Дело № 2-279/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Карманова К.А.,
при секретаре судебного заседания – Макаренко Д.С.,
с участием:
прокурора – Адаменко Д.А.,
представителей ответчика – Парфеновой А.Я., Ольтецян Д.А.,
представителя ГКУ города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» - Белых А.С.,
представителя ООО «Грифон» - Тимониной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению заместителя Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию города Севастополя «Севэлектроавтотранс им. А.С.Круподёрова», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, государственное казённое учреждение города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», общество с ограниченной ответственностью «Грифон», о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Севастопольский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ГУПС «Севэлектроавтотранс им. ФИО8ёрова», в котором, уточнив требования, просит:
оборудовать паромный пирс и литерный катерный причал с западной стороны, литерный катерный причал с восточной стороны № (бухта Северная, II категория обеспечения транспортной безопасности), пассажирский катерный причал № (Графская пристань, II категория обеспечения транспортной безопасности), паромный пирс и пассажирский катерный причал № (Артиллерийская бухта, II категория обеспечения транспортной безопасности) средствами связи, включающими в себя телефонную сотовую связь и городскую телефонную связь, используемую работниками предприятия, находящимися вне территории объекта транспортной инфраструктуры, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системы и средства видеонаблюдения и видеозаписи), отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ (газоанализаторы), предусмотренными пунктом 19 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №;
оборудовать пассажирский катерный причал № (Артиллерийская бухта, II категория обеспечения транспортной безопасности) инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предотвращающими несанкционированный проход физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности (охранное ограждение).
Требования мотивированы тем, что Севастопольской транспортной прокуратурой в результате проведенных проверочных мероприятий в деятельности ГУПС «Севэлектроавтотранс им. ФИО8ёрова» выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении иска.
Представители ответчика против удовлетворения иска частично возражали, предоставив возражения в письменном виде.
Представитель третьего лица - ГКУ <адрес> «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>» просил иск прокурора удовлетворить, представив письменный отзыв.
Представитель третьего лица – ООО «Грифон» оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Третье лицо - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки представителя суд не уведомило.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>.
Заслушав пояснения представителей сторон и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1, статьей 2 Федерального закона № 16-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью подразумевается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от таких актов.
В силу статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 12 Закона о транспортной безопасности на субъекты транспортной инфраструктуры возложены обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, по обязательному соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов.
Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 12.2 Федерального закона о транспортной безопасности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта (далее – Требования №).
Подпунктом 5 пункта 7 Требований № установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, обязаны реализовывать меры по защите от актов незаконного вмешательства, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее 5 месяцев с даты вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств, вводимых в эксплуатацию (приобретенных) после вступления в силу настоящего документа в течение 9 месяцев с даты введения в эксплуатацию (приобретения) транспортного средства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Севастопольской транспортной прокуратурой в результате проведенных проверочных мероприятий в деятельности ГУПС «Севэлектроавтотранс им. ФИО8ёрова» выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
Прокуратурой установлено, что на основании части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпункта 6 пункта 5 Требований №, ГУПС «Севэлектроавтотранс им. ФИО8ёрова» утверждены планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее – Планы ОТБ) паромного пирса и литерного катерного причала с западной стороны, литерного катерного причала с восточной стороны № (далее – причал №), пассажирского катерного причала №, пассажирского катерного причала №.
Указанные планы ОТБ в части оснащения причалов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности должны быть реализованы ответчиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из бюджетных возможностей, ответчиком ведется работа по оснащению данных объектов транспортной инфраструктуры необходимым оборудованием, обеспечивающим транспортную безопасность.
Вместе с тем, в настоящее время мероприятия, предусматривающие оснащение вышеуказанных объектов средствами обеспечения транспортной безопасности проведены не в полном объеме.
Так, планом ОТБ причала № предусмотрена организация 10 постов транспортной безопасности, в настоящее время полностью функционирует – 5. Остальные 5 постов заняты работниками ГУПС «Севэлектроавтотранс им. ФИО8ёрова» не аттестованными и не обученными по транспортной безопасности в установленном порядке.
Согласно подпункту 23 пункта 5 Требований № субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны создать помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности (далее - пункты управления обеспечением транспортной безопасности) в соответствии с утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры и оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
При этом работниками ГУПС «Севэлектроавтотранс им. ФИО8ёрова», а также работниками ООО «Грифон», задействованными для обеспечения транспортной безопасности на вышеуказанном причале, используются для связи личные мобильные телефоны. Средства связи, предусмотренные Планом ОТБ, на указанном объекте отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 30 пункта 5 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12 2 Закона, имея в виду, что объект транспортной инфраструктуры, который не предназначен для посадки (высадки) пассажиров и (или) перевалки грузов повышенной опасности, обязательно оснащается портативными (переносными) средствами досмотра.
На основании пункта 9 Плана ОТБ причал № в соответствии с частью 8 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности должен быть оснащен инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры.
Однако, в настоящее время на причале № отсутствуют технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства видеонаблюдения и видеозаписи), отвечающие требованиям части 8 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №) КПП и посты организуются на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), а посты также и в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в случаях и на периоды, отраженные в планах обеспечения транспортной безопасности, и оборудуются стационарными и (или) переносными (портативными) техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ, включенных в Перечни, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности и (или) на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии со Схемой размещения и составом оснащения КПП и постов.
В настоящее время причал № не оснащен газоанализаторами.
Оснащение пассажирского катерного причала № также не отвечает требованиям законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта.
Так, в настоящее время на данном причале отсутствуют средства связи, включающие в себя сеть телефонную связь и городскую телефонную связь, используемую работниками ответчика, находящимися вне территории объекта транспортной инфраструктуры, технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства видеонаблюдения и видеозаписи), отвечающие требованиям части 8 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности, технические системы и средства, обеспечивающие обнаружение предметов и веществ (газоанализаторы), предусмотренные пунктом 19 Правил №.
Меры по оборудованию паромного пирса и пассажирского катерного причала № инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности не принимаются ответчиком в полном объеме.
В соответствии с пунктами 9.1, 9.1.1 Плана ОТБ паромный пирс и пассажирский катерный причал № должен быть оснащен инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предотвращающими несанкционированный проход физических лиц в зону транспортной безопасности (охранное ограждение). В настоящее время указанный причал охранным ограждением, отвечающим требованиям законодательства о транспортной безопасности, не оборудован.
Кроме того, на данном причале отсутствуют средства связи, включающие в себя сеть телефонную, сотовую связь и городскую телефонную связь, используемую работниками ГУПС «Севэлектроавтотранс им. ФИО8ёрова», находящимися вне территории объекта транспортной инфраструктуры, технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства видеонаблюдения и видеозаписи), отвечающие требованиям части 8 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности, технические системы и средства, обеспечивающие обнаружение предметов и веществ (газоанализаторы, предусмотренные пунктом 19 Правил №.
Необходимость оснащения вышеуказанных причалов инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности отражена в планах ОТБ, а также подтверждается объяснениями специалиста по транспортной безопасности ГУПС «Севэлектроавтотранс им. ФИО8ёрова» ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному ответчиком договору на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского транспорта, заключенного с ООО «Грифон» сроком до ДД.ММ.ГГГГ, и техническому заданию к нему (пункт 4) количество закупаемого товара, работы, услуги составляет 7 постов обеспечения транспортной безопасности. При этом, согласно планам ОТБ на причале № имеется 10 постов, на причалах № и 155 размещено 3 и 5 постов соответственно.
Таким образом, ООО «Грифон» не покрывает объем постов, установленных планами ОТБ.
Кроме того, обязанности по исполнению требований законодательства о транспортной безопасности в части оснащения объектов транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами возложены статьей 12 Закона о транспортной безопасности и пунктом 5 Требований № исключительно на субъектов транспортной инфраструктуры, коим является ответчик по настоящему делу.
Следовательно, привлечение сторонней организации не исключает исполнение ГУПС «Севэлектроавтотранс им. ФИО8ёрова» обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворении иска в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом с ответчика в доход бюджета <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
исковое заявление удовлетворить.
Обязать государственное унитарное предприятие <адрес> «Севэлектроавтотранс им. ФИО8ёрова» (ИНН 9204001440) в течение девяти месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:
- оборудовать паромный пирс и литерный катерный причал с западной стороны, литерный катерный причал с восточной стороны № (бухта Северная, II категория обеспечения транспортной безопасности), пассажирский катерный причал № (Графская пристань, II категория обеспечения транспортной безопасности), паромный пирс и пассажирский катерный причал № (Артиллерийская бухта, II категория обеспечения транспортной безопасности) средствами связи, включающими в себя телефонную сотовую связь и городскую телефонную связь, используемую работниками предприятия, находящимися вне территории объекта транспортной инфраструктуры, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системы и средства видеонаблюдения и видеозаписи), отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ (газоанализаторы), предусмотренными пунктом 19 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 227;
- оборудовать пассажирский катерный причал № (Артиллерийская бухта, II категория обеспечения транспортной безопасности) инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предотвращающими несанкционированный проход физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности (охранное ограждение).
Взыскать с государственного унитарного предприятия <адрес> «Севэлектроавтотранс им. ФИО8ёрова» (ИНН 9204001440) в доход бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий К.А. Карманов