УИД: 77RS0021-02-2020-001813-75
Номер дела №33-3454/2021
Судья: Нишукова Е.Ю. (№2-131/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 4 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Коломниковой Л.В.
судей: Александровой Н.А., Емельяновой Н.В.
при секретаре Ивановой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по строительству очистных сооружений,
по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 25 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель военного прокурора Тамбовского гарнизона, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по реконструкции (строительству) объекта коммунальной инфраструктуры п. Первомайское Знаменского района Тамбовской области для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооружений. В обоснование истец привел, что в 1974 году на территории военного городка *** войсковой части ***, расположенного в ***, произведено строительство водопроводно-канализационного хозяйства, состоящего из двухъярусного отстойника (*** площадью 314 кв.м), хлораторной с лабораторией (*** по площадью 55 кв.м), дежурной будки (*** площадью 19 кв.м ), склада хлора, раздевалки и душа (*** по генеральному плану площадью 61кв.м). Фактический срок эксплуатации объекта водопроводно-канализационного хозяйства составляет 46 лет. Согласно сезонным актам осмотра фактический износ оборудования составляет 100 %, состояние - неудовлетворительное, из четырех отстойников в работе находится только один, разрушены железобетонные стены, сгнили деревянные настилы, сточные воды вытекают через образовавшиеся щели. В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что вышеназванные объекты фактически эксплуатируются жилищно-коммунальной службой *** филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. 4 октября 2017 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России получено свидетельство о постановке очистных сооружений в *** на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, данному объекту присвоен *** (2 категории негативного воздействия на окружающую среду). 26 апреля 2019 года отделом водных ресурсов по Тамбовской области зафиксированы превышения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты. В ходе осуществления контроля выполнения законодательства в области охраны окружающей среды Управлением по охране окружающей среды и природопользования по Тамбовской области производились отборы проб сточной воды в месте сброса и в ручье без названия правобережного притока реки Цны, по результатам исследования которых установлено, что превышение предельно допустимой концентрации показателей в сбросах сточных вод превышает в 10 раз. В связи с выявленными нарушениями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России неоднократно привлекалось к административной ответственности. В 2018 году должностными лицами войсковой части *** (***) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было подготовлено тактико-техническое задание на выполнение работ по реконструкция системы водоотведения и новое строительство очистных канализационных сооружений по обозначенному адресу. Однако, до настоящего времени реконструкция (строительство) очистных канализационных сооружений не произведена. Эксплуатация технически неисправных очистных сооружений приводит к загрязнению водоемов, создает угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке, окружающей природной среде. Указанное бездействие существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия. Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также положения Федерального закона «Об обороне», постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года ***, а также статьи 210 Гражданского кодекса РФ заместитель военного прокурора Тамбовского гарнизона, с учетом уточнения исковых требований, просил суд признать незаконным бездействие ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации и возложить на них обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести строительство локальных канализационных очистных сооружений для обеспечения очистки и обеззараживания хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов военного городка *** (***) в ***.
Определением суда первой инстанции от 4 марта 2021 года, протокольным определением суда от 14 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (ФКП «УЗКС МО РФ»).
Решением Знаменского районного суда Тамбовской области от 25 июня 2021 года исковые требования заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в непроведении мероприятий по строительству локальных канализационных очистных сооружений от объектов военного городка *** ***) в ***, незаконным. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по строительству локальных канализационных очистных сооружений для обеспечения очистки и обеззараживания хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов названного военного городка. В удовлетворении исковых требований к ФГБУ «ЦЖКУ» заместителю военного прокурора Тамбовского гарнизона отказано.
С постановленным решением не согласилось Министерство обороны РФ, подав апелляционную жалобу. Автор жалобы, указывая на то, что военный городок является военным имуществом, ограниченным в его использовании по кругу лиц, полагает недоказанным истцом факт нарушения либо наличия угрозы нарушения прав неопределенного круга лиц. Полагает, что настоящее исковое заявление прокурора в силу того обстоятельства, что Министерство обороны РФ и подведомственные ему учреждения представляют интересы государства, предъявлено по сути к Российской Федерации, что является недопустимым. Представитель ответчика считает, что правом на обращение в суд с настоящим иском обладает лишь само Министерство обороны РФ. Тот факт, что очистные сооружения военного городка нуждаются в проведении реконструкции, не свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него полномочий по содержанию имущества. Кроме того, автор жалобы указывает на наличие препятствий в своевременном осуществлении реконструкции очистных сооружений, выразившемся в длительном процессе оформления прав на земельные участки, входящие в границы военного городка. Ввиду указанного представитель ответчика считает, что заявленные военным прокурором требования являются преждевременными и подлежат отклонению. Также автор жалобы отмечает, что у военного прокурора нет полномочий на разрешение вопросов финансово-хозяйственной деятельности Министерства обороны РФ. Организация строительства локальных очистных сооружений является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства. Изменение или упрощение этой процедуры законом не предусмотрено. На основании приведенных доводов представитель Министерства обороны РФ просит решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 25 июня 2021 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований военного прокурора.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерства обороны РФ представитель военной прокуратуры Тамбовского гарнизона просит решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 25 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заедании просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства обороны РФ просил провести судебное заседание в свое отсутствие, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения судебного решения.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно положениям части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно статье 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Постановлению Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 (в редакции от 12.12.2017, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 155 с 1 апреля 2017 года создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
В соответствии с Уставом - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 29 декабря 2020 года № 3133, учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ (п.3). Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ (п.4).
Учредителем в отношении - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет Министерство обороны РФ. Учреждение непосредственно подчинено Министерству обороны Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в *** дислоцируется войсковая часть *** (военный городок ***), рядом с которой расположена группа жилых домов, относящихся к специализированному жилищному фонду. Данный жилой фонд, как и административные здания военного городка, относятся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сбор и очистка жидких коммунальных бытовых отходов, поступающих в результате эксплуатации данных объектов, осуществляется посредством водопроводно-канализационного хозяйства, состоящего из двухъярусного отстойника площадью 314 кв.м, хлораторной с лабораторией площадью 55 кв.м, дежурной будки площадью 19 кв.м, склада хлора, раздевалки и душа площадью 61 кв.м.
Военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведены прокурорские проверки, по результатам которых установлено, что при эксплуатации очистных сооружений имеет место длительное и продолжающееся поступление в участок реки загрязняющих веществ в составе сточных вод из войсковой части и жилого фонда. Указанное обстоятельство подтверждается протоколами испытаний *** от 27 февраля 2019 г., проведенных лабораторией АО «Главный контрольно-испытательный центр питьевой воды», в которых отражено, что в отобранных пробах установлено превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ по следующим показателям (БПКп - в 4 раза, азот аммонийный - в 32 раза, нефтепродукты - в 5 раз, фосфаты по фосфору - в 8,4 раза, АПАВ - в 1,26 раз, хлориды - в 1,23 раза, железо - в 5,3 раза (т***).
Выданные ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предписания управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 7 июня 2019 года и 4 марта 2020 года не исполнены, названные нарушения учреждением не устранены. В отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных *** КоАП РФ. Впоследствии учреждение привлекалось за данные нарушения к административной ответственности.
Очистные сооружения находятся в полуразрушенном состоянии со стопроцентным износом. Из чего следует, что коммунальная инфраструктура для сбора и очистки жидких бытовых отходов в виде очистных сооружений в военном городе *** фактически отсутствует.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», положениями статей 56 и 60 Водного кодекса РФ, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования военного прокурора подлежат удовлетворению. При этом суд исходил из того, что использование очистных сооружений в том состоянии, в котором они находятся на настоящий момент, и поступление в водный объект от войсковой части 14272 и жилого фонда военного городка загрязняющих веществ в составе сточных вод нарушает права граждан на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и благоприятные условия окружающей среды; наносит ущерб водному объекту, поскольку влечет его загрязнение, а, соответственно, посягает на права неопределенного круга лиц, поскольку может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Выводы суда мотивированы, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований с ними не согласиться судебная коллегия не усматривает.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу подпунктов 45, 52, 68, 68.4, 69, 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации:
организует выполнение работ по строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба;
осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению.
Из содержания вышеприведенных положений следует, что на Министерстве обороны Российской Федерации, обладающем правомочиями собственника в отношении зданий военного городка *** (войсковой части ***) и объектов специализированного жилищного фонда в ***, лежит обязанность по строительству новых очистных сооружений и финансированию этих работ - с целью обеспечения надлежащего функционирования коммунальной инфраструктуры для сбора и очистки жидких и бытовых отходов, поступающих от указанных объектов. Свои полномочия и обязательства Министерство обороны Российской Федерации осуществляет через структурные подразделения – департаменты, которые не обладают самостоятельной правоспособностью.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства ответчиком не оспорены.
Использование очистных сооружений в том состоянии, в котором они находятся на настоящий момент, и поступление в водный объект от войсковой части 14272 и жилого фонда военного городка загрязняющих веществ в составе сточных вод нарушает права граждан на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и благоприятные условия окружающей среды; наносит ущерб водному объекту, поскольку влечёт его загрязнение, а, соответственно, посягает на права неопределенного круга лиц, поскольку может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Вопреки доводам апелляционной жалобы военный прокурор в своем исковом заявлении указал, в чем заключается нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации, суд верно исходил из того, что ненадлежащее исполнение Министерством обороны РФ обязанностей собственника по содержанию принадлежащего ему имущества, приводит к нарушению прав и законных интересов указанных выше субъектов.
Круг лиц с учетом характера допущенного ответчиком нарушения закона и возможных последствий такого нарушения не может быть определен.
Доказательств, свидетельствующих о том, что обозначенные в иске объекты выведены из эксплуатации и не используются по назначению, не представлено, в связи с чем судебная коллегия не может не согласиться с тем, что ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания своего имущества, не нарушает прав и интересов каких-либо лиц. В ходе рассмотрения дела ответчик не заявлял ходатайств о назначении судебных экспертиз с целью установления обстоятельств, опровергающих доводы истца, иными доказательствами по делу также ни позиция истца, ни установленные судом обстоятельства не опровергаются.
Установление регламентированной процедуры проведения реконструкции объектов водопроводно-коммунального хозяйства, не свидетельствует о невозможности судебного понуждения ответчика к исполнению обязанностей, закрепленных законом.
Доводы о том, что военный прокурор, предъявляя иск к ответчику, вторгается в экономические полномочия органа исполнительной власти, безосновательны, поскольку военный прокурор, обращаясь с настоящим иском в суд, реализует свои полномочия, направленные на защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, а потому являются несостоятельными.
Доводов, свидетельствующих о существенном нарушении норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену оспариваемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 25 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 05.10.2021 года