Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский ДД.ММ.ГГГГ
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Тузовской Т.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о переходе права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд к Управлению Росреестра по Камчатскому краю с иском о об обязании зарегистрировать переход права собственности на жилой дом, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ истец по договору купли-продажи приобрел жилой дом, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> у ФИО5 в лице ФИО6, действующего от имени продавца по нотариально удостоверенной доверенности, указанный жилой дом принадлежал продавцу на основании договора купли-продажи зарегистрированного БТИ ДД.ММ.ГГГГ, запись №. В виду занятости истца и продавца указанного выше дома зарегистрировать переход право собственности на дом не получилось. В начале апреля 2003 года ФИО8 сообщил истцу, что ФИО9 по причине тяжелой болезни умер в конце марта 2003 года. Истец ДД.ММ.ГГГГ обращался в УФРС по Камчатскому краю с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом и земельный участок, однако ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в его требовании. В виду того, что зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество не представляется возможным, истец вынужден обратиться в суд с данным исковым заявлением для восстановления его нарушенного права.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено ходатайство представителя истца Русаковой о замене ненадлежащего ответчика Управления Росеестра по Камчатскому краю на надлежащего ответчика Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа.
Таким образом, окончательно определившись с исковыми требованиями истец просит зарегистрировать переход права собственности на ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на жилой дом, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> по Договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО11 извещен о рассмотрении дела, в судебном заседании не присутствовал, согласно заявлению просил дело рассмотреть без его участия, с участием его представителя.
Представитель истца ФИО12 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что истец в спорном доме проживает с 2003 года, то есть с момента его приобретения.
Ответчик администрация Петропавловск-Камчатского городского округа о времени и месте проведения судебного заседания извещен, представителя не направил, о причинах неявки суд не уведомил.
Третье лицо Управление Росреестра по Камчатскому краю просило рассмотреть дело без участия его представителя, до судебного заседания направило письменное мнение на исковое заявление.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец и ФИО13, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ от ФИО14 заключили договор купли-продажи жилого дома с прилегающим к нему земельным участком, адрес объекта (местоположение): Камчатская область, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> (л.д. 9).
Пунктом 2.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ определена стоимость жилого дома в размере 300000 руб., указанную сумму представитель ФИО15 – ФИО16 получил в день подписания договора.
Жилой дом считается переданным покупателю с момента подписания указанного договора без передаточного акта. Пункт 3.1. договора от ДД.ММ.ГГГГ имеет силу передаточного акта.
Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ отвечает требованиям, предъявляемым гражданским законодательством к договору продажи недвижимости, между сторонами в требуемой законом письменной форме было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Судом также установлено и ответчиком не оспаривается тот факт, что с 2003 года истец владеет указанным жилым помещением, зарегистрирован в нем, несет расходы по его содержанию, уплачивает коммунальные платежи.
Дом, расположенный по адресу: Камчатская область, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, принадлежал на праве собственности ФИО17 на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, о чем также имеется отметка в техническом паспорте указанного дома (л.д. 8, 48-56).
Согласно исковому заявлению в виду занятости истца и продавца ФИО18 сразу после подписания договора зарегистрировать переход право собственности за истцом в Росреестре не получалось.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО19 умер, о чем была составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).
В соответствии с ответом нотариуса Петропавловск-Камчатского нотариального округа Камчатского края ФИО20 на судебный запрос, наследственного дела после смерти ФИО21, умершего в 2003 году нет (л.д. 32).
В соответствии со статьей 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абз. 1 п. 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Не является давностным владение, которое осуществляется по договору с собственником или иным управомоченным на то лицом, не предполагающему переход титула собственника. В этом случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим ее непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу. Примерный перечень таких договоров приведен в пункте 15 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда - аренда, хранение, безвозмездное пользование и т.п.
В таких случаях, как в соответствии со ст. 234 ГК РФ, давностное владение может начаться после истечения срока владения имуществом по такому договору, если вещь не будет возвращена собственнику и не истребована им, а в соответствии с ч. 4 ст. 234 ГК РФ - если к тому же прошел и срок исковой давности для ее истребования.
В отличие от указанных выше договоров наличие каких-либо соглашений с титульным собственником, направленных на переход права собственности, не препятствует началу течения срока приобретательной давности.
При этом ГК РФ, не содержат запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Таким образом, поскольку договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключен и исполнен, смерть продавца не является препятствием для государственной регистрации права собственности.
К тому же в судебном заседании нашел подтверждение факт добросовестного владения истцом имущества более 15 лет и владение осуществлялось на основании заключенного с собственником договора, переход права по которому в силу ряда причин не зарегистрирован.
На основании изложенного суд находит требования истца о переходе права собственности на ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на жилой дом, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
░░░ ░░░23 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░24, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░, <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №
░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░