Судья Некрасова О.С. Дело № 33-316/2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании 19 января 2017 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства (Минстрой) Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 ноября 2016 года, которым признано за Чухровым А.В. право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2012 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с датой постановки на учет 31 октября 1997 года.
Обязано Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми выдать Чухрову А.В. государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с учетом установленной очередности, исходя из даты постановки на учет 31 октября 1997 года.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения представителя истца Сорокина Р.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Чухров А.В. обратился в суд с иском к Минстрой Республики Коми о признании права и включении его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, по категории «инвалиды с детства», с даты постановки на учет 31 октября 1997 года, и о предоставлении жилищной субсидии.
Третьим лицом по делу привлечена администрация МОГО «Воркута»
Суд постановил приведенное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованиями об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права.
Истец, представители ответчика, третьего лица в суде апелляционной инстанции не участвовали. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Чухров А.В. <Дата обезличена> года рождения, уроженец ..., является инвалидом ... группы с детства бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-<Номер обезличен>, выданной Бюро № 22 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы Республики Коми» 01 марта 2006 года.
Истец является получателем пенсии по инвалидности с 16 мая 1994 года, что подтверждается пенсионным удостоверением.
31 октября 1997 года мать истца была включена в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, по категории «инвалиды», с датой постановки на учет 31 октября 1997 года, с составом семьи 3 человека, включая сына Чухрова А.В.
На основании заявления Чухровой Л.П. распоряжением администрации МО «Город Воркута» от 02 декабря 2005 года № 1098, очередь на получение социальной выплаты переведена на Чухрова А.В. с присвоением даты постановки на учет 31 октября 1997 года.
В общереспубликанские списки граждан, сформированные по состоянию на 2016 год, истец включен по категории «инвалиды», с датой постановки на учет 31 октября 1997 года, с составом семьи 3 человека, включая мать – Чухрову Л.П. и дочь – Чухрову Д.А.
Письмом Минстрой Республики Коми от 07 апреля 2016 года истцу отказано в праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с датой постановки на учет 31 октября 1997 года, в связи с тем, что на указанную дату он не имел стажа работы в количестве не менее 10 лет.
Удовлетворяя исковые требования в части права истца состоять в очереди для получения жилищной субсидии, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и пришел к следующим выводам.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам РФ, выезжающим из РКС и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, регулируются Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Данным законом установлено, что право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений имеют инвалиды с детства, родившиеся в РКС и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись РКС и приравненные к ним местности) и прожившие в РКС и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлен «Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно пункту 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности.
В силу статьи 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в РКС и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
На момент постановки матери истца на учет, действовали Федеральный закон от 17 августа 1996 года № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» и постановление Правительства РФ от 03 августа 1996 года № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», которые предусматривали право на получение жилищной субсидии для лиц, выезжающих из РКС и приравненных к ним местностей, имеющих стаж работы в таких местностях не менее 10 лет.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 01 августа 1998 года – минимальные требования к соответствующему стажу (времени проживания для инвалидов с детства) были установлены продолжительностью 15 лет (за исключением граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы или времени проживания в указанных районах и местностях не менее 10 лет).
Разрешая настоящий спор с учетом норм приведенного законодательства, которым предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства связано только со временем их проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд пришел к правильному выводу о наличии у истца права на получение жилищной субсидии в связи с проживанием в РКС более 10 лет по состоянию на 31 октября 1997 года.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости иметь трудовой стаж соответствующей продолжительности не основаны на законе и подлежат отклонению.
Действующее на момент рассмотрения спора законодательство каких-либо ограничений при подсчете времени пребывания инвалидов с детства в РКС с целью определения их права на получение жилищной субсидии не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи