Дело № 2-385/2024
77RS0002-02-2023-009102-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2024 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Богут Е.Б., при ведении протокола секретарем Макарян А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» о возложении обязанности,
установил:
Находкинский транспортный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с названным иском, в обоснование указав, что в результате проведенной проверки установлены нарушения требований транспортной безопасности на железнодорожной станции <адрес> Дальневосточной железной дороги, которая не обеспечена подразделениями транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры.
Просит суд обязать ОАО «РЖД» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Большой Камень Дальневосточной железной дороги при уровнях безопасности 1, 2, 3.
В судебном заседании помощник прокурора поддержала заявленные требования, суду пояснила, что исковые требования направлены на заключение ответчиком договора о привлечении подразделения транспортной безопасности, поскольку в случае изменения уровня безопасности ответчик должен принять меры безопасности в течение 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, а и при отсутствии соответствующего договора это невозможно.
Представитель ОАО «РЖД» возражала против удовлетворения исковых требований по доводам ранее представленного отзыва, суду пояснила, что железнодорожная станция <адрес> является объектом транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию. На железнодорожной станции постоянно действует уровень безопасности № 1. Обязанность по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3. Образование или привлечению подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующим постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с п. 1.1 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ к объектам транспортной инфраструктуры отнесены, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, строения, сооружения.
В силу п. 7.1 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся - собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (ч. 9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к террористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее – Требования).
В силу подп. «г» п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Такие случаи прописаны в пунктах 7 и 8 Требований, а именно: субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего документа, обязан: обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности N 3 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 - 7 настоящего документа, обязан обеспечить силами подразделения транспортной безопасности досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) на объект транспортной инфраструктуры физических лиц, материальных и (или) технических объектов (за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры) либо на основании решения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и ограничить доступ к нему.
Таким образом, подразделения безопасности привлекаются при объявлении уровня безопасности № 2 и № 3. При постоянно действующем уровне безопасности № 1 защита осуществляется силами обеспечения транспортной безопасности.
Как следует из материалов дела, железнодорожная станция <адрес> является объектом транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащим категорированию, который решением Федерального агентства железнодорожного транспорта от дата включен в Реестр объектов транспортной инфраструктуры (Раздел 2) с реестровым номером №. Состоит на балансе Дальневосточной дирекции управления движением.
Согласно ответу Дальневосточной дирекции управления движением от дата №, объект транспортной инфраструктуры не обеспечен подразделениями транспортной безопасности.
С целью устранения выявленных нарушений Находкинским транспортным прокурором дата внесено представление начальнику Дальневосточной дирекции управления движением, по результатам рассмотрения которого меры к устранению выявленных нарушений не приняты.
Находкинским транспортным прокурором инициировано возбуждение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной дирекции управления движением за нарушение требований федерального законодательства о транспортной безопасности.
Отделом надзора за обеспечением транспортной безопасности Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу назначено ОАО «РЖД» административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Административным органом установлено, что в соответствии с Приложением № 2 к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, субъект транспортной инфраструктуры к настоящему паспорту в течение 6 месяцев со дня его утверждения прилагает Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности транспортной инфраструктуры при привлечении подразделения транспортной безопасности – копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности.
Информация в форме приложения № 2 к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, а именно договора по привлечению подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ предоставлены не были.
В соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, при уровне безопасности № 1 (постоянный) субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающим в себя группы из числе работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов – привлекаются в случае установления (объявления) уровня безопасности № 2 и № 3.
В соответствии с пп. «ч» п. 5 Требований, субъект транспортной безопасности должен реализовывать предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры дополнительные меры безопасности при изменении уровня в срок, не превышающий 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Согласно ответу Дальневосточной дирекции управления движением ОАО «РЖД» от дата №, в настоящее время на железнодорожной станции Большой Камень отсутствует договор на привлечение подразделения транспортной безопасности при объявлении (установлении) уровня безопасности № 2 и № 3.
Таким образом, ответчиком не выполнены требования по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Невыполнение требований транспортной безопасности по формированию и (или) привлечению подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры, в том числе в целях своевременного реагирования при изменении уровня безопасности № 2 и № 3, создает непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии ст. 206 ГПК РФ суд признает возможным установить ОАО «РЖД» срок исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Находкинского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на ОАО «РЖД» (ИНН №) обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Большой Камень Дальневосточной железной дороги при уровнях безопасности №№ 1, 2, 3, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 21.03.2024.
Судья Е.Б. Богут