Решение по делу № 2-99/2020 от 22.11.2019

Дело № 2-99/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2020 года г. Сокол

Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Мокиевской С.Н.,

при секретаре Садковой М.С.,

с участием представителя ответчика Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области по доверенности Шилова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области и муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Перспектива» о прекращении противоправных действий,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах (далее – Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия ответчика в части непринятия мер по обеспечению населения д<адрес> и д. <адрес> холодным водоснабжением, соответствующим установленным законом требованиям, возложении на ответчика обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности по обеспечению населения д. Есипово и д. <адрес> водой для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, а именно:

обрудовать по периметру оголовков колодцев, расположенных по адресам: Сокольский район, <адрес>, у домов , и , д. Старое, отмостку из камня кирпича и бетона радиусом не менее 2 метров и с уклоном в сторону кювета, установить вокруг колодцев ограждение;

выполнить стенки шахты колодца, расположенного в д. Старое Сокольского района из лесоматериала хорошего качества, очищенного от коры, здорового, без глубоких трещин и червоточин, без гнили и заражения грибком; стенки шахты выполнить плотными, изолирующими колодец от проникновения поверхностного стока и верховодки;

выполнить оголовок (надземную часть) над колодцем в д. Старое Сокольского района не менее чем на 0,7-0,8 метра выше поверхности земли; оголовок колодца оборудовать крышкой или железобетонным покрытием с люком, а также закрываемой крышкой; сверху оголовка установить навес и поместить в будку;

создать условия, необходимые для обеспечения жителей д. <адрес> и д. <адрес> холодным водоснабжением, соответствующим установленным законом требованиям, а именно: довести качество воды из колодцев общего пользования, расположенных по адресам: <адрес>, д. <адрес>, у домов , и , д. Старое до гигиенических нормативов по микробиологическим показателям – «общие колиформные бактерии» и «общее микробное число».

Также просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить водоснабжение населения д. <адрес> и д. <адрес> посредством организации подвоза питьевой воды населению в объемах, достаточных для удовлетворения бытовых нужд граждан, до момента подачи воды населению надлежащего качества из колодцев общего пользования, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, у домов , и , д. Старое.

Требования мотивированы тем, что в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация водоснабжения населения в границах сельских поселений относится к полномочиям Администрации муниципального района, вместе с тем, ответчиком в нарушение норм Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», действующих санитарных норм и правил не обеспечено надлежащее качество воды в колодцах общего пользования в д. <адрес> и д. <адрес> и содержание данных колодцев, за что постановлением Сокольского районного суда Вологодской области от 07 ноября 2019 года ответчик привлечен к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ.

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 26 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района Вологодской области.

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 13 декабря 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация сельского поселения Пельшемское Сокольского муниципального района Вологодской области.

24 декабря 2019 года истцом заявленные требования уточнены: просил суд возложить на Администрацию Сокольского муниципального района Вологодской области обязанность в срок до 01 октября 2020 года прекратить нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности по обеспечению населения д. Есипово Сокольского района водой для питьевых и хозяйственно-бытовых целей в части:

оборудования по периметру оголовков колодцев, расположенных по адресам: Сокольский район, д. <адрес>, у домов , и , отмостки из камня кирпича и бетона радиусом не менее 2 метров и с уклоном в сторону кювета, установления вокруг колодцев ограждения,

создания условий, необходимых для обеспечения жителей д. <адрес> холодным водоснабжением, соответствующим установленным законом требованиям, а именно: довести качество воды из колодцев общего пользования, расположенных по адресам: <адрес>, д. <адрес>, у домов , и до гигиенических нормативов по микробиологическим показателям – «общие колиформные бактерии» и «общее микробное число».

Также просил суд возложить на Администрацию Сокольского муниципального района Вологодской области обязанность обеспечить водоснабжение населения д. <адрес> посредством организации подвоза питьевой воды населению в объемах, достаточных для удовлетворения бытовых нужд граждан, до момента подачи воды населению надлежащего качества из колодцев общего пользования, расположенных по адресам: <адрес>, д. <адрес>, у домов , и , и признать незаконным бездействие Администрации Сокольского муниципального района <адрес> в части непринятия мер по обеспечению населения д. <адрес> холодным водоснабжением, соответствующим установленным законом требованиям.

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 24 декабря 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены МКУ СМР «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» и МУП ЖКХ «Перспектива».

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 21 января 2020 года процессуальное положение третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП ЖКХ «Перспектива» изменено на соответчика, участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях представитель истца по доверенности Якуничева Е.И. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в обоснование иска, пояснила, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Сокольского муниципального района Вологодской области, поскольку полномочия по решению вопросов нецентрализованного водоснабжения в д. Есипово Сокольского района Администрацией района другим организациям не переданы.

Представитель ответчика Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области по доверенности Шилов Н.А. судебном заседании выразил несогласие с иском в полном объеме, ссылаясь на то, что Администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по решению вопросов водоснабжения (без разделения системы водоснабжения на централизованную и нецентрализованную) в границах сельских поселений Сокольского района Администрацией района переданы МУП ЖКХ «Перспектива»; контроль за деятельностью МУП ЖКХ «Перспектива» осуществляет МКУ СМР «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства»; колодцы общего пользования в д. Есипово на балансе казны района не числятся. Спорные колодцы являются бесхозяйным имуществом; поскольку колодцы находятся на территории сельского поселения Пригородное, то признание колодцев бесхозяйным имуществом и постановка их на учет должно осуществляться Администрацией сельского поселения Пригородное. В случае возложения на Администрацию района обязанностей, заявленных истцом, будет иметь место нецелевое расходование бюджетных средств.

Представитель соответчика МУП ЖКХ «Перспектива» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве выразил несогласие с иском в полном объеме, указал, что указанные в иске колодцы, являющиеся источниками нецентрализованного водоснабжения, открыты для общего пользования, контроль за их состоянием в силу статьи 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должен осуществляться органами местного самоуправления; МУП ЖКХ «Перспектива» спорные колодцы для обслуживания и эксплуатации не передавались, тариф на водоснабжение на населенный пункт не утверждался, в связи с чем, выполнение предприятием мероприятий по санитарной охране колодцев невозможно. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель соответчика МУП ЖКХ «Перспектива» по доверенности Красильникова А.А. в судебном заседании 21 января 2020 года выразила несогласие с иском в полном объеме, пояснила, что МУП ЖКХ «Перспектива» является коммерческой организацией, целью деятельности которой является извлечение прибыли; Администрацией Сокольского муниципального района предприятию переданы объекты централизованного водоснабжения, указанные в Перечне объектов имущества, являющемся приложением к договору о передаче имущества; в данном Перечне колодцы в д. <адрес> не значатся, колодцы предприятию не передавались; предприятие оказывает населению услуги водоснабжения в рамках утвержденных тарифов; обслуживание колодцев в д. Есипово предприятием возможно в случае их передачи <адрес> и выделения <адрес> денежных средств на указанные цели. Также пояснила, что жалобы на ненадлежащее качество воды в колодцах в д. Есипово подавались лицами, периодически проживающими в деревне, следовательно, не относящимися к населению деревни; <адрес> обеспечивает население д. Есипово водоснабжением путем продажи воды Сокольским райпо.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района <адрес>, Администрации сельского поселения Пельшемское Сокольского муниципального района <адрес>, Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района <адрес>, МКУ СМР «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве основных принципов охраны здоровья граждан указывает, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (статья 4).

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Соблюдение санитарных правил указанными лицами является обязательным (пункт 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

В силу статьи 18 Федерального закона № 52- ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

В целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции, работ и услуг индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами осуществляется производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда (статья 32 Федерального закона № 52ФЗ).

Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 года № 18, установлено, что при эксплуатации водных объектов нецентрализованных систем питьевого водоснабжения населения следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования (пункты 1.5, 4.3).

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 ноября 2002 года № 40, определено, что нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования (пункт 1.3). Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования (пункт 1.4).

В правилах изложены требования к размещению, оборудованию и качеству питьевой воды источников нецентрализованного водоснабжения (колодцев) (раздел 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Пунктами 3.1, 3.2 СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года № 65, установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении. Население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.

В соответствии с пунктом 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» вода нецентрализованного водоснабжения по своему составу и свойствам должна соответствовать нормативам, приведенным в таблице, в том числе, указано, что нормативом по числу «общих колиформных бактерий» в 100 мл является их отсутствие, по числу «общее микробное число» - 100 КОЕ в 1 мл.

В силу пункта 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Постановлением Сокольского районного суда Вологодской области от 07 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением Вологодского областного суда от 20 ноября 2019 года, Администрация Сокольского муниципального района Вологодской области привлечена к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ.

Так, указанным постановлением суда, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, установлено, что колодцы общего пользования по адресам: <адрес>, д. <адрес> у домов , , являются источниками нецентрализованного водоснабжения, вода из данных источников используется населением д. Есипово для питьевых и хозяйственных нужд, которые открыты для общего пользования населения; в ходе проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области Якуничевой Е.И. в отношении Администрации Сокольского муниципального района установлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде: Федерального закона № 52-ФЗ, СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», а именно:

- по периметру оголовков колодцев по адресам: <адрес>, д. Есипово, у домов , , , не имеется отмостки из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 м от колодца в сторону кювета, вокруг колодцев отсутствует ограждение (нарушение статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 3.3.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02);

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не проведен лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды требованиям санитарных правил из нецентрализованных водных объектов питьевого водоснабжения населения (колодцев общего пользования), расположенных по адресам: <адрес>, д. Есипово, у домов , , , (нарушение статей 11, 32 Федерального закона № 52-ФЗ, п.п. 1.5, 4.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-01, п.п. 3.4, 3.5 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13, п. 4.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02);

по результатам проведенных лабораторных исследований установлено, что качество воды не соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, а именно:

- в пробе питьевой воды, отобранной из колодца общего пользования по адресу: <адрес>, д. Есипово, у <адрес>, обнаружено присутствие «общих колиформных бактерий» в 100 мл при нормативе отсутствие в 100 мл, «общее микробное число» обнаружено 169 КОЕ в 1 мл при нормативе 100 КОЕ в 1 мл (превышение 1,69 ПДК) (экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» ФОИ-21-2015 -И-02-02.01-1-227 от ДД.ММ.ГГГГ);- в пробе питьевой воды, отобранной из колодца общего пользования по адресу: <адрес>, д. Есипово, у <адрес>, обнаружено присутствие «общих колиформных бактерий» в 100 мл при нормативе отсутствие в 100 мл, «общее микробное число» обнаружено 300 КОЕ в 1 мл при нормативе 100 КОЕ в 1 мл (превышение более 3 ПДК) (экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» ФОИ-21-2015 -И-02-02.01-1-228 от ДД.ММ.ГГГГ);

- в пробе питьевой воды, отобранной из колодца общего пользования по адресу: <адрес>, д. Есипово, у <адрес>, обнаружено 32 КОЕ «общих колиформных бактерий» в 100 мл при нормативе отсутствие в 100 мл (превышение 32 ПДК), «общее микробное число» обнаружено 118 КОЕ в 1 мл при нормативе 100 КОЕ в 1 мл (превышение 1,18 ПДК) (экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» ФОИ-21-2015 -И-02-02.01-1-229 от ДД.ММ.ГГГГ) (нарушение ст. ст. 11, 19 ФЗ № 52-ФЗ, п.п. 3.1, 3.2 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13, п. 4.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

Исходя из системного анализа статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) следует, что вопросы местного значения по организации водоснабжения населения на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями области закреплены вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 15, 18, 22, 37, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вопросы водоснабжения не включены в указанный перечень).

В соответствии со статьей 5 Устава Сокольского муниципального района <адрес>, утвержденного решением Муниципального Собрания от ДД.ММ.ГГГГ, (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения Сокольского муниципального района относятся полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Как следует из ответа Администрации Сокольского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и пояснений представителя ответчика по доверенности ФИО4, данных им в судебном заседании, соглашение о передаче полномочий по решению вопроса местного значения в области организации в границах поселения <адрес> (д. Есипово) водоснабжения населения, водоотведения между Администрацией Сокольского муниципального района и Администрацией сельского поселения Пригородное в 2019-2020 гг. не заключалось. Колодцы в д. <адрес> в собственности муниципального района не находятся, на балансе не состоят. Инженерные сооружения, предназначенные для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды населению, входящие в централизованную систему холодного водоснабжения, на территории д. <адрес> отсутствуют.

Договор с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» о проведении исследований по качеству питьевой воды в колодцах, расположенных в д. Есипово Сокольского муниципального района, ни с Администрацией Сокольского муниципального района, ни с Администрацией сельского поселения Пригородное не заключен (ответы на запросы суда ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

В ответе на запрос суда Администрации сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района Вологодской области от 03 декабря 2019 года указано, что колодцы в д. Есипово в реестре собственности сельского поселения не состоят, центральное водоснабжение отсутствует; договор с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» о проведении исследований по качеству питьевой воды в колодцах, расположенных в д. Есипово, не заключался, поскольку организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения не относится к полномочиям сельского поселения; договор на передачу полномочий по решению вопросов местного значения в области организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения на 2019 год с Администрацией Сокольского муниципального района не заключался.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанность по организации водоснабжения населения на территориях сельских поселений Сокольского муниципального района <адрес>, в том числе, в д. <адрес> сельского поселения <адрес>, возложена на Администрацию Сокольского муниципального района <адрес>.

