора № от 06.08.2020 АО «БСЗ» по факту нарушения охраны водных объектов, признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13. КоАП РФ, АО «БСЗ» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000,00 руб. (л.д.59-64 том 1). Согласно Справки старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ШИЭ от 22.07.2020 в ходе осмотра территории, прилегающей к отстойнику шламонакопителя №, обнаружены ручьи из-под подошвы ГТС. Сточные воды из отстойника шламонакопителя № разливаются по пойменной трассе, далее поступают в реку Толыч. ( л.д. 202-203 том 1)
Указанные нарушения нашли отражение в Справке помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора КЕН от 21.08.2020 ( л.д.204-208 том 1)
Согласно акту Западно-Уральского управления Ростехнадзора № от 10.09.2020 проверки природоохранного законодательства в процессе производства АО «Березниковский содовый завод» кальцинированной соды образуется отход 5 класса опасности шлам содового производства. Он состоит в основном из мелких частиц карбоната кальция (СаСО3) и оксида кальция, что обусловлено технологией переработки известняка. Неактивная известь и мелкие частицы карбоната кальция (шлам) не вступают в реакцию, а с потоком дистеллерной жидкости поступают в сборник шламовых вод и далее насосами перекачивается на шламонакопитель №. В шламонакопителе происходит отстаивание шлама и его складирование, а осветленные шламовые воды через сифонный отсек сбрасываются в промканал (выпуск №). Сточные воды, находящиеся в промканале, расположенном на земельном участке 59:03:0200007:84, являются стоками от производства кальцинированной соды.( л.д.186-190 том 1)
АО «БСЗ» выдано Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № от 10.09.2020 ( л.д. 192-193 том 1)
При этом, Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.04.2021 данное предписание признано недействительным, на Западно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «БСЗ». Арбитражным судом установлено, что актом Западно-Уральского управления Ростехнадзора № от 10.09.2020 зафиксированы лишь описанные выше нарушения без подтверждения их соответствующими доказательствами. Отбор почвы, подвергающейся загрязнению, в рамках данной проверки не производился, что не отрицали представители Управления природопользования. Какие-либо иные доказательства, подтверждающие выводы акта проверки материалы дела не содержат.
..... Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору составлен акт проверки юридического лица АО «Березниковский содовый завод», в адрес организации вынесено предписание №-рп/П-2020 об устранении выявленных нарушений, в том числе относительно откосов и дренажных колодцев северной и восточной дамбы в районе шламонакопителя №
Во исполнение вышеуказанных предписаний ответчиком выполнен ряд мероприятий, направленных на устранение нарушений требований природоохранного законодательства, безопасности эксплуатации гидротехнического сооружения. Нарушения, указанные в предписаниях Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору, устранены в полном объеме.
Уголовное дело, возбужденное ..... по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 247 УК РФ, в отношении неустановленных лиц по факту сброса предположительно неочищенных дренажных вод, загрязненных жидкими отходами производства, размещенными в шламонакопителе № АО «БСЗ», прекращено ..... по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием события преступления.
В соответствии с заключениями по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», протоколами лабораторных испытаний от ....., ....., ....., ..... в отобранных пробах воды из реки Толыч обнаружены значительные превышения кальция, натрия, сухого остатка и хлорид- иона в сравнении с нормативами предельно допустимой концентрации (далее - ПДК), установленными для водного объекта рыбохозяйственного значения (река Толыч). Так, согласно протоколу лабораторных испытаний от ..... зафиксировано превышение ПДК в сравнении с нормативом, установленным для водного объекта рыбохозяйственного значения (приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ..... № «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения») по следующим веществам в месте сброса сточных вод шламонакопителя: хлорид-ион - 566 мг/дм3 при ПДК не более 300 мг/дм3 (ПДК - 1,9);сухой остаток - 1284 мг/дм3 при ПДК не более 1000 мг/дм3 (1,3 ПДК);натрий - более 200 мг/дм3 при ПДК не более 120 мг/дм3 (1,7 ПДК).
Согласно протоколу лабораторных испытаний от ..... в месте сброса сточных вод в реку Толыч зафиксировано превышение ПДК по следующим веществам:хлорид-ион - 516 мг/дм3 (1,7 ПДК);сухой остаток - 1592 мг/дм3 (1,6 ПДК);натрий - 197 мг/дм3 (1,6 ПДК).
В соответствии с протоколом лабораторных испытаний от ..... превышение загрязняющих веществ отмечено по веществам: хлорид-ион - 438 мг/дм3 (1,5 ПДК);сухой остаток - 1064 мг/дм3 (1 ПДК); натрий - 129 мг/дм3 (1 ПДК).
Согласно протоколу лабораторных испытании от ..... выявлено превышение хлорид-ионов в .....: в заливе (542 мг/дм3), устье (525 мг/дм3) и напротив северной стороны дамбы шламонакопителя (653 мг/дм3).
Также, осуществлен отбор проб сточных вод из шламонакопителя, по результатам исследований которых выявлено значительное содержание загрязняющих химических веществ в составе стоков, впадающих в реку Толыч: 09.07.2020, 10.07.2020 и 14.07.2020 содержание хлорид-иона в составе стоков составляло более 10000 мг/дм3; кальция - более 2000 мг/дм3; натрия - более 1000 мг/дм3; сухого остатка - более 25000 мг/дм3. Концентрация хлорид-ионов в наблюдательных скважинах превышает 30000 мг/дм3 (протокол количественного химического анализа от 13.08.2020 №. ( л.д. 74-109 том 1)
Вместе с тем, согласно Отчету ГУП «Березниковская изыскательская экспедиция»; Отчету «Оценка влияния шламонакопителя № 2 АО «БСЗ» и окружающей территории на акваторию рек Толыч и Кама в период июль – август 2020; отзыва на данный Отчет следует, что данными научными исследованиями почв, вод, а также влияния шламонакопителя № 2 АО «БСЗ» на окружающую территорию установлено, что шламонакопитель № 2 АО «БСЗ» располагается на территории, которая характеризуется тотальным засолением подземных вод, ввиду более чем вековой разработки соляных месторождений. Подземные воды представляют собой крепкие хлоридные калиево-натриево-кальциевые рассолы с минерализацией до 300 г/ дм 3.
Согласно Отчету «ГИ УрО РАН» следует, что в пределах исследуемого участка отстойника-шламонакопителя узколокализованных прорывов в теле дамбы не обнаружено. На северной и западной частях дамбы шламонакопителя выделены участки пониженных сопротивлений. Для подтверждения наличия фильтрации необходимы дополнительные гидрогеологические исследования в скважинах. При этом, в восточной части северной дамбы по характеру поведения изолиний сопротивлений эта зона возможно обусловлена конструктивными особенностями насыпной дамбы и связана подстилающими грунтами основания дамбы- песчано-глинистыми породами, которые по сопротивлениям значительно ниже самой дамбы, сложенной преимущественно щебенистым материалом. ( л.д. 110-132 том 1)
22 октября 2021 года Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому и атомному надзору утверждена новая декларация безопасности гидротехнического сооружения – шламонакопителя № АО «Безерниковский содовый завод», а также выдано разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения.
По ходатайству стороны ответчика Определением Березниковского городского суда Пермского края от 25.11.2020 назначена комплексная судебная гидролого-техническая экспертиза, проведение которой поручено ФГБУ «Российский Научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов», расположенному по адресу: ....., экспертам: ЛАП, ХМБ, ТКА, БАВ.
Согласно заключению комиссии экспертов судом установлено следующее.
В результате осмотра шламонакопителя №, принадлежащего АО «БСЗ» признаков разрушения (деградации) ограждающих дамб по периметру сооружения и ложа хранилища, повлекшие за собой не предусмотренную паспортом фильтрацию сточных вод, не выявлены.
На момент проведения экспертизы состояние шламонакопителя № соответствует паспорту подготовленного ООО «НТЦ Спецпромгидротэк» в 2004 году, в том числе разделу «Охрана окружающей среды»: пп. 1-6, 8-13. При этом в рамках данной экспертизы дать однозначный ответ по пп. 7, 14 не представляется возможным.
Следы фильтрации из-под ложа хранилища шламонакопителя № АО «БСЗ» на смежные земельные участки, а также в расположенные рядом водные объекты, имеются. Внешний осмотр шламонакопителя № АО «БСЗ» показал, что его техническое состояние соответствуют паспортным характеристикам. Признаки естественной защищенности подземных вод в рассматриваемом районе отсутствуют. Шламонакопитель № АО «БСЗ» не является прямым источником загрязнения поверхностных вод.
Фиксируемые выходы подземных вод в районе упорной призмы являются результатом проявления природно-техногенной гидродинамической обстановки, сформированной за время существования шламонакопителя. Значения концентраций загрязняющих веществ (ЗВ) указывают на то, что протекает процесс поступления компонентов из шламонакопителя в подземные воды, которые в свою очередь являются источником загрязнения поверхностных вод. Данный факт подтверждается более высокими значениями концентраций ионов аммония в точках опробирования № и 5 относительно скважин 6 и 7.
В рамках экспертизы определить долю загрязняющих веществ, поступающих непосредственно из шламонакопителя № и долю загрязняющих веществ, поступающих из более глубоких слоев подземных вод, содержащих более высокие концентрации ионов калия (таблица 5.1 - скважины 6 и 7), в подземных водах, выходы которых фиксируются на поверхностных участках разгрузки, не представляется возможным.
Принимая во внимание наличие в пробах сточных вод предприятия, и в водных вытяжках из шлама шламонакопителя № загрязняющих веществ в концентрациях превышающих ПДК, в случае поступления отходов из сооружения в окружающие поверхностные природные водные объекты, им будет причинен вред. Однако, на момент обследования видимых признаков утечки сточных вод через дамбы шламонакопителя № не установлено.
Выявленные неустановленного генезиса выходы вод из-под упорной призмы дамб шламонакопителя №, характеризуются концентрацией компонентов превышающих ПДК для поверхностных водных объектов. При этом необходимо учитывать тот факт, что они имеют весьма малую интенсивность истечения, их суммарные объемы значительно ниже расходов воды водных объектов (.....) окружающих шламонакопитель №. Поэтому разгрузки, зафиксированные на участках, прилегающих к территории шламонакопителя №, затруднительно рассматривать как определяющий фактор в формировании гидрохимического режима данных водных объектов. ( л.д.85-113 том 2)
Отвечая на первый вопрос эксперты указали, что по результатам проверки органом государственного контроля (надзора) (Ростехнадзором) АО «БСЗ» от 15.10.2020 № были выявлены нарушения, в ряде которых имеется превышение критериев безопасности ГТС второго уровня (К2), соответствующее опасному уровню безопасности ГТС. Вместе с тем, стороной ответчика представлены Акты проверок об устранении нарушений данного Предписания.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ..... № «О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъяснено, что при исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов. В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса.
Исходя из выводов, содержащихся в заключении комиссии экспертов, имеется сквозная коррозия шламоотвода на участке ПК-7-ПК8 и ПК14-ПК15. Выявлены нарушения, в ряде которых имеется превышение критериев безопасности ГТС второго уровня (К2), соответствующее опасному уровню безопасности ГТС. Также имеются следы фильтрации из-под ложа хранилища шламонакопителя № на смежные земельные участки, а также в расположенные рядом водные объекты. Значения концентраций загрязняющих веществ (ЗВ) указывают на то, что протекает процесс поступления компонентов из шламонакопителя в подземные воды, которые в свою очередь являются источником загрязнения поверхностных вод. Принимая во внимание наличие в пробах сточных вод предприятия и в водных вытяжках из шлама шламонакопителя № загрязняющих веществ в концентрациях превышающих ПДК, в случае поступления отходов из сооружения в окружающие поверхностные природные водные объекты, им будет причинен вред. Выявленные неустановленного генезиса выходы вод из-под упорной призмы дамб шламонакопителя № характеризуются концентрацией компонентов превышающих ПДК для поверхностных водных объектов.
В то же время в заключении комиссии экспертов указано, что на момент обследования видимых признаков утечки сточных вод через дамбы шламонакопителя № не установлено. Шламонакопитель не является прямым источником загрязнения поверхностных вод. Фиксируемые выходы подземных вод в районе упорной призмы являются результатом проявления природно-техногенной гидродинамической обстановки, сформированной за время существования шламонакопителя. В рамках экспертизы определить долю загрязняющих веществ, поступающих непосредственно из шламонакопителя №, и долю загрязняющих веществ, поступающих из более глубоких слоев подземных вод, содержащих более высокие концентрации ионов калия (таблица 5.1 - скважины 6 и 7) в подземных водах, выходы которых фиксируются на поверхностных участках разгрузки, не представляется возможным. Следы фильтрации имеют весьма малую интенсивность истечения, их суммарные объемы значительно ниже расходов воды водных объектов (.....) окружающих шламонакопитель №. Разгрузки, зафиксированные на участках, прилегающих к территории шламонакопителя №, затруднительно рассматривать как определяющий фактор в формировании гидрохимического режима данных водных объектов. Шламонакопитель не является прямым источником загрязнения поверхностных вод.
Таким образом, часть выводов экспертов относительно поступления из шламонакопителя № загрязняющих веществ в окружающую среду и оказания на нее негативного воздействия носит противоречивый характер, а в отдельных случаях выводы не категоричны в своих заключениях.
С целью устранения противоречий, содержащихся в экспертном заключении, судом опрошены специалисты, участвовавшие в производстве судебной экспертизы: начальник отдела изыскании Западно-Уральского НИИ- БАВ и начальник отдела загрязнения водных объектов НИИ- ХМБ, которые пояснили, что компоненты окружающей среды в месте расположения шламонакопителя № АО «БСЗ» являются тотально засолеными, что произошло в результате вековой разработки соляных месторождений, а также работы на указанной территории и близлежащих территориях предприятий химической промышленности со времен СССР. Территория шламонакопителя № относится к Березниковско-Соликамскому промышленному узлу с долгой историей функционирования горнодобывающей и химической промышленности. Естественные условия рельефа и почвогрунтовых слоев характеризуются значительной трансформацией естественных условий. Значения концентраций загрязняющих веществ указывают на то, что протекает процесс поступления компонентов из шламонакопителя в подземные воды, которые в свою очередь являются источником загрязнения поверхностных вод. Загрязненность выходящих на поверхность грунтовых вод не связана с действующим производством кальцинированной соды. При этом шламонакопитель № АО «БСЗ» не имеет признаков разрушения (деградации) ограждающих дамб по периметру сооружения, повлекшие за собой не предусмотренную паспортом фильтрацию сточных вод. Шламонакопитель № АО «БСЗ» соответствует паспорту, подготовленному ООО «НТЦ Спецпромгидротэк» в 2004 году и не является прямым источником загрязнения поверхностных вод. Указали, что осмотр дамб шламонакопителя № производился визуально, деградации дамб шламонакопителя не наблюдалось, изливов на момент исследования обнаружено не было. В районе г. Березники имеются самоизливающиеся скважины, родники, в которых содержатся высокоминерализированные воды, поскольку протекают в толще месторождений клиевых и магниевых солей. Разгрузки могут являться выходом на поверхность подземных вод. Определить при этом, являются ли они сточными водами предприятия, у которых идентичный состав, однозначного ответа эксперты дать не могут, возможен и симбиоз данных вод. При этом указали, что на расстоянии порядка 500 метров от точки сброса качество воды в реках Толыч и Кама имеет нормальное значение, поскольку вещества, такие как хлористый калий, хлористый натрий, сульфаты имеют хорошую растворимость.
По ходатайству стороны ответчика Определением Березниковского городского суда Пермского края от 31.08.2022 назначена дополнительная комплексная судебная гидролого-техническая экспертиза, проведение которой поручено ФГБУ «Российский Научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов», расположенному по адресу: ....., 614003, экспертам: ХМБ, КНП
Согласно заключению комиссии экспертов выход у дамбы шламонакопителя № является результатом фильтрации подземных вод, а не просачивания содержимого шламонакопителя через внутренние откосы ограждающих дамб ( л.д. 133-201 том 6).
В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 27, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.
Судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).
Судом установлено, что АО «БСЗ» является одним из градообразующих предприятий, на нем задействовано более 2000 работников. Шламонакопитель № является частью процесса производства кальцинированной соды. В случае наложения срочного запрета на эксплуатацию шламонакопителя, деятельность данного предприятия будет остановлена, что приведет к возникновению ряда серьезных социально-экономических проблем: массовому сокращению работников, численность которых по состоянию на ..... составляет 2021 человек; сокращению объемов производства кальцинированной соды, которое приведет к нарушению важных производственных цепочек, обеспечивающих продовольственную, оборонную и иные виды безопасности государства; приостановлению производственной деятельности иных предприятий, зависящих от поставки энергоресурсов АО «БСЗ»; значительному снижению поступления налоговых и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Ответчиком представлена рабочая документация по системе перехвата дренажных вод шламонакопителя №, разработана Экологическая программа, представлена дорожная карта по реконструкции шламонакопителя № с выводом из эксплуатации участков, находящихся в водоохранной зоне. Для реализации данного проекта предприятию потребуется порядка 7 лет. Вместе с тем, по своему назначению шламонакопитель № является хранилищем промышленных отходов. Прекращение АО «БСЗ» сброса в него дистеллерной жидкости и консервация таких гидротехнических сооружений шламонакопителя № как водосбросное сооружение сифонного типа, шламопроводы, шламовая станция не приведет к прекращению его эксплуатации, поскольку в нём будет продолжаться хранение шлама.
Кроме того, в настоящее время АО «Березниковский содовый завод» включено в Перечень организаций оборонно-промышленного комплекса и отраслевого распределения интегрированных структур, осуществляющих свою деятельность в отраслях промышленности, относящихся к сфере ведения Минпромторга России и их состава. Производство кальцинированной соды применяется для нужд военно-промышленного комплекса, в связи с чем, наложение срочного запрета на эксплуатацию шламонакопителя в настоящее время недопустимо, поскольку приведет к приостановлению деятельности данного предприятия.
По мнению суда Березниковским межрайонным природоохранным прокурором не доказан факт того, что исключительно шламонакопитель № АО «БСЗ» является источником загрязнения окружающей среды, в том числе водных объектов. Достаточных и допустимых доказательств тому не представлено. Согласно ст. ст.10, 7 ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. 22.10.2021 Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждена декларация безопасности гидротехнических сооружений шламонакопителя № с регистрационным номером 21-21(05)0011-11-ХИМ. Сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российской регистр гидротехнических сооружений. При внесении в Регистр сведений ему присваивается один из четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений. Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого сооружения. Шламонакопитель № АО «БСЗ» зарегистрирован в Российском регистре гидротехнических сооружений с присвоением идентификационного кода и эксплуатируется предприятием на основании разрешения, выданного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. По результатам проведения инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий и натурального обследования и технического диагностирования сооружений и оборудования гидротехнических сооружений шламонакопителя № АО «БСЗ», проведенных на трехстороннем совещании с участием технических служб АО «БСЗ», экспертов ООО «НПО Агрохимбезопасность» и представителей межрегионального отдела по надзору за ГТС ЗУУ Ростехнадзора, установлено, что эксплуатация гидротехнических сооружений шламонакопителя № АО «БСЗ» осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и состояние объекта шламонакопителя № АО «БСЗ» удовлетворительное.
( л.д.118-238 том 5, л.д.1-26 том 6)
Стороной истца не представлено, а судом не добыто безусловных доказательств тому, что источниками загрязнения окружающей среды являются фильтрационные воды АО «БСЗ». Источниками разгрузок могут быть как природные подземные, грунтовые воды, так и сточные воды шламонакопителя №, который расположен в непосредственной близости шламонакопителя № АО «БСЗ» и не эксплуатируется. При этом, по своему химическому составу и общей концентрации рассолы в районе шламонакопителя № соответствуют природным надсоляным рассолам, характерным для Верхнекамского месторождения калийных солей. Аналогичные выводы даны в заключении судебной экспертизы, дополнительной экспертизы и подтверждаются пояснениями специалистов-экспертов, опрошенных в судебном заседании.
Оценив представленные доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности и в совокупности с нормами права, с учетом соблюдения баланса между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач и задач оборонно-промышленного комплекса, с другой, учитывая, что существует опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, учитывая срок ввода в эксплуатацию шламонакопителя № в 1972 году, и действия ответчика по разработке и дальнейшему сооружению системы перехвата дренажных вод шламнакоптеля №, а также фактическое признание иска ответчиком, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения уточненных исковых требований Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации и возложить на АО «БСЗ» обязанность не позднее семи лет с даты вступления решения суда в законную силу прекратить эксплуатацию шламонакопителя №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:03:0200007:38 в водоохранных зонах реки Толыч (в 100 метрах от береговой линии реки) и реки Кама (в 200 метрах от береговой линии реки).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к акционерному обществу «Березниковский содовый завод», о возложении обязанности,- удовлетворить.
Возложить на акционерное общество «Березниковский содовый завод» (ИНН №, ОГРН №) обязанность не позднее семи лет с даты вступления решения суда в законную силу прекратить эксплуатацию шламонакопителя №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в водоохранных зонах реки Толыч ( в 100 метрах от береговой линии реки) и реки Кама ( в 200 метрах от береговой линии реки).
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна: Судья Халявина Ю.А.
В окончательной форме
решение суда принято 15.12.2022.