Дело № 2а - 399/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2017 года г. Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Головиной Е.В.,
с участием административного истца Холодовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Холодовой О. С. к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л:
Холодова О.С. обратилась в суд с указанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области от __.__.__ ей было отказано в рассмотрении заявления о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних по основанию, предусмотренному пп. «а» п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от __.__.__ №. С указанным решением она не согласна, поскольку оно нарушает её права и законные интересы, т.к. все необходимые документы для рассмотрения были представлены. Постановление о прекращении уголовного дела представить невозможно, поскольку дело уничтожено по истечении срока хранения, что подтверждается справкой ОМВД России «Котласский». В связи с чем, просит признать решение Комиссии от __.__.__ об отказе в рассмотрении заявления о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних незаконным и обязать повторно рассмотреть её заявление по данному вопросу.
Административный истец Холодова О.С. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области и Правительства Архангельской области в суд не явились, извещены надлежащим образом. В представленных отзывах указали на несогласие с заявленными требованиями.
Суд, выслушав административного истца Холодову О.С., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Статья 37 Конституции Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, а также право работника и работодателя по своему соглашению решать вопросы, связанные, в том числе, с возникновением, прекращением трудовых отношений, в то же время не препятствует установлению в федеральных законах особых условий для замещения отдельных должностей и ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ч. 3 ст. 3 ТК РФ).
В соответствии со ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Лица, из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности (абз. 3 ст. 351.1 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
При Правительстве Архангельской области создана такая Комиссия, которая осуществляет свою деятельность, в том числе на основании, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от __.__.__ №-пп Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец Холодова О.С. обратилась в Комиссию с заявлением о принятии решения о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, с целью трудоустройства поваром в муниципальном образовательном учреждении. При этом согласно материалам дела Холодова (Сумкина) О.С. ранее привлекалась к уголовной ответственности по ст. 116 ч. 1 УК РФ, уголовное было прекращено __.__.__ по нереабилитирующим основаниям.
Холодовой О.С. к заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта, копия трудовой книжки, справка Информационного центра Управления Министерства внутренних дел России по Архангельской области о судимости, служебная характеристика, справка межмуниципального отдела министерства внутренних дел РФ «Котласский» о невозможности представить копию постановления от __.__.__.
По итогам рассмотрения заявления Холодовой О.С. решением Комиссии от __.__.__ № отказано в рассмотрении заявления по основанию, предусмотренному пп. «а» п. 9 Правил.
Правила принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения утверждены постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 № 796 (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил, Комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против: жизни и здоровья; свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы); семьи и несовершеннолетних; здоровья населения и общественной нравственности; основ конституционного строя и безопасности государства; мира и безопасности человечества; общественной безопасности.
Пунктом 4 Правил установлено, что лицо, относящееся к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних (далее - заявитель), либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию.
В силу пункта 22 Правил Комиссией по результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений: а) о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних; б) о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних. Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности (представляет опасность) для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних (пункт 23 Правил).
Пунктом 9 Правил установлено, что Комиссия отказывает в рассмотрении заявления, в том числе, в случае невыполнения требований к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам и материалам, установленных пунктами 5 - 7 настоящих Правил, а именно, в случае отсутствия копии приговора (постановления).
Согласно справке ОМВД России «Котласский» от __.__.__ копия постановления о прекращении уголовного дела в отношении Холодовой (Сумкиной) О.С. не может быть предоставлена в связи с тем, что уголовное дело уничтожено по истечении срока хранения, согласно действующим Приказам МВД России № от __.__.__ и № от __.__.__ «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности ОВД РФ, с указанием сроков хранения».
В связи с чем Холодова О.С. лишена возможности предоставить в Комиссию указанное постановление в силу объективных причин.
Поэтому, по мнению суда, отказ в рассмотрении заявления истца Холодовой О.С. только по этому основанию, несоразмерно ограничивает право истца на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушает баланс конституционно значимых ценностей.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от __.__.__ №-П «По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом .... Думы» высказался о необходимости учитывать факт погашения (снятия) судимости или освобождения от уголовного преследования, вид и степень тяжести совершенного преступления, срок, прошедший с момента его совершения, форму вины и, главное, личность работника, обстоятельства, характеризующие его личность, в т.ч. поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
С учетом изложенного, суд находит отказ в рассмотрении заявления Холодовой О.С. по указанному выше основанию необоснованным.
К доводу Комиссии, изложенном в отзыве на административное исковое заявление, о том, что истец не лишен возможности повторно обратится с указанным заявлением после устранения допущенных нарушений, суд относится критически.
Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, разрешая вопрос в соответствии со ст. 227 КАС РФ о способе восстановления нарушенного права истца, суд исходит из того, что решение по существу заявления Холодовой О.С. должно быть принято уполномоченным органом, поскольку суд не вправе подменять орган, к компетенции которого законодателем отнесено рассмотрение того или иного вопроса, в связи с чем суд считает необходимым возложить на Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области обязанность повторно рассмотреть заявление Холодовой О.С. с соблюдением соответствующих требований к порядку рассмотрения таких заявлений.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Холодовой О. С. к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области о признании решения незаконным удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области от __.__.__ № об отказе Холодовой О. С. в рассмотрении заявления по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 9 Правил.
Обязать Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области повторно рассмотреть заявление Холодовой О. С. о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий И.А. Мартынюк