По информации Территориального отдела Управления Роспотребнадзора источники централизованного водоснабжения в д. <адрес> отсутствуют, иных источников водоснабжения также не имеется, следовательно, жители данных населенных пунктов используют для питьевых целей воду из указанных источников нецентрализованного водоснабжения – колодцев общего пользования, качество которой не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм. Кроме того, указанные колодцы в собственности сельского поселения либо собственности граждан не находятся.

На основании изложенного, суд находит установленным факт бездействия Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области по непринятию мер по обеспечению населения д. <адрес> холодным водоснабжением, соответствующим вышеуказанным требованиям действующего законодательства.

Оценив представленные по делу доказательствах в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание приоритет прав и свобод человека и гражданина в области защиты и охраны его жизни и здоровья, отсутствие иных способов устранения выявленных нарушений, суд считает исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора к Администрации Сокольского муниципального района <адрес> подлежащими удовлетворению в полном объеме с возложением на <адрес> обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности по обеспечению населения д. <адрес> водой для питьевых и хозяйственно-бытовых целей путем оборудования по периметру оголовков колодцев, расположенных по адресам: <адрес>, д. Есипово, у домов , и , отмостки из камня кирпича и бетона радиусом не менее 2 метров и с уклоном в сторону кювета, установления вокруг колодцев ограждения;

создания условий, необходимых для обеспечения жителей д. <адрес> холодным водоснабжением, соответствующим установленным законом требованиям, а именно: довести качество воды из колодцев общего пользования, расположенных по адресам: <адрес>, д. Есипово, у домов , и , до гигиенических нормативов по микробиологическим показателям – «общие колиформные бактерии» и «общее микробное число».

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

Таким образом, принимая во внимание объем работ, необходимых для приведения колодцев общего пользования в д. Есипово в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, создание угрозы жизни и здоровью граждан ненадлежащим состоянием колодцев, учитывая принцип разумности, баланс интересов сторон, суд находит определенный истцом срок для исполнения Администрацией Сокольского муниципального района <адрес> обязанности прекратить нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности по обеспечению населения д. <адрес> водой для питьевых и хозяйственно-бытовых целей путем проведения соответствующих работ – до 01 октября 2020 года достаточным и разумным, соответствующим обстоятельствам дела.

В силу пункта 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению № 3 (пункт 74 Правил).

На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие в д. <адрес> централизованного водоснабжения, то, что колодцы общего пользования в д. Есипово по санитарно-эпидемиологическим нормативам непригодны для использования, сведения о наличии иных источников водоснабжения в населенном пункте суду не представлены, суд полагает необходимым возложить на Администрацию Сокольского муниципального района <адрес> обязанность по обеспечению водоснабжения населения д. <адрес> посредством организации подвоза питьевой воды населению в объемах, достаточных для удовлетворения бытовых нужд граждан, до момента подачи воды населению надлежащего качества из колодцев общего пользования, расположенных по адресам: <адрес>, д. Есипово, у домов , и .

Доводы представителя ответчика Администрации Сокольского муниципального района по доверенности Шилова Н.А. о том, что колодцы, находящиеся в д. <адрес> в реестре муниципальной собственности Сокольского муниципального района не числятся, являются бесхозяйными, денежные средства на их содержание в бюджете района отсутствуют, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку не свидетельствуют об отсутствии оснований для освобождения <адрес> от выполнения обязанности соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению источников нецентрализованного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района в силу делегированных им действующим законодательством полномочий. Кроме того, судом принимается во внимание, что Администрацией Сокольского муниципального района подана заявка для участия в конкурсном отборе по обустройству колодца в д. <адрес>.

В удовлетворении исковых требований к МУП ЖКХ «Перспектива» надлежит отказать, равно как суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика Администрации Сокольского муниципального района <адрес> по доверенности Шилова Н.А. о возложении обязанности по организации водоснабжения в д. <адрес> на МУП ЖКХ «Перспектива» и МКУ СМР «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» в силу следующего.

Основной целью деятельности МКУ СМР «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства», созданного на основании постановления Администрации Сокольского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в силу Устава учреждения, утвержденного указанным постановлением, наряду с иными является осуществление управленческих функций в сфере организации в границах Сокольского муниципального района и границах сельских поселений, входящих в состав района, водоснабжения населения, водоотведения (подпункт 1 пункта 3.1).

На основании постановления Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 22 августа 2018 года № 902 с 01 сентября 2018 года создано МУП ЖКХ «Перспектива», целью деятельности которого является решение социальных задач по организации водоснабжения населения, водоотведения в границах сельских поселений, входящих в состав Сокольского муниципального района Вологодской области (пункт 2.1), предметом деятельности – выполнение работ и услуг по водоснабжению населения, водоотведению в границах сельских поселений, входящих в состав Сокольского муниципального района (пункт 2.1).

В соответствии с пунктом 2.2 Устава учреждения, утвержденного вышеуказанным постановлением Администрации района, для достижения целей предприятие осуществляет такие виды деятельности как забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

Исходя из полномочий МКУ СМР «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» и МУП ЖКХ «Перспектива», закрепленных в Уставах учреждений, не следует, что данные учреждения разрешают вопросы по содержанию источников нецентрализованного водоснабжения, к коим относятся колодцы общего пользования.

Помимо указанного в Перечне недвижимого и движимого имущества, учитываемого на балансе МУП ЖКХ «Перспектива», являющемся приложением к договору о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ «Перспектива», заключенному Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольского муниципального района и МУП ЖКХ «Перспектива» ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Комитета от ДД.ММ.ГГГГ , (с учетом дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), система нецентрализованного водоснабжения (колодцы) в д. <адрес> не значится. Из пояснений представителя соответчика МУП ЖКХ «Перспектива» по доверенности Красильниковой А.А. также следует, что система нецентрализованного водоснабжения в д. Есипово предприятию <адрес> не передавалась, доказательства обратного в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ <адрес> суду не представлены.

На основании изложенного, суд полагает, что основания для возложения на МУП ЖКХ «Перспектива» либо МКУ СМР «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» обязанности обеспечить соответствие колодцев общего пользования в д. <адрес> санитарно-эпидемиологическим требованиям отсутствуют.

Доводы представителя соответчика МУП ЖКХ «Перспектива» по доверенности Красильниковой А.А. о том, что население д. <адрес> надлежащим образом обеспечено <адрес> водой для питьевых нужд отвергаются судом в силу вышеизложенных обстоятельств дела.

Указание представителя соответчика по доверенности Красильниковой А.А. на то, что жалобы на ненадлежащее качество водоснабжения исходили от граждан, постоянно не проживающих в д. Есипово, что исключает отнесение таких граждан к населению д. Есипово, при установленных обстоятельствах дела правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеет, поскольку определение понятия «население» в рамках исполнения Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодательно не закреплено, при этом судом учитывается, что заявленные Территориальным отделом Роспотребнадзора требования направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что, в свою очередь, является одним из основных условий реализации конституционных прав всех граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, кроме того, исковые требования заявлены в защиту неопределенного круга лиц.

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области о прекращении противоправных действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области в части непринятия мер по обеспечению населения д. Есипово Сокольского района Вологодской области холодным водоснабжением, соответствующим установленным законом требованиям.

Возложить на Администрацию Сокольского муниципального района Вологодской области обязанность в срок до 01 октября 2020 года прекратить нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности по обеспечению населения д. Есипово Сокольского района Вологодской области водой для питьевых и хозяйственно-бытовых целей путем:

оборудования по периметру оголовков колодцев, расположенных по адресам: Вологодская область, Сокольский район, д. Есипово, у домов , и , отмостки из камня, кирпича и бетона радиусом не менее 2 метров и с уклоном в сторону кювета, установления вокруг колодцев ограждения;

создания условий, необходимых для обеспечения жителей д. Есипово Сокольского района Вологодской области холодным водоснабжением, соответствующим установленным законом требованиям, а именно довести качество воды из колодцев общего пользования, расположенных по адресам: Вологодская область, Сокольский район, д. Есипово, у домов , и до гигиенических нормативов по микробиологическим показателям – «общие колиформные бактерии» и «общее микробное число».

Возложить на Администрацию Сокольского муниципального района Вологодской области обязанность обеспечить водоснабжение населения д. Есипово Сокольского района Вологодской области посредством организации подвоза питьевой воды населению в объемах, достаточных для удовлетворения бытовых нужд граждан, до момента подачи воды населению надлежащего качества из колодцев общего пользования, расположенных по адресам: Вологодская область, Сокольский район, д. Есипово, у домов , и .

В удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Перспектива» о прекращении противоправных действий отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>

Судья С.Н. Мокиевская

2-99/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Сямженском, Верховажском районах
Ответчики
МУП ЖКХ «Перспектива»
Администрация Сокольского муниципального района Вологодской области
Другие
администрация сельского поселения Пригородное
Администрация сельского поселения Пельшемское
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района Вологодской области
МКУ СМР «Управление строительства и жилищно – коммунального хозяйства»
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Мокиевская С.Н.
Дело на странице суда
sokolsky.vld.sudrf.ru
22.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2019Передача материалов судье
26.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2019Судебное заседание
24.12.2019Судебное заседание
16.01.2020Судебное заседание
21.01.2020Судебное заседание
13.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее