Дело № 2-336/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи С.Г. Волковой,
при секретаре Г.М. Хуснутдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске Республики Коми 11 апреля 2019 года гражданское дело по иску Мацаковой О. А. к ГУ -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязании назначить трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением,
УСТАНОВИЛ:
Мацакова О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику – УПФР в г. Усинске РК с требованиями о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии № от дд.мм.гггг.; обязании включить в педагогический стаж период работы с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в Муниципальном образовательном учреждении «Психолого-медико-педагогический центр» Управления образования администрации МО ГО «Усинск»; обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за ее назначением – с дд.мм.гггг..
В обоснование иска указывает, что дд.мм.гггг. истец обратилась в УПФР в г. Усинске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив все необходимые документы.
Решением УПФР по г. Усинску № от дд.мм.гггг. в установлении досрочной страховой пенсии истцу отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы, который должен составлять не менее 25 лет осуществления педагогической деятельности в государственных муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Указанным решением истцу установлен стаж по педагогической деятельности – 23 года 8 месяцев 11 дней, при этом, по мнению истца, незаконно не учтен период работы с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., в указанный период истец осуществляла работу в муниципальном образовательном учреждении «Психолого-медико-педагогический центр» на полную ставку, с учащимися в классах коррекционно-развивающего обучения в качестве учителя-логопеда. Учредителем образовательного учреждения являлось Управление образования администрации г. Усинска, что подтверждает, что данное учреждение входило в структуру образовательных учреждений г. Усинска. 06.12.2001 муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический центр» на основании постановления главы администрации МО ГО «Усинск» № 1246 от 28.11.2001 было переименовано в муниципальное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», при этом учредителем учреждения также являлось Управление образования администрации МО ГО «Усинск». Таким образом в спорный период истец находясь на должности учителя-логопеда осуществляла непосредственно педагогическую деятельность на полную ставку по обучению детей классов коррекционно-развивающего обучения в образовательной организации, имеющей прямое ведомственное подчинение органам управления образования и принадлежащей муниципалитету, в связи с чем указанный стаж, который составляет 1 год 10 месяцев 19 дней незаконно не учтен в льготный педагогический стаж. При зачете указанного периода на момент обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, педагогический стаж истца оставит более 25 лет, что дает истцу право досрочного выхода на пенсию.
Истец в судебном заседании настаивала на требованиях по доводам, приведенным в обоснование иска.
Представитель ответчика УПФР в г. Усинске Республики Коми, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в настоящее судебное заседание не явился, в судебном заседании дд.мм.гггг. представитель ответчика Базарнова А.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве, также пояснила, что характер работы истца ими не оспаривается, основанием для исключения из специального стажа периода работы являлось то, что работа в данном учреждении не предусмотрена списками № 781 и 1067, при этом работодатель также не указал коды, что данная работа дает право на включение в специальный стаж.
Согласно письменному отзыву ответчика, Мацакова О.А. обратилась в Управление с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По данному основанию досрочная пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста и при наличии индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8. По представленным документам Мацаковой О.А. установлен стаж педагогической деятельности – 23 года 8 месяцев 11 дней. При оценке документов истца для определения права на досрочную страховую пенсию по старости применены следующие нормативные акты:
Правила подсчета и порядок исчисления и подтверждения страхового стажа предусмотренные статьями 11-14 Закона, а также Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.
Согласно Постановлению № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Список № 781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 включительно (Список № 1067);
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по 31 октября 1999 включительно (Список № 463);
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров CCСР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 (Список № 1397).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Правила № 516).
С учетом приведенных документов, в педагогическую деятельность Мацаковой О.А. не учтен спорный период с 18.01.2000 по 05.12.2001 работы в муниципальном образовательном учреждении «Психолого-медико-педагогический центр» Управления образования в должности учитель-логопеда, поскольку работа в данном учреждении не предусмотрена Списками № 781 и № 1067.
Также указывает, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета». За спорный период работы индивидуальные сведения страхователем представлены без указания кода «педагогическая деятельность».
Заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Мацакова О.А. дд.мм.гггг. года рождения дд.мм.гггг. обратилась в УПФР в г. Усинске РК с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением № от дд.мм.гггг. Мацаковой О.А. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с недостаточностью у заявителя специального стажа (25 лет). На день обращения за пенсией установлен специальный стаж (педагогическая деятельность) – 23 года 8 месяцев 11 дней. В подсчет стажа не включен оспариваемый истцом период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. работы в муниципальном образовательном учреждении «Психолого-медико-педагогический центр» Управления образования в должности учитель-логопеда.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона, одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 и ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 13,8 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.199 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с педагогической деятельностью. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Как следует из положений п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, к числу которых отнесены, в том числе учреждения.
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании», действовавшим в спорный периоды педагогической деятельности истца, было установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (п. 1 ст. 12 названного закона).
Согласно п. 3 ст.12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании», образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 01.09.2013, в ч. 1 ст. 22 которого установлено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
При этом образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений образовательная организация является некоммерческой организацией и может создаваться в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, в том числе в форме учреждения, которое в зависимости от того, кем оно создано, может быть государственным, муниципальным или частным.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления от 11.12.1992 № 1424 создан городской центр социальной помощи семье и детям, впоследствии он неоднократно переименовывался, что подтверждается архивной справкой и копиями соответствующих постановлений:
- постановлением Усинской городской администрации от 27.12.1994 № 1487 центр передан в оперативное управление ГОРОНО;
- постановлением Усинской городской администрации от 08.02.1995 № 140 указанный центр реорганизован в муниципальное учреждение «Психолого-медико-педагогический центр»;
- постановлением Усинской городской администрации от 29.12.1995 № 1316 указанное учреждение реорганизовано в Учреждение дополнительного образования «Психолого-медико-педагогический центр» в структуре городского отдела образования;
- постановлением Главы администрации г. Усинска от 10.07.1998 № 645 «О создании учреждений образования» присвоен статус юридического лица Психолого-медико-педагогическому центру и создано муниципальное учреждение «Психолого-медико-педагогический центр»;
- постановлением Главы администрации г. Усинска от 06.03.1999 № 192 данное учреждение переименовано в муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический центр»;
- постановлением Главы администрации МО «Город Усинск» от 28.11.2001 № 1246 данное учреждение переименовано в муниципальное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»;
- постановлением Главы администрации МО ГО «Усинск» от 30.04.2006 № 370 учреждение переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»;
- постановлением Главы администрации МО ГО «Усинск» от 30.05.2011 № 765 учреждение реорганизовано в муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида» г. Усинска;
- постановлением Главы администрации МО ГО «Усинск» от 20.11.2011 создано муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида» г. Усинска;
- постановлением администрации МО ГО «Усинск» от 06.02.2014 № 213 учреждение переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад» г. Усинска;
- решением единственного учредителя – Управления образования администрации МО ГО «Усинск» от 02.09.2015 № 146 учреждение переименовано в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» г. Усинска.
Из Устава МУ «Психолого-медико-педагогический центр» г. Усинска, утвержденного постановлением главы администрации г. Усинска № 645 от 10.07.1998 следует, что данный центр является муниципальным учреждением в системе образования в г. Усинске и предназначен для оказания помощи детям и подросткам, имеющим трудности в обучении и личностном развитии. Содержание образования в центре определяется диагностической, коррекционными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, принимаемой и реализуемой самостоятельно.
Постановлением Главы администрации г. Усинска от 06.03.1999 № 192 утверждены изменения к данному Уставу, в соответствии с которыми раздел «Основные задачи и направления деятельности Центра» дополнены следующими функциями: реализация общеобразовательных программ (основных и дополнительных); оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; организация коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения; организация образовательной деятельности по общеобразовательным (основным и дополнительным) программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.
Согласно информационному письму ВЦ Госкомстата РФ от 15.04.1999 № 34/295, в связи с изменениями и дополнениями в учредительные документы МУ «Психолого-медико-педагогический центр» в ЕГРПО внесены соответствующие изменения, в частности в отношении видов деятельности - ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства) указан код 92310 – общеобразовательные детские школы.
В материалы дела представлена лицензия учреждения на право ведения образовательной деятельности за период с 29.04.1999 по 29.04.2004.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П указано, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Таким образом, основанием включения указанного периода работы в специальный стаж является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций педагогическим работником.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (подлежащим применению как к периоду работы истца с 06.12.2001, так и к периоду ее работы с 18.01.2000 по 05.12.2001 в МУ «Психолого-медико-педагогический центр»), в разделе 1.11 «Наименование учреждений» указаны образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Согласно вышеуказанному Списку, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют учителя, работающие в общеобразовательных учреждениях, в том числе, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
Анализ исследованных судом доказательств в их совокупности свидетельствует об отсутствии отличий целей и задач образовательного учреждения - муниципальное учреждение «Психолого-медико-педагогический центр» от целей и задач образовательного учреждения - муниципальное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», период работы в котором с 06.12.2001 засчитан УПФР в г. Усинске в педагогический стаж истца. Истец занимала одну и ту же должность, выполняла аналогичные должностные обязанности, которые фактически связаны с осуществлением педагогической деятельности на условиях полного рабочего времени, что помимо показаний истца и материалов дела подтверждается и показаниями свидетелей П и П1 После переименования учреждения с даты принятия истца на работу, его основные цели и задачи не изменились, также не изменилась должность истца и ее должностные обязанности.
Доводы ответчика на представление страхователем в отношении Мацаковой О.А. индивидуальных сведений без указания кода «педагогическая деятельность» за спорный период, при установленных судом обстоятельствах, не может являться основанием для отказа включения периода ее работы в специальный страховой стаж, учитываемый при определении права на досрочную трудовую пенсию, поскольку непредставление работодателем индивидуальных сведений на работника с указанием особых условий труда не влияет на реализацию работником своих пенсионных прав, поскольку выполнение данных обязанностей не входит в компетенцию лица, претендующего на назначение пенсии, и не может быть вменено ему в вину, работник не должен нести негативные последствия от ненадлежащего оформления его учетных данных работодателем.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что при учете спорного периода работы в специальный стаж истца, ее стаж педагогической деятельности на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составит более 25 лет, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Мацаковой О.А. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мацаковой О. А. к ГУ -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязании назначить трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске Республики Коми от дд.мм.гггг. №, которым Мацаковой О. А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске Республики Коми зачесть Мацаковой О. А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в Муниципальном образовательном учреждении «Психолого-медико-педагогический центр» и назначить Мацаковой О. А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с дд.мм.гггг. (с даты обращения в УПФР в г. Усинске).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2019 года.
Председательствующий – С.Г. Волкова