Решение по делу № 33-3771/2022 от 21.04.2022

Судья Кротова Н.Н. Дело №33-3771/2022 (№2-159/2022)

УИД 22RS0067-01-2021-004456-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Барнаул 25 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

Варнавского В.М.,

Назаровой Л.В., Масликовой И.Б.,

Сафронове Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю

на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 января 2022 года по делу

по иску С.С.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Следственному управлению Следственного комитета России по Алтайскому краю о признании заключения, решения незаконными, об обязании выплачивать пенсию.

Заслушав доклад судьи Назаровой Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

С.С.В. обратился с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ГУ МВД РФ по Алтайскому краю), Следственному управлению Следственного комитета России по Алтайскому краю о признании заключения, решения незаконными, об обязании выплачивать пенсию, указав следующее.

С 03.05.1972 по 07.05.1974 он проходил срочную военную службу в вооруженных силах СССР. С 11.05.1982 по 15.05.1997 проходил службу в органах МВД и Государственном следственном комитете Республики Казахстан (далее – ГСК Республики Казахстан).

15.05.1997 он уволился из ГСК Республики Казахстан, ему была назначена пенсия.

Продолжительность непрерывной службы в календарном исчислении составила на дату увольнения 17 лет 8 дней, в льготном исчислении – 25 лет 6 мес.12 дней. В связи с чем истцу была назначена пенсия за выслугу лет.

В 2002 истец переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, принял гражданство РФ. С 01.04.2002 истцу была назначена и стала выплачиваться пенсия за выслугу лет по линии МВД РФ как сотруднику органов внутренних дел.

08.07.2021 ответчик вручил истцу сообщение о том, что с 01.08.2021 ему будет прекращена выплата пенсии, по причине того, что он был уволен из Государственного Следственного комитета Республики Казахстан, который по мнению ответчика, не входит в систему органов внутренних дел. Истец не согласен с данным решением пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в ОВД бывшего СССР и стран СНГ регламентируется Федеральным законом №4468-1 и международными соглашениями, участниками которых является Российская Федерация.

02.11.2021 истец обратился в Следственное управление Следственного комитета по Алтайскому краю с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет. Уведомлением №218-ГРСК-3429-2021 от 12.11.2021 истцу было отказано в назначении пенсии. С данным решением он не согласен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать заключение ГУ МВД РФ по Алтайскому краю от 07.07.2021, заключение и решение ГУ МВД России по Алтайскому краю о прекращении выплаты пенсии с 01.08.2021 незаконными, признать решение Следственного управления Следственного комитета РФ по Алтайскому краю от 12.11.2021 об отказе в принятии на пенсионное обеспечение незаконным, возложить на ответчиков обязанность назначить и выплачивать истцу пенсию по выслуге лет с 01.08.2021.

Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18.01.2022 иск С.С.В. к ГУ МВД РФ по Алтайскому краю о признании незаконным заключения, обязании возобновить выплату пенсии удовлетворен.

Признано заключение ГУ МВД РФ по Алтайскому краю от 07.07.2021, решение о прекращении выплаты пенсии С.С.В. незаконным.

Возложена обязанность на ГУ МВД РФ по Алтайскому краю возобновить выплату пенсии С.С.В. с 01.08.2021.

В иске к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю отказано.

В апелляционной жалобе ответчик ГУ МВД РФ по Алтайскому краю просит об отмене решения и принятии нового судебного об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Полагает, что вывод суда о том, что на территории Республики Казахстан истцу была назначена пенсия за выслугу лет, как сотруднику органов внутренних дел, является необоснованным, поскольку не подтвержден.

Исходя из положений п. «а» ст.1, ст.ст.4, 11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 данного Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.

Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», участниками которого является Российская Федерация и Республика Казахстан определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13.03.1992, государства - участники Содружества Независимых Государств 24.12.1993 приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств».

Из содержания положений Соглашения от 24.12.1993 следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом по мнению ответчика, Соглашением от 24.12.1993 на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.

Какие-либо договоры (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении бывших сотрудников ГСК - участников СНГ не заключались.

Ссылаясь на ст.1 Закона Республики Казахстан от 21.12.1995 № 2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», Указ Президента Республики Казахстан от 06.10.1995 № 2513, Положение, утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 04.11.1995 № 2594, Указ Президента Республики Казахстан от 21.12.1995 № 2706 ГСК Республики Казахстан полагает, что, несмотря на то, что ГСК Республики Казахстан и его органы осуществляли функции, сходные с функциями органов внутренних дел, ГСК являлся самостоятельным органом государственной власти, был подчинен непосредственно Президенту Республики Казахстан и не входил в систему органов внутренних дел.

Ответчик считает вывод суда первой инстанции о наличии у истца права на пенсию за выслугу лет по линии МВД России на условиях и в порядке, предусмотренном Законом, противоречит положениям статей 1 и 4 Закона и Соглашения от 24.12.1993.

Полагает, что исходя из действующих нормативных правовых актов, одним из обязательных правовых оснований для назначения пенсии за выслугу лет по линии Министерств внутренних дел является увольнение сотрудника со службы в органах внутренних дел.

Однако истец со службы в органах внутренних дел в Республики Казахстан не увольнялся, расчет выслуги лет непосредственно в органах внутренних дел Республики Казахстан уполномоченным органом не производился. В связи с чем полагает, что право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел у истца не возникло.

Вывод суда о том, что у истца имеется необходимая выслуга лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, считает не основанным на законе.

Обращает внимание на правовую позицию, изложенную в решении Экономического Суда СНГ № 01-1/1-07 от 20.09.2007, из которой следует, что сохранение прав на пенсию за выслугу лет обеспечивается при условиях, если этот вид пенсий предусмотрен законодательством государства нового места жительства и имеются основания для назначения пенсии, определяемые действующим законодательством этого государства. При отсутствии указанных условий пенсионеру на основании Соглашения от 13.03.1992 может быть назначен другой вид пенсии (трудовая, социальная и др.).

Также ссылается на правовую позицию, изложенную в решении Экономического Суда СНГ от 26.03.2008 № 01-1/2-07, о том, что если законодательством государства нового места жительства пенсионера пенсия того же вида не установлена, то выплата пенсии продолжается государством прежнего места жительства пенсионера.

В письменных возражениях истец С.С.В. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ МВД РФ по Алтайскому краю настаивал на доводах апелляционной жалобы.

Представитель истца просил отложить дело в связи с занятостью в другом процессе, в связи с необоснованностью и недоказанностью указанных обстоятельств в отложении дело было отказано.

Иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем на основании положений ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в соответствии с ч.1 и ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно нее, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что С.С.В. с 03.05.1972 по 07.05.1974 проходил срочную военную службу в вооруженных силах СССР. С 11.05.1982 по 15.05.1997 проходил службу в органах МВД и ГСК Республики Казахстан. При этом, согласно трудовой книжке, данный период службы указан без разделения, без указания конкретного периода службы в ГСК и (или) органах МВД.

Согласно расчету выслуги лет на пенсию майора юстиции С.С.В., старшего инспектора-дежурного дежурной части 12 отдела ГВ СУ ГК РК от июля 1997 №М-510521, составленному за подписью майора юстиции Д.Ж.Д., начальника отдела кадров Военно-следственного департамента ГСКРК майора К.Е., начальника ТИиЗ подполковника юстиции А.А., С.С.В. с 11.05.1982 по 01.11.1983 являлся милиционером отделения патрульно-постовой службы объединенного мотовзвода Отдела внутренних дел №25 Главного управления МВД СССР, с 01.11.1983 по 01.05.1987 - командиром объединенного мотовзвода ОВД-25 Восьмого управления МВД СССР, с 01.05.1987 по 01.01.1988 -командиром моторизованного взвода ОВО при ОВД-25 Восьмого Главного управления МВД СССР, с 01.01.1988 по 19.05.1990 - командиром моторизованного взвода ОВД-25 Восьмого Главного управления МВД СССР, с 19.05.1990 по 01.07.1993 – старшим инспектором службы охраны общественного порядка ОВД №25 Восьмого Главного управления МВД СССР, с 01.07.1993 по 01.01.1996 – помощником начальника отдела -оперативным дежурным ОВД №12 Восьмого управления МВД Республики Казахстан, с 01.01.1996 по 07.06.1996 – помощником начальника дежурной части – оперативным дежурным отдела ГСК №12 Восьмого управления ГСК РК, с 07.06.1996 по 01.04.1997 – старшим инспектором-дежурным дежурной части отдела ГСК №12 Восьмого управления ГСК Республики Казахстан, с 01.04.1997 по 15.05.1997 – старшим инспектором-дежурным дежурной части 12 отдела Главного военно-следственного управления ГСК РК.

Приказом начальника главного военно-следственного управления ГСК РК от 08.05.1997 №15 С.С.В. в соответствии с Положением о прохождении службы в ГСК Республики Казахстан и его органах был уволен из органов Государственного следственного комитета в запас Вооруженных Сил Республики Казахстан по ст.51 п.1 «в» по состоянию здоровья с 15.05.1997.

15.05.1997 С.С.В. была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей» от 21.01.1993, что следует из заключения о назначении пенсии за выслугу лет, утвержденному ГФБУ ГСК РК 06.10.1997.

Выслуга истца в календарном исчислении составляет – 17 лет 8 дней, в льготном исчислении - 25 лет 6 мес.12 дней.

Выплата пенсии истцу производилась Министерством внутренних дел Республики Казахстан с 16.05.1997 по 01.04.2002.

В связи с переездом и регистрацией на территории Российской Федерации с 01.04.2002 ГУВД Алтайского края истцу была назначена пенсия по выслуге лет в органах внутренних дел.

Согласно заключению ОВД Немецкого национального района Алтайского края о стаже для установления оклада денежного содержания или для выплаты процентной надбавки за выслугу лет С.С.В. является пенсионером МВД РФ, периоды службы в рядах ВС с 03.05.1972 по 07.05.1974, в органах МВД с 11.05.1982 по 15.05.1997.

07.07.2021 начальником ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю было утверждено заключение по факту обнаружения ошибки при назначении пенсии за выслугу лет, согласно которому было установлено, что С.С.В. 16.05.1997 был уволен из Государственного следственного комитета Республики Казахстан, который не входит в систему органов внутренних дел, на пенсионные органы МВД РФ не возложены обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах государственного следственного комитета государств-участников Содружества в связи с их переездом на территорию РФ. В связи с чем было принято решение о прекращении выплаты пенсии С.С.В. с 01.08.2021.

С 01.08.2021 С.С.В. была прекращена выплата пенсии по выслуге лет, как сотруднику органов внутренних дел.

Разрешая спор, удовлетворяя требования, суд, руководствуясь Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», нормами Соглашений стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и от 24.12.1993 «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств», Указом Президента Республики Казахстан №2513 от 6 октября 1995 г. «Об образовании Государственного следственного комитета Республики Казахстан», Положением о Государственном следственном комитете Республики Казахстан, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан №2594 от 4 ноября 1995 г., исходил из того, что истец реализовал свое право на пенсионное обеспечение, как сотрудник органов внутренних дел, который приобрел право на данное пенсионное обеспечение на территории Республики Казахстан. После упразднения Государственного следственного комитета Республики Казахстан, ввиду отсутствия государственного органа, где истец проходил службу на момент увольнения, пенсионное дело истца было передано пенсионному органу Министерства внутренних дел Республики. При этом на момент назначения истцу пенсии по выслуге лет, как сотруднику органов внутренних дел, у него имелась необходимая выслуга лет для назначения пенсии. После переезда истца в Российскую Федерацию с 01.04.2002 ему ГУВД Алтайского края была назначена пенсия по выслуге лет также, как сотруднику органов внутренних дел.

Отказывая в удовлетворении требований к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю, суд первой исходил из того, что поскольку после отказа ему в выплате пенсии ГУ МВД РФ по Алтайскому краю он за назначением пенсии обращался к данному ответчику. Данный ответчик является ненадлежащим, поскольку, как установлено судом, истец не проходил службу в органах Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, более того на момент переезда истца в Российскую Федерацию в 2002г. данный орган еще не был создан.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда в силу следующего.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, закрепленных ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1.

Согласно п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 (здесь и далее в редакции, действующей на дату увольнения истца – 15.05.1997) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.

В соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитываются: военная служба; служба в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 5 пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1, действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее по тексту - Соглашение от 13 марта 1992 г.).

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 г., государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств» (далее по тексту - Соглашение от 24 декабря 1993 г.).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 г. определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают Министерства внутренних дел Сторон.

При этом Соглашение от 24 декабря 1993 г. вступило в силу для России 9 июля 1999 г. («Бюллетень международных договоров», №1, 2000), поскольку данный документ ратифицирован Федеральным собранием Федеральным законом от 31.05.1999 №103-ФЗ.

С учетом изложенного, следует учесть, что на момент назначения пенсии истцу по выслуге лет в органах внутренних дел (01.04.2002) в связи с его переездом и регистрацией на территории Российской Федерации положения Соглашение от 24 декабря 1993 г. действовали и для России, в том числе и положения статьи 2 данного Соглашения, согласно которой в выслугу лиц для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.

Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.

Согласно Решению №01-1/4-16 Экономического Суда СНГ «О толковании части первой статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года» (принято в г.Минске 03.04.2017), выслуга лет при назначении пенсий сотрудникам органов внутренних дел (финансовой полиции), в том числе на льготных условиях, в государстве – участнике Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года при увольнении их из органов внутренних дел другого государства – участника данного Соглашения, куда переехали сотрудники на постоянное место жительства, учитывается, если такой зачет предусмотрен законодательством другого государства.

«Установленная выслуга лет», которая не подлежит изменению в
соответствии с положениями части первой статьи 2 Соглашения о порядке
пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников
органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых
Государств от 24 декабря 1993 года, представляет собой выслугу лет,
исчисленную (подтвержденную) для первичного назначения пенсии за
выслугу лет бывшим сотрудникам органов внутренних дел (финансовой
полиции) на момент их увольнения со службы.

При этом названным решением Экономический Суд СНГ определил, что на протяжении всей службы до момента увольнения сотрудников органов внутренних дел в связи с выходом на пенсию вопрос об исчислении выслуги лет не инициируется. При увольнении со службы право на пенсию за выслугу лет у них возникает при наличии выслуги лет, дающей право на такой вид пенсии. Исчисление выслуги лет производится при первичном назначении пенсии в порядке, предусмотренном законодательством государства - участника Соглашения от 24 декабря 1993 года, где сотрудники органов внутренних дел проходили службу на момент увольнения.

В свете толкования указанного Соглашения от 24 декабря 1993 года по вопросу включения определенного периода службы в финансовой полиции, которая как орган имела место быть не у всех стран - участников Соглашения, Экономический суд СНГ пришел к выводу, что в выслугу лет для первичного назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел (финансовой полиции) засчитывается служба в органах финансовой полиции, в том числе на льготных условиях, при их увольнении со службы, если это предусмотрено в национальном законодательстве государства, в котором первично назначается пенсия за выслугу лет. Такой вывод соответствует договоренностям государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 года об определяющей роли национального законодательства при осуществлении пенсионного обеспечения данной категории граждан с учетом принципа территориальности. А «установленная выслуга лет» в рамках толкования Экономическим Судом СНГ, представляет собой выслугу лет, исчисленную (подтвержденную) для первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшим сотрудникам органов внутренних дел (финансовой полиции) на момент их увольнении со службы. Положения о том, что «установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной» содержат правило, которого следует придерживаться при исчислении размера пенсии, уже назначенной бывшим сотрудникам органов внутренних дел (финансовой полиции) при их переезде в другое государство, являющееся Стороной Соглашения от 24 декабря 1993 года.

Статьей 11 Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан (заключено в г. Омске 9 января 1993 г.) определено, что стороны не будут препятствовать переводу своих работников на службу в органы, подразделения и учреждения другой Стороны. При этом вопросы сохранения таким работникам стажа службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, присвоения специальных званий, оплаты труда, предоставления прав и льгот, назначения государственных пенсий в размерах, установленных для работников органов внутренних дел той Стороны, куда осуществлен перевод, будут решаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан, нормативными актами Сторон о прохождении службы в органах внутренних дел. Вопросы регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членов их семей, постоянно проживающих на территории государств Сторон, будут решаться в соответствии с законодательством государств Сторон и межгосударственными соглашениями.

Согласно статье 1 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. №2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» органы внутренних дел Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-разыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

В статьей 4 названного Закона было определено, что единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему департаменты внутренних дел областей, города республиканского значения, столицы Республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, внутренние войска, учебные заведения, учреждения и иные организации.

Министерство внутренних дел является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, возглавляющим единую систему органов внутренних дел (статья 5 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. №2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»).

Указом Президента Республики Казахстан от 6 октября 1995 г. №2513 в целях совершенствования системы правоохранительных органов, укрепления правопорядка и обеспечения общественной безопасности, повышения эффективности борьбы с преступностью был образован Государственный Следственный Комитет Республики Казахстан, который в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 4 ноября 1995 г. №2594, представлял собой центральный государственный орган в единой системе органов Государственного следственного комитета, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики.

В соответствии со статьей 1 Указа Президента Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. №2706 Государственный следственный комитет Республики Казахстан и его органы представляет собой непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики специальный государственный орган, не входящий в систему центральных исполнительных органов Республики, осуществляющий дознание, следствие, оперативно-разыскную деятельность и вытекающие из них иные функции.

Статьей 6 названного Указа Президента Республики Казахстан определено, что систему Государственного следственного комитета и его органов составляют Государственный следственный комитет, территориальные, отраслевые и специализированные органы, осуществляющие дознание, следствие и оперативно-разыскную деятельность, а также особые и режимные объекты, учебные заведения и иные организации, обеспечивающие функциональную деятельность.

Государственный следственный комитет являлся самостоятельным органом государственной власти, был подчинен непосредственно Президенту Республики Казахстан и не входил в систему органов внутренних дел.

В соответствии с п.5 ст.24 Указа Президента Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. «О Государственном следственном комитете Республики Казахстан и его органах» пенсионное обеспечение сотрудников Государственного следственного комитета устанавливается в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.

Вместе с тем, согласно ст. 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают.

Поскольку на момент назначения пенсии С.С.В., постоянно проживал в Республике Казахстан, то именно с учетом положений п. 5 ст. 24 Указа Президента Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. было принято Заключение №19013 от 6 октября 1997 года о назначении пенсии за выслугу лет, в соответствии с которым истцу было произведено установление выслуги лет по линии органов внутренних дел и назначена пенсия за выслугу лет по линии органов внутренних дел в соответствии с Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей» от 21 января 1993 года. Данным актом истцу установлена выслуга лет в льготном исчислении 25 лет 6 мес. 12 дней и назначена пенсия за выслугу лет в размере 66% денежного довольствия.

Соответственно судом верно установлено, что после увольнения истца 15.05.1997 из Государственного следственного комитета Республики Казахстан выплата назначенной пенсии по выслуге лет в органах внутренних дел производилась именно Министерством внутренних дел Республики Казахстан с 16.05.1997 по 01.04.2002.

В этом ключе ссылка ответчика о том, что истец не увольнялся непосредственно из органа внутренних дел, не является основанием к отмене постановленного судебного решения, поскольку истцу указанная пенсии была назначена с учетом национального законодательства Республики Казахстан именно по линии органов внутренних дел. Позиция ответчика, отрицающего право С.С.В. на получение пенсии за выслугу лет как сотруднику органа внутренних дел и указавшего в информации на его имя от 12.07.2021 о необходимости обращения за страховой пенсии в общем порядке в Пенсионный фонд Российской Федерации, прямо противоречит приведенному выше содержанию ст. 7 Соглашения от 13.03.1993, лишая истца гарантий, установленных этим Соглашением.

Соответственно в свете названных положений Соглашений и их толкований Экономическим Судом СНГ, судебная коллегия приходит к выводу, что выслуга лет истца является «установленной выслугой лет», не подлежащей изменению в стране - участнике СНГ, в которую переехал истец как лицо, уже получающее пенсию по линии органов внутренних дел. При этом оснований для прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной истцу по линии органов внутренних дел, в Российской Федерации не имеется, поскольку такой вид пенсии предусмотрен действующим пенсионным законодательством Российской Федерации и, как следует из материалов дела, именно в связи с этим выплата данной пенсии С.С.В. прекращена в Республике Казахстан (л.д.39, 40).

Таким образом, разрешая спор, удовлетворяя заявленные требования С.С.В. о признании права на пенсию за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию, суд исследовал необходимые юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел обоснованному выводу, что при переезде на территории Российской Федерации у С.С.В., как у лица, получавшего пенсию по линии МВД Республики Казахстан, возникло право на аналогичное пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации - по линии МВД Российской Федерации, в соответствии с Соглашениями государств-участников от 13 марта 1992 г., 24 декабря 1993 г. Поскольку до переезда в Российскую Федерацию С.С.В. являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД, то и после переезда это право не может быть прекращено.

Изложенные ответчиком ГУ МВД РФ по Алтайскому краю в жалобе доводы об отсутствии оснований для назначения истцу пенсии по выслуге лет как сотруднику органов внутренних дел для назначения пенсии, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку С.С.В. уволен в запас по состоянию здоровья, из расчета выслуги лет, произведенной при назначении пенсии по линии МВД в Республике Казахстан, выслуга в органах внутренних дел составила более 20 лет в льготном исчислении (25 лет 6 мес.12 дней), что предоставляет истцу право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных и их семей веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Суждение ответчика ГУ МВД РФ по Алтайскому краю о том, что Соглашением от 24.12.1993 на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел, с учетом названных положений Соглашений и их толкования Экономическим Судом СНГ, нельзя признать правильным, поскольку речь идет об уже назначенной по линии органов внутренних дел пенсии.

Указание ответчика на решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 20.09.2007 г. № 01-1/1-07, от 26.03.2008 № 01-1/2-07, выводов суда не опровергают, поскольку касаются случаев первичного назначения пенсии за выслугу лет уже после переезда в страну-участницу СНГ и к исследуемым обстоятельствам не относятся.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к ошибочному толкованию ответчиком ГУ МВД РФ по Алтайскому краю положений действующего законодательства Российской Федерации и международных соглашений, регулирующих спорные правоотношения, а потому не могут быть признаны состоятельными.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. С учетом изложенного, решение суда признается законным и обоснованным и по доводам жалобы истца отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное

определение составлено 27.05.2022

33-3771/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Смирнов С.В.
Ответчики
ГУ МВД России по Алтайскому краю
Следственное управление Следственного комитета РФ по Алтайскому краю
Другие
Вохмина О.В.
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Назарова Лада Валентиновна
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
28.04.2022Передача дела судье
25.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022Передано в экспедицию
25.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее