Решение по делу № 2-240/2024 от 12.11.2024

                                                                                                                Дело №2-240/2024

УИД: 41RS0008-01-2024-000557-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Большерецк Камчатского края                   12 декабря 2024 года

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Кротовой Е.С., при секретаре Боковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Кавалерского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

администрация Кавалерского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края (далее – Администрация, Заявитель) обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности администрации на бесхозяйный объект недвижимого имущества – жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый (далее – Объект). В обоснование заявленных требований указано, что вышеуказанное недвижимое имущество 27.10.2023 года было принято Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю на учет как бесхозяйный объект, что подтверждается выпиской из ЕГРН. В течение года со дня постановки объекта на учет никто не заявлял о своих правах на указанное недвижимое имущество. На основании изложенного, Заявитель просит суд признать право муниципальной собственности администрации Кавалерского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района на указанное бесхозяйное имущество.

Определением Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 13.11.2024 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о Камчатскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Усть-Большерецкого муниципального района.

В судебном заседании истец - администрация Кавалерского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края участия не принимали, представителя в суд не направили, просили рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 45).

Заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о Камчатскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Усть-Большерецкого муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, заявлений, ходатайств не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с нормами ст. 262 ГПК РФ, в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

В соответствии со ст. 264 ч. 1, ч. 2 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом.

В соответствии с нормами ст. 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ч. 2 ст. 290 ГПК РФ, заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

По смыслу указанной нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать.

Согласно правового смысла вышеуказанных норм следует, что установление факта муниципальной собственной имеет для заявителя юридическое значение, от него зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав, а потому данный факт может быть установлен в порядке особого производства.

Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.10.2024) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.11.2024) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с пунктом 3 Порядка Принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее соответственно - уполномоченные органы, заявители) в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка).

Из правового содержания вышеуказанных норм действующего законодательства Российской Федерации следует, что круг субъектов, имеющих право на подачу заявления о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, довольно специфичен. Такими заявителями могут быть только органы, имеющие право на управление муниципальным. имуществом. Обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость вправе орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, по истечении одного года, со дня постановки на государственный учет.

Следовательно, в заявлении о признании права муниципальной собственности необходимо указать орган, который поставил бесхозяйную недвижимую вещь на учет, конкретную дату постановки ее на учет, а также представить доказательства, которые свидетельствуют об отсутствии собственника.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение - квартира, общей площадью 38,4 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый , принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости 27 октября 2023 года, У. Ограничений (обременений) не зарегистрировано.

В качестве правообладателя недвижимого имущества указана администрация Кавалерского сельского поселения.

Данные обстоятельства подтверждены выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.10.2024 года.

Согласно пункту 13 Положения о порядке распоряжения и управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности Кавалерского сельского поселения, принятому Решением Собрания депутатов Кавалерского сельского поселения от 25.10.2007 г. № 75, местная администрация ведет Реестр муниципальной собственности муниципального образования.

Согласно статье 8 Устава Кавалерского сельского поселения, к вопросам местного значения Кавалерского сельского поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Как следует из сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 19.11.2024 года, реестр объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений), относящихся к муниципальной собственности Усть-Большерецкого муниципального района, не содержит сведений об объекте недвижимости – жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый ). Имущественных споров к предмету иска Комитет не имеет (л.д. 41).

На день обращения в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности поселения, прошло более года, что соответствует требованиям п. 3 ст. 225 ГК РФ.

В статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.10.2024) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.11.2024) перечислены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав (лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; представленные (поступившие) документы являются подложными, что установлено судом, и пр.).

Проведя анализ юридически значимых обстоятельств по данному делу, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в отношении заявленного объекта недвижимости указанных оснований, перечисленных в статье 26 названного Федерального закона, не имеется.

На основании установленных обстоятельств по данному делу и руководствуясь требованиями вышеуказанных правовых норм, действующего законодательства, регламентирующего вопросы признания права собственности на объект недвижимости, зарегистрированный как бесхозяйный, судом установлено, что указанный заявителем объект недвижимости расположен в границах Кавалерского сельского поселения, установленный ч. 3 ст. 225 ГК РФ срок со дня постановки данного объекта на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, правопритязаний на спорный объект недвижимости не заявлено.

Согласно ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.

На основании изложенного, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

заявление администрации Кавалерского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края, удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности администрации Кавалерского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края на бесхозяйный объект недвижимого имущества - квартиру, общей площадью 38,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый .

Вступившее в законную силу настоящее решение суда является основанием для регистрации права муниципальной собственности администрации Кавалерского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края, на жилое помещение - квартиру, общей площадью 38,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья                                                                  Е.С. Кротова

2-240/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Кавалерского сельского поселения
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчастком крае
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчасткому краю
комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Усть-Большерецкого МР
Суд
Усть-Большерецкий районный суд Камчатский края
Дело на странице суда
ust-bolsherecky.kam.sudrf.ru
12.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2024Передача материалов судье
14.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2024Судебное заседание
12.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее