Решение по делу № 2-2699/2020 от 26.06.2020

Дело

УИД 44RS0001-01-2020-003320-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2020 года                             г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Архиповой В.В., при секретаре Безвух А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волгореченска Костромской области в интересах Жаворонкова Александра Вячеславовича к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Волгореченска Костромской области, действующий в интересах Жаворонкова А.В., обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами 2 упаковки «Фосфоглив» 65+35 мг. №50, 3 упаковки «Верошпирон» 25мг. №20, 1 упаковка «Ацекардол» 100 мг. №30. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Волгореченска Костромской области проведена проверка по обращению Жаворонкова А.В., в ходе которой установлено, что Жаворонков А.В., <дата> года рождения, не обеспечивается лекарственными препаратами. Жаворонков А.В. состоит на диспансерном учете у терапевта в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» с июня 2019 года с диагнозом «...». В 2019 году Жаворонкову А.В. была установлена ... группа инвалидности. Исходя из медицинских показаний Жаворонкову А.В. ежемесячно необходимы 2 упаковки «Фосфоглив» 65+35 мг. № 50, 3 упаковки «Верошпирон» 25мг. №20, 1 упаковка «Ацекардол» 100 мг. №30. Указанными лекарственными препаратами Жаворонков А.В. должным образом не обеспечивается. За период с 01.03.2020 г. по настоящее время Жаворонков А.В. обеспечен только «Ацекардол» 1 упаковка (17.03.2020 г.), «Фосфоглив» 4 упаковки (17.03.2020 г., 09.04.2020 г.), «Верошпирон» 4 упаковки (07.05.2020 г.).

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департамент финансов Костромской области, ОГБУЗ «Волгореченская городская больница», Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области, ГУП «Костромская областная аптечная база».

В судебном заседании помощник прокурора г. Волгореченска Костромской области Горченюк С.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Жаворонков А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.

Представитель Департамента здравоохранения Костромской области на основании доверенности Хотулева Л.В. требования не признала, но не оспаривает обязанность по обеспечению Жаворонкова А.В. лекарственными препаратами. Пояснила, что ввиду отсутствия финансирования Департамент здравоохранения Костромской области не имеет возможности закупить лекарственные препараты.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области, ГУП «Костромская областная аптечная база» в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебное заседание Департамент финансов Костромской области своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В представленном в материалы дела отзыве на исковое заявление указал, что в рамках рассматриваемого дела представлять интересы Костромской области должен Департамент здравоохранения Костромской области, поскольку в соответствии с действующим законодательством именно он является главным распорядителем средств областного бюджета в установленной сфере деятельности.

ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2019 года № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021-2022 гг., которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В разделе 5 указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным перечнем неработающие инвалиды II группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалами по медицинским показаниям бесплатно.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 указанного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

В соответствии с ч.2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

В соответствии с Положением о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546 (далее – Положение), департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения к полномочиям департамента в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно п. 59 Положения департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.

Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).

В соответствии с п.п. 1.3.6, 1.5, 2.1 Порядка под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.078.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).

Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов.

Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка).

Согласно п. 2.7 Порядка отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяемая ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлечение на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска).

Уполномоченная фармацевтическая организация обеспечивает наличие в аптечной организации (пунктах отпуска) необходимого ассортимента и количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии заявкам медицинской организации и разнарядками департамента.

Как следует из материалов дела, Жаворонков А.В. состоит на учете в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» с диагнозами «...».

Согласно медицинской карте Жаворонкову А.В. рекомендован прием следующих лекарственных препаратов: «Фосфоглив» 1 таблетка 3 раза в сутки №100, «Ацекардол» 1 таблетка в сутки №30, «Верошпирон» 25 мг. 1 таблетка в сутки.

Исходя из медицинских показаний Жаворонкову А.В. ежемесячно необходимы 2 упаковки «Фосфоглив» 65+35 мг. №50, 3 упаковки «Верошпирон» 25 мг. №20, 1 упаковка «Ацекардол» 100 мг. №30.

20 апреля 2018 года ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» направлена заявка на увеличение лимитов ЛПУ для выписки рецептов в отдел лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения Костромской области.

Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что указанными лекарственными препаратами Жаворонков А.В. должным образом не обеспечивается.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что невыполнение Департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, в результате чего Жаворонков А.В. был лишен возможности использовать предоставленное ему право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми ему по жизненным показаниям.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что Жаворонков А.В. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения, так как лекарственные препараты, назначенные истцу, необходимы ему по медицинским показаниям. Не обеспечение истца назначенным ему лекарственными препаратами свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами. Не принятие ответчиком соответствующих мер ставит под угрозу его жизнь и здоровье, что является основанием для возложения на ответчика обязанности обеспечить Жаворонкова А.В. лекарственными препаратами «Фосфоглив», «Верошпирон» и «Ацекардол» по медицинским показаниям в полном объеме.

Учитывая изложенное и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Волгореченска Костромской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Волгореченска Костромской области в интересах Жаворонкова Александра Вячеславовича удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Жаворонкова Александра Вячеславовича, 05.08.1983 года рождения, лекарственными препаратами «Фосфоглив» 65+35 мг № 50, «Верошпирон» 25 мг № 20, «Ацекардол» 100 мг № 30 по медицинским показаниям в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья      В.В. Архипова

Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2020 года.

Судья      В.В. Архипова

2-2699/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Жаворонков Александр Вячеславович
Прокурор г.Волгореченска
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Волгореченская городская больница"
Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области
Департамент финансов Костромской области
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
ГУП "Костромская областная аптечная база"
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Архипова Виктория Владимировна 187
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
26.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2020Передача материалов судье
30.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2020Судебное заседание
27.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее