Дело № 2-141/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П. Солнечный 05 марта 2015 года
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Лесниковой Л.П.,
при секретаре Жигалюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайсенюк С. И. в интересах несовершеннолетнего Гайсенюка Р.В. к Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании незаконным распоряжения главы Солнечного муниципального района Хабаровского края № 104-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Гайсенюку Р.В. в признании участником подпрограммы для получения социальных выплат», признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы,
У С Т А Н О В И Л:
Гайсенюк С.И. обратилась в суд с иском в интересах Гайсенюка Р.В. к Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании незаконным распоряжения главы Солнечного муниципального района Хабаровского края № 104-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Гайсенюку Р.В. в признании участником подпрограммы для получения социальных выплат», признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище», мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ Роман был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 29.01.2015г. она предоставила пакет документов на участие в подпрограмме для получения государственного жилищного сертификата. ДД.ММ.ГГГГ она получила информационное письмо от администрации муниципального района об отказе в признании участником подпрограммы в связи с отсутствием подтверждения о проживании сына с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что её сын Роман имеет право на получение социальных выплат, поскольку он является инвалидом с детства, родившимся на территории района приравненного к Крайнему Северу, на дату его рождения местом жительства его матери являлся район Крайнего Севера, где она проживала не менее пятнадцати календарных лет. Признание распоряжения от 02.02.2015 № 104-р незаконным необходимо для признания Гайсенюка Р.В. участником подпрограммы и в дальнейшем получения государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании истец Гайсенюк С.И. исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске, дополнив суду, что сын Роман является инвалидом с детства, родился в 7 месяцев в декабре 1999 года, состояние было тяжелое. В марте 2000г. их выписали из больницы, ребенку было 2 месяца. Первую инвалидность поставили через год в 2001 году, потом проходили переосвидетельствование. Жили постоянно в п.Солнечный, Солнечного района, Хабаровского края, никуда не переезжали. Просит иск удовлетворить, признать незаконным распоряжение главы Солнечного муниципального района Хабаровского края № 104-р от 02.02.2015, признать Гайсенюк Р.В. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» с момента подачи заявления с документами 29.01.2015.
Представитель ответчика Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края Панченко Л.Л. иск не признала, суду пояснила, что в соответствии с п. 19 постановления Правительства РФ от 31.06.2006 №153 для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы граждане, подают в орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях(в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме по установленной форме с приложением документов: выписки из домовой книги, копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, копию пенсионного удостоверения, справки об инвалидности- для инвалидов 1 или 2 группы, а также инвалидов с детства, документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является подпункт «б» пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, т.е. несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте 5 вышеуказанных Правил. Просит отказать Гайсенюк С.И. в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Министерства строительства Хабаровского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в силу ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в т.ч. инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей ( в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. В соответствии с разъяснениями Министерства Регионального развития Российской Федерации, требования, содержащиеся в ст. 1 Закона, относятся ко всем категориям граждан, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в т.ч. и к инвалидам с детства. Соответственно, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях после 1 января 1992 г., правом на получение жилищной субсидии в соответствии с Законом не обладают. Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в целях постановки на учет предоставляют в т.ч. документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992г. Гайсенюк Р.В. родился 26.12.1999г., т.е. после 01.01.1992, соответственно заявителем не мог быть предоставлен документ, подтверждающий факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992г. В соответствии с постановлением Правительства № 153, полномочиями по признанию граждан участниками подпрограммы и включения их в списки наделены только органы местного самоуправления, которые не подчинены уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ. Ввиду отсутствия соответствующих полномочий в постановке на учет граждан у Министерства строительства края, учитывая, что заявитель не оспаривает действия и акты Министерства, просит исключить Минстрой края из ответчиков по данному делу.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно (часть 3). Оказание государством помощи гражданам посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции от 17.07.2011г.), право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В силу ст. 2 вышеуказанного ФЗ от 25.10.2002г. в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности). Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Согласно ч.3 ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
Таким образом, согласно буквальному толкованию закона право на жилищную субсидию возникает у лиц либо являющимися инвалидами 1 и 2 групп, без требования к месту их рождения, но получившими инвалидность вследствие трудового увечья и имеющие необходимый стаж работы (не менее 15 лет), либо инвалидами с детства, которые родились в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях с аналогичным требованием к стажу, исчисляемому с момента их рождения в указанных районах и местностях - без предъявления требований о том, что такое рождение должно иметь место исключительно не позднее 01.01.1992.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Согласно пп. «з» п. 5 раздела 1 указанных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу пп.6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям п.5 Правил и изъявившие такое желание.
В соответствии с п.1.2. ст.1 Положения «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и ст.3 вышеуказанного ФЗ от 25.10.2002г. постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Установлено, что в Солнечном муниципальном районе постановку на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий осуществляет орган местного самоуправления - Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края.
Постановлением Министров СССР от 3 января 1983 года № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», Солнечный район Хабаровского края, отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гайсенюк С.И. обратилась в администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края с заявлением о включении её сына Гайсенюка Р.В. в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, для приобретения жилья на территории Хабаровского края. ДД.ММ.ГГГГ Гайсенюк С.И. обратилась в администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края с заявлением о включении её сына Гайсенюка Р.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку он относится к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Распоряжением главы Солнечного муниципального района Хабаровского края № 79-р от 20.01.2015 Гайсенюк Р.В. поставлен на учет для получения социальных выплат, согласно дате подачи заявления с 15 января 2015 года на основании Положения «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (в редакции от 03.11.2011 № 909).
Распоряжением и.о. главы Солнечного муниципального района Хабаровского края № 104-р от 02.02.2015 Гайсенюку Р.В. отказано в признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в связи с несоответствием требованиям.
Из свидетельства о рождении 1-ДВ № 369857 от 18.01.2000 следует, что Гайсенюк Р.В. родился 26.12.1999 в п. Солнечный, Солнечного района, Хабаровского края, является инвалидом с детства, что подтверждается справкой МСЭ-2006 № 0002212559 от 17.07.2009.
Гайсенюк С.И., мать несовершеннолетнего Гайсенюка Р.В., зарегистрирована и проживает в п. Солнечный, Солнечного района, Хабаровского края с 1986 года.
Таким образом, Гайсенюк Р.В. в силу прямого указания закона имеет право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Доводы представителя ответчика Администрации Солнечного муниципального района о том, что Гайсенюк Р.В. родился в 1999 году после даты установленной ФЗ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ в редакции ФЗ от 17.07.2011г. № 212-ФЗ, в связи с чем, администрацией было отказано Гайсенюку Р.В. в признании участником подпрограммы для получения социальных выплат, суд находит необоснованными, поскольку они не основаны на законе.
При таких обстоятельствах, исковые требования Гайсенюк С.И. в интересах несовершеннолетнего Гайсенюка Р.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 104-░ ░░ ░░.░░.░░░░ «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░ 2011-2015 ░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 6 ░░░░░ 2015 ░░░░.