УИД № 59RS0001-01-2021-002577-38
Дело № 33-2294/2022 (материал № 13-2365/2021, № 2-2514/2021)
Судья Желудкова С.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Мухтарова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рудометовой Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21.02.2022 в апелляционной инстанции в г. Перми гражданское дело по представлению прокурора Дзержинского района города Перми на определение Дзержинского районного суда города Перми от 22.12.2021, которым постановлено:
«Заявление представителя ответчика администрации города Перми об отсрочке исполнения решения Дзержинского суда города Перми от 1 июля 2021 года по гражданскому делу по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 103» г. Перми, муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации города Перми о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности – удовлетворить частично.
Исполнение решения Дзержинского суда города Перми от 1 июля 2021 года по гражданскому делу по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 103» г. Перми, Муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации города Перми о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, отсрочить до 1 марта 2022 года.»,
Изучив материалы дела, судья апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л А:
14.12.2021 в Дзержинский районный суд г. Перми поступило заявление представителя администрации города Перми об отсрочке исполнения решения суда от 01.07.2021 по гражданскому делу по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми, Муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации города Перми о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование своих доводов ссылается на то, что решением Дзержинского районного суда г. Перми от 01.07.2021 удовлетворены требования прокурора Дзержинского района. МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми обязано устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанных в п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.3 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, выразившихся в нарушении принципа эвакуации из помещений групп второго этажа в здании детского сада, расположенном по адресу: ****, в течение трех месяцев со дня исполнения муниципальным образованием «Город Пермь», в лице администрации города Перми обязанности по выделению необходимого финансирования. Муниципальное образование город Пермь в лице администрации города Перми обязано осуществить финансирование мероприятий МАДОУ «Детский сад № 103» по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Бюджет г. Перми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы утвержден решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 261 «О бюджете города Перми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». Размер нормативных затрат на оказание муниципальных услуг реализация «Присмотр и уход» в муниципальных образовательных учреждениях города Перми и нормативных затрат на содержание муниципального имущества утверждается ежегодно постановлением администрации города Перми. Объем финансового обеспечения МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми на фонд материального обеспечения учреждения на период 2021 года составляет *** руб., на сегодняшний день перечислена сумма в размере *** руб. Кроме того, до конца 2021 года запланировано перечислить сумму в размере *** руб. В соответствии с муниципальным заданием на плановый период 2022, 2023 годов на фонд материального обеспечения учреждения запланировано выделение денежных средств в размере *** руб. 05.10.2021 состоялось первое заседание Пермской городской Думы, на котором выбраны кандидатуры в оргкомитет публичных слушаний по проекту бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. 16.11.2021 проект бюджета принят в первом чтении. Исполнение решения суда в полном объеме в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу о выделении МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми денежных средств не представляется возможным. Заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения суда от 01.07.2021 на срок до 01.09.2022.
Судом вынесено указанное выше определение, об отмене которого просит в представлении прокурор Дзержинского района г. Перми, ссылаясь на несогласие с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку он сделан без учета необходимого баланса между интересами участников спорных правоотношений, а также без соблюдения требований об исполнении судебных решений в разумные сроки. Полагает, что отсутствие в бюджете администрации денежных средств для выполнения работ не относится к числу обстоятельств непреодолимой силы, не является исключительным обстоятельством, не освобождает собственника от соблюдения требований закона и принятия необходимых мер по приведению здания детского образовательного учреждения в соответствие с техническими и санитарными нормами. Невыполнение решения суда нарушает принцип обязательности вступившего в законную силу судебного акта и в отсутствие должного обоснования со стороны заявителя предоставление отсрочки его исполнения, является недопустимым. Неисполнение решения суда нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, ежедневно опасности подвергаются жизнь и здоровье детей посещающих дошкольное учреждение, их родителей, работников организации, неисполнение решения суда подрывает авторитет судебной власти и правосудия в целом.
В возражениях на представление Администрация г. Перми просит оспариваемое определение оставить без изменения.
В силу частей 3 и 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции рассматривается судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы гражданского дела, доводы представления, судья апелляционной инстанции находит, что обжалуемое определение отмене не подлежит.
Статьей 434 ГПК РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
На основании ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решение суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Исходя из ст. 203.1 ГПК РФ заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда рассматривается без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Из обстоятельств дела следует, что решением Дзержинского районного суда г. Перми от 01.07.2021 удовлетворены требования прокурора Дзержинского района. МАДОУ «Детский сад № 103» обязано устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанных в п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.3 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, выразившихся в нарушении принципа эвакуации из помещений групп второго этажа в здании детского сада, расположенном по адресу: ****, в течении трех месяцев со дня исполнения муниципальным образованием «Город Пермь», в лице администрации города Перми обязанности по выделению необходимого финансирования. Муниципальное образование город Пермь в лице администрации города Перми обязано осуществить финансирование мероприятий МАДОУ «Детский сад № 103» по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 92, 93-102).
Апелляционным определением Пермского краевого суда от 22.09.2021 решение Дзержинского районного суда г. Перми от 01.07.2021 оставлено без изменения (л.д. 151, 152-155).
Частично удовлетворяя заявление представителя ответчика администрации города Перми об отсрочке исполнения решения суда от 01.07.2021 и предоставляя отсрочку до 01.03.2022, суд первой инстанции исходил из того, что условия, на которые ссылается заявитель, могут быть отнесены к обстоятельствам, затрудняющим исполнение решения суда в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу и в настоящее время, срок исполнения решения суда истек 22.12.2021, тогда как финансовый год заканчивается 31.12.2021, решение об утверждении бюджета муниципального образования город Пермь на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы в настоящее время не принято, после его принятия Пермской городской Думой решение начнет действовать с 01.01.2022.
Судья апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы прокурора Дзержинского района г. Перми, изложенные в представлении, основанием для отмены обжалуемого определения не являются на основании следующего.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют в ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу ст. 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.
Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
По смыслу ст. 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст.324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы первый, второй и третий п. 25 названного постановления).
Таким образом, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости. Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При положительном решении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание условия, на которые ссылался заявитель, и отнес их к обстоятельствам, затрудняющим исполнение решения суда, поскольку решение о бюджете города Перми вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. В бюджете города Перми на 2021 год не были предусмотрены денежные средства на устранение МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми нарушений пожарной безопасности, бюджет на 2020 и плановый период 2023 и 2024 годы на момент рассмотрения заявления не был утвержден Пермской городской Думой.
Также судья апелляционной инстанции принимает во внимание, что суд первой инстанции установил отсрочку исполнения решения суда от 01.07.2021, вступившего в законную силу 22.09.2021, на непродолжительный срок - до 01.03.2022, обоснованно указав, что применение отсрочки на более длительный срок является затягиванием со стороны ответчика процесса исполнения решения суда и нарушением прав граждан.
При изложенных обстоятельствах определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам представления не имеется.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Определение Дзержинского районного суда города Перми от 22.12.2021 оставить без изменения, представление прокурора Дзержинского района города Перми – без удовлетворения.
Судья: подпись