3-778/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2017 года ...
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Осетровой З.Х.,
при секретаре ....,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» акционерного общества «Оборонэнерго» к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании недействующими в течение всего периода действия пунктов 1, 2, 3 Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» от ... ... в части установления для акционерного общества «Оборонэнерго» базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год (пункт 18 Приложения ... к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам ...), в части установления НВВ для акционерного общества «Оборонэнерго» на 2017 год (пункт 18 Приложения ... к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам ...) и в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» и акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Уральский» ((строка 18 (в части 2017 года) Приложения ... к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам ...,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» акционерного общества «Оборонэнерго» обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании недействующими в течение всего периода действия пунктов 1, 2, 3 Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» от ... ... в части установления для акционерного общества «Оборонэнерго» базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год (пункт 18 Приложения ... к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам ...), в части установления НВВ для акционерного общества «Оборонэнерго» на 2017 год (пункт 18 Приложения ... к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам ...) и в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» и акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Уральский» ((строка 18 (в части 2017 года) Приложения ... к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам ....
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что при принятии указанного постановления ГК РБ по тарифам необоснованно, в нарушение пункта 7 Основ ценообразования ..., при установлении тарифа на долгосрочный период регулирования ... не учтены результаты деятельности АО «Оборонэнерго» в ..., а именно – ГК РБ по тарифам при определении размера НВВ на ... года не учтены фактически произведенные АО «Оборонэнерго» расходы на оплату труда и налоговые отчисления в предыдущем периоде регулирования, но не учтенные при установлении тарифа на предыдущий период регулирования.
Также административный истец указывает, что ГК РБ по тарифам был нарушен предусмотренный пунктом 13 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов утвержденных Приказом ФСТ России от ... ...-э (далее – Методические указания ...-э) порядок определения базового уровня подконтрольных расходов и установления необходимой валовой выручки, то есть уровень подконтрольных расходов, участвующих в расчете необходимой валовой выручки организации, установлен на .... меньше, в связи с чем, на эту же сумму занижен и размер необходимой валовой выручки.
Кроме того, истец полагает, что в нарушение пункта 28 Правил государственного регулирования цен в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... (далее – Правила государственного регулирования), в протоколе заседания правления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам не указаны конкретные причины отказа в разрезе каждой статьи расходов.
Представитель административного истца Чарушникова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Зиновьева О.А. заявленные требования не признала, представила письменные возражения. Пояснив, что ГК РБ по тарифам данное постановление принято с соблюдением закона и в пределах полномочий.
Представители ООО «Башкирэнерго» Лукашов А.В., Габитов Р.Ф., с иском также не согласны по доводам, изложенным в письменном возражении.
Суд, заслушав участников процесса, заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Замалетдиновой Л.И., полагавшей, что в удовлетворении административного иска необходимо отказать, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Статьями 6, 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» от ... № 35-ФЗ установлены основные принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются: обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (статья 20 вышеприведенного Федерального закона).
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» от ... № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), которыми определены основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (абзац первый).
Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования (абзац восьмой).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от ... ...-э (далее - Методические указания ...-э), на основании долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям); уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в Методических указаниях ...-э.
Пункт 11 Методических указаний ...-э содержит перечень неподконтрольных расходов, включающих в себя: расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли; оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов; амортизацию основных средств; расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений; расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов; расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций (тыс. руб.); прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями ...-э, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Акционерное общество «Оборонэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе, на территории Республики Башкортостан. Очередной долгосрочный период регулирования для АО «Оборонэнерго» это ...
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» от ... ... установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций согласно Приложению ..., необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), согласно Приложению ..., индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями согласно Приложению ....
Данное постановление и протокол заседания Правления за ... от ... опубликованы ... на официальном сайте Государственного Комитета Республики Башкортостан по тарифам в сети интернет.
Акционерным обществом «Оборонэнерго» данное Постановление оспаривается в части базового уровня подконтрольных расходов на ... (пункт 18 Приложения ... к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам ...), в части установления НВВ на ... (пункт 18 Приложения ... к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам ...) и в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» и акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Уральский» (строка 18 (в части 2017 года) Приложения ... к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам ....
В обоснование заявленных требований в части выпадающих расходов по расходам фонда оплаты труда за ... административным истцом представлены следующие документы из тарифного дела - форма ... тарифного дела), бухгалтерский баланс ... тарифного дела), расшифровка расходов субъекта естественных монополий, оказывающих услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям ... тарифного дела).
Проанализировав содержание представленных документов, суд полагает, что административным истцом не доказано экономическое обоснование в части несения им выпадающих расходов, связанных с увеличением выплаты заработной платы в ... и связанных с этим социальных отчислений.
В материалы тарифного дела не представлено штатное расписание на ..., изменения и основания, подтверждающие необходимость увеличения штатных единиц, необходимых в регулируемой деятельности.
Из представленных документов из тарифного дела на ... в частности, расчета, усматривается, что условные единицы оборудования по сравнению с предыдущим регулируемым годом выбыли. Так, в ... что свидетельствует о снижении количества условных единиц. При наличии факта снижения условных единиц, не аргументировано и не доказано экономическое обоснование увеличения штатной численности работников и расходов на оплату ФОТ в размере ... тыс. руб. Из пояснительной записки по расчету тарифа (НВВ на ... организация просила ГК РБ по тарифам по расходам на оплату труда на ...., не заявляя в плановом периоде об увеличении штата и необходимости увеличения в связи с этим денежных средств. Отраслевое тарифное соглашение на .... не содержит информации, подтверждающей экономическую обоснованность расходов.
Согласно сведениям Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики ключевой параметр Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации - размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих 1 разряда в электроэнергетике с ... установлен в размере ... рублей.
Форм статистической отчетности в материалах тарифного дела не имеется.
Из изложенного следует, что документальных подтверждений экономического обоснования необходимости в увеличении штатных единиц, фактической численности необходимой для регулируемой деятельности и расходов на оплату ФОТ в размере .... административным истцом в рамках рассмотрения тарифного дела не представлено, не приведена расшифровка понесенных расходов на сумму ...
В соответствии с абзацем 8 пункта 38 Основ ценообразования ... базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Одним из основных принципов государственного регулирования и контроля является принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23 Закона «Об электроэнергетике»).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования ..., при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В материалах тарифного дела представленного административным истцом отсутствуют – как доказательства фактического уровня подконтрольных расходов за ..., так и доказательства их экономического обоснования и документального подтверждения. В связи с чем, ГК РБ по тарифам в данной ситуации применил способ определения уровня подконтрольных расходов, прямо предусмотренного абзацем 8 пункта 38 Основ ценообразования ....
Само по себе представление регулируемой организацией значения фактических операционных подконтрольных расходов без представления каких-либо подтверждающих экономическую обоснованность документов, не может служить основанием для принятия ГК РБ по тарифам фактических значений операционных подконтрольных расходов в качестве экономически обоснованных.
Пункт 7 Основ ценообразования ... гарантирует регулируемой организации компенсацию только экономически обоснованных расходов, которые были понесены в предыдущем периоде регулирования, но не были учтены при установлении тарифа на такой период регулирования.
В свою очередь, Основы ценообразования ..., равно как и иные нормативные правовые акты, регулирующие процесс ценообразования, не гарантируют в любом случае компенсацию всех расходов, по каким-то причинам понесенных регулируемой организацией сверх запланированных в предыдущем периоде регулирования.
Подлежащие компенсации недополученные (выпадающие) доходы (расходы) организации - это экономически обоснованные расходы регулируемой организации, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от регулируемой организации причинам.
Для учета регулирующим органом в следующем периоде регулирования произведенных расходов организации, необходимо соблюдение следующих условий:
- указанные расходы должны быть необоснованно неучтены регулирующим органом на тот период регулирования, в котором они возникли;
- указанные расходы должны быть произведены по независящим от организации причинам;
- размер указанных расходов должен быть экономически обоснован;
- факт расходов должен быть подтвержден достоверными доказательствами, в том числе данными бухгалтерской и статистической отчетности.
При этом, в материалах тарифного дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие соблюдение указанных условий, в том числе подтверждающие факт осуществления в ... заявленных расходов и их размер, а также подтверждающие объективную необходимость произведения таких расходов для осуществления регулируемой деятельности. В связи с чем, у ГК РБ по тарифам отсутствовали предусмотренные законом основания для учета в НВВ общества «Оборонэнерго» расходов на заработную плату, произведенных обществом «Оборонэнерго» в ... сверх размера, учтенного в тарифе на .... При этом, в целях реализации обществом «Оборонэнерго» своего права на обеспечение достойного уровня дохода своих сотрудников и, одновременно, соблюдения принципа обеспечения защиты потребителей от необоснованного повышения цен на электрическую энергию (статья 20 Закона «Об электроэнергетике») расходы общества «Оборонэнерго» на оплату труда сотрудников, сверх запланированного размера, должны быть обеспечены за счет прибыли от иных источников. Поскольку размер налогов с ФОТ и их экономическая обоснованность находится в прямой зависимости от размера и экономической обоснованности произведенных расходов на оплату труда – в материалах тарифного дела отсутствуют доказательства отнесения заявленных налогов с ФОТ к регулируемой деятельности в ..., как, следовательно, отсутствуют доказательства их экономической обоснованности.
В соответствии с пунктом 28 Правил государственного регулирования, основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе регулирующего органа.
Как следует из представленного в материалы дела протокола ГК РБ по тарифам, в обоснование отказа в компенсации незапланированных расходов АО «Оборонэнерго» ГК РБ по тарифам указало на то, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования ... приняты меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, на основании отсутствия обосновывающих материалов с учетом анализа данных статистической и бухгалтерской отчетности.
Таким образом, ГК РБ по тарифам мотивировал, со ссылкой на норму права, свой отказ во включении в тариф заявленных АО «Оборонэнерго» расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов за ... – экономической необоснованностью заявляемых расходов.
В связи с чем, ГК РБ по тарифам соблюдены положения пункта 28 Правил государственного регулирования, а соответствующий довод акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» акционерного общества «Оборонэнерго» является не обоснованным и подлежит отклонению.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административного искового заявления акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» акционерного общества «Оборонэнерго» суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1, 2, 3 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░ ... ... ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ (░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ...), ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ 2017 ░░░ (░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ...) ░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ((░░░░░░ 18 (░ ░░░░░ 2017 ░░░░) ░░░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
...
...
...
...