Решение по делу № 2-2471/2021 от 20.08.2021

УИД № 57RS0022-01-2021-004026-60          Производство № 2-2471/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2021 г.      г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Агибалова В.С.,

при секретаре судебного заседания Пунько Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова Сергея Александровича к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации в Орловской области о перерасчете размера пенсии,

установил:

Тарасов С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее –УПФР, пенсионный орган) о перерасчете размера пенсии.

В обоснование требований указал, что с (дата обезличена) пенсионным органом за ним признано право на назначении страховой пенсии в размере 13 571 руб. Однако при оценке пенсионных прав ответчиком не приняты во внимание сведения о размере его заработной платы за период его работы с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности освобожденного председателя профсоюзного комитета Производственного объединения пассажирского автотранспорта (с (дата обезличена) - Пассажирское автотранспортное предприятие № 1).

В настоящее время данная организация снята с учета в связи с ликвидацией (дата обезличена).

Ссылался, что размер заработной платы за период работы в должности освобожденного председателя профсоюзного комитета подтверждается записями в партийном билете, а также ведомостями о начислении и выплате заработной платы, сохранившимися в помещении профсоюзного комитета, так как на хранение в архив они не сдавались.

Кроме этого, премиальные выплаты выплачивалась истцу и самим Пассажирским автотранспортным предприятием № 1 по итогам работы за выполнение ключевых показателей.

В связи с этим при учете сведений о среднемесячном заработке за спорный период позволит применить более высокий коэффициент отношения среднемесячной заработной платы работника к среднемесячной заработной плате по стране, что повлияем на размер выплачиваемой истцу пенсии.

По указанным основаниям, с учетом уточнения требований, истец Тарасов С.А. просил суд обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом сведений о размере заработной платы в партийном билете и ведомостях о начислении и выплате заработной платы за период с октября 1987 года по сентябрь 1992 года.

В ходе судебного разбирательства произведена замена Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на его правопреемника – Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области.

В судебном заседании истец Тарасов С.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. В дополнение пояснил, что в спорный период занимал должность освобожденного председателя профсоюзного комитета Пассажирского автотранспортного предприятия № 1, то есть от работы в самом предприятии он был освобожден. При этом заработная плата ему выплачивалась только по основному месту работы в должности освобожденного председателя профсоюзного комитета, однако руководством Пассажирского автотранспортного предприятия № 1 по итогам работы за выполнение ключевых показателей периодически выплачивались премии.

Представитель ответчика ОПФР по Орловской области – Ковалева Н.Л. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу. Указывала, что документы профсоюзного комитета Пассажирского автотранспортного предприятия № 1 на хранение в архив не поступали, в связи с чем установление среднемесячного заработка по ведомостям о начислении и выплате заработной платы является невозможным. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон «О страховых пенсиях»), с момента вступления в силу которого (то есть с 01.01.2015) Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему.

Согласно положениям пунктов 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 – 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу пункта 1 части 2 названной статьи перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015.

В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, согласно которому для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Из разъяснений Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, данных в письме от 27.11.2001 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников», следует, что в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.

В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Тарасов С.А. является получателем страховой пенсии по старости с (дата обезличена).

В письме пенсионного органа от (дата обезличена) Тарасову С.А. было сообщено о том, что представленная им справка о заработной плате от (дата обезличена) (номер обезличен) и платежные ведомости за период его работы (дата обезличена) в должности председателя профсоюзного комитета Пассажирского автотранспортного предприятия № 1 не могут быть приняты к рассмотрению в целях установления страховой пенсии, поскольку документы профсоюзного комитета на хранение в архив не поступали и на момент выдачи ранее указанной справки, заверенной печатью Профсоюзного комитета Орловского муниципального пассажирского автотранспортного предприятия № 1, данная организация была снята с учета в связи с ликвидацией.

Согласно трудовой книжке Тарасов С.А. с (дата обезличена) по (дата обезличена) занимал должность председателя профсоюзного комитета Производственного объединения пассажирского автотранспорта (с (дата обезличена) - Пассажирское автотранспортное предприятие № 1).

Из архивной справки архивного отдела Управления документационной работы и информационных технологий аппарата администрации г. Орла от (дата обезличена) (номер обезличен)-Т-6 следует, что в архивном фонде МУ Пассажирское автотранспортное предприятие (номер обезличен) (адрес обезличен) в расчетно-платежных ведомостях по начислению заработной платы работникам ИТР ПАТП-(дата обезличена)-1992 значится Тарасов С.А., председатель профкома, табельный (номер обезличен), которому производились начисления по заработной плате в следующих размерах: в (информация скрыта) о заработной плате председателя профкома Тарасова С.А. не имеется.

В качестве основания для перерасчета страховой пенсии по старости истцом в судебном заседании представлены партийный билет (номер обезличен) от (дата обезличена) и платежные ведомости за период с июля 1991 года по октябрь 1992 года.

Как усматривается из партийного билета (номер обезличен) от (дата обезличена) месячный заработок Тарасова С.А. в спорный период составлял в 1987 (информация скрыта).

В соответствии с платежными ведомостям за период с июля 1991 года по сентябрь 1992 года месячный заработок Тарасова С.А. составлял в спорный период в (информация скрыта)

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО4, занимавший в спорный период должность начальника Пассажирского автотранспортного предприятия № 1, пояснил, что Тарасов С.А. с июня 1987 года был избран на должность освобожденного председателя профсоюзного комитета Пассажирского автотранспортного предприятия № 1, так как численность работников была более 1000 человек. При этом профсоюзный комитет фактически являлся отдельной организацией со своим бюджетом, который формировался за счет профсоюзных взносов. Заработная плата Тарасову С.А. выплачивалась из бюджета профсоюзного комитета, а от Пассажирского автотранспортного предприятия № 1 начислялись премиальные выплаты за выполнение целевых показателей по предприятию. В архивной справке на Тарасова С.А. отражены лишь премиальные выплаты Пассажирского автотранспортного предприятия № 1.

Таким образом, отсутствие лицевых счетов, ведомостей по начислению заработной платы, справок о ее размере по причинам, не зависящим от истца, а из сообщения архивного отдела Управления документационной работы и информационных технологий аппарата администрации г. Орла следует, что документы по профсоюзному комитету Пассажирского автотранспортного предприятия № 1 в архив не поступали, не могут лишить истца права на расчет пенсии в соответствии с заработной платой, которую он получал, работая в должности председателя профсоюзного комитета.

Представленные Тарасовым С.А. ведомости по начислению заработной платы и партийный билет являются документами, косвенно подтверждающими его фактический заработок в указанный период, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере его заработка.

Факт принадлежности истцу данных ведомостей по начислению заработной платы и партийного билета, в которых указаны его заработок, ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Доказательств, опровергающих содержание ведомостей по начислению заработной платы и партийного билета о заработной плате истца, суду не представлено.

При этом сведения о размере заработной платы членов КПСС в партийный билет вносились исходя из ведомостей о заработной плате, предоставляемых бухгалтерией, в связи с чем оснований сомневаться в правильности записей в партийном билете о размерах заработной платы истца не имеется.

Учитывая, что партийный билет и ведомости по начислению заработной платы содержат сведения, косвенно подтверждающие фактический заработок Тарасова С.А. в период с октября 1987 года по сентябрь 1992 года, и оснований сомневаться в правильности записей в партийном билете и ведомостях по начислению заработной платы о размерах заработной платы истца не имеется, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о перерасчете страховой пенсии по старости.

При этом при определении размера заработной платы Тарасова С.А. за период с июля 1991 года по сентябрь 1992 года, то есть на основании ведомостей по начислению заработной платы по профсоюзному комитету, должны быть также учтены сведения о выплачиваемых ему премиальных выплатах по ИТР ПАТП-1, отраженных в архивной справке архивного отдела администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен)-Т-6.

Пунктом 2 части первой статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона.

Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет страховой пенсии по старости в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.

При этом установленные нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчет размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении спора, связанного с перерасчетом страховой пенсии по старости, относятся: факт обращения лица, получающего пенсию, с заявлением в соответствующее учреждение Пенсионного фонда России о перерасчете размера пенсии, с документами, подтверждающими право лица, получающего страховую пенсию, на перерасчет указанной пенсии в сторону увеличения.

Как следует из материалов дела, Тарасов С.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (дата обезличена), а к выплате пенсия назначена с (дата обезличена).

Таким образом, принимая во внимание, что истец Тарасов С.А. из-за отсутствия первичных документов о заработной плате, не может реализовать право на расчет размера пенсии из наиболее выгодного для него варианта среднемесячной заработной платы, а представленные партийный документ и ведомости по начислению заработной платы подтверждают фактический заработок, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности произвести расчет страховой пенсии по старости Тарасову С.А. по данным о заработке, содержащимся в партийном билете (номер обезличен) от (дата обезличена) и ведомостях по начислению заработной платы профсоюзного комитета Производственного объединения пассажирского автотранспорта (с (дата обезличена) - Пассажирское автотранспортное предприятие № 1), с учетом архивной справки архивного отдела администрации г. Орла от (дата обезличена) (номер обезличен)-Т-6, за период с октября 1987 года по сентябрь 1992 года включительно, с даты назначения пенсии, с (дата обезличена).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Тарасова Сергея Александровича к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации в Орловской области о перерасчете размера пенсии – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации произвести Тарасову Сергею Александровичу расчет назначенной страховой пенсии по старости начиная с (дата обезличена), исходя из данных о заработной плате за период (дата обезличена) в следующем размере:

- (информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 ноября 2021 г.

Судья      В.С. Агибалов

2-2471/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тарасов Сергей Александрович
Ответчики
ГУ - ОПФ РФ в Орловской области
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Агибалов Владимир Сергеевич
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
20.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.08.2021Передача материалов судье
27.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
18.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее