Дело № 2-8871/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой
с участием прокурора Вовк Я.И.,
представителя ответчика Андрушко Я.Н.,
представителя третьего лица Зембецкой М.А.,
при секретаре Гейнерт К.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 15 ноября 2018 года дело по иску исполняющего обязанности Прокурора города Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности,
установил:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия дорожного движения по дороге, пролегающей по улицам Бульварная, Вишневая г. Сыктывкара, путем оборудования уличного освещения указанной автомобильной дороги в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007. Заявленные требования мотивировал тем, что в прокуратуру обратилась инвалид первой группы Иовлева М.В. с заявлением, в котором указала, что является собственником индивидуального жилого дома в коттеджном поселке «...». На территории поселка отключено уличное освещение.
Представитель прокуратуры г. Сыктывкара Вовк Я.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» Андрушко Я.Н. и представитель третьего лица Зембецкая М.А. в судебном заседании исковые требования не признали, указали, что возложения таких обязанностей является преждевременным, так как дороги не включены в реестр муниципальной собственности.
Представители третьих лиц МКП «Жилсервис» и ОГИБДД УВМД России по г. Сыктывкару участия не приняли, извещены надлежаще.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой города Сыктывкара проведена проверка по обращению Иовлевой М.В. о нарушении требований законодательства о безопасности дорожного движения при организации уличного освещения по улице Бульварная и по улице Вишневая г. Сыктывкара.
В ходе проверки ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару проведено обследование улиц Бульварная, Вишневая г. Сыктывкара на предмет их соответствия нормам освещения в темное время суток и соответствия условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
В ходе обследования установлено, что на участке дороги, проходящей по улицам Бульварная, Вишневая г. Сыктывкара (от дома № 17 до дома № 27 по улице Бульварная, от дома № 37 до дома № 39 по улице Бульварная, от дома № 16 по ул. Бульварная до дома № 9 по улице Вишневая) отсутствует уличное освещение (отсутствуют опоры уличного освещения).
Также имеются установленные столбы стационарного освещения со светильниками от дома № 11 до дома № 24 по улице Вишневая, от дома № 7 до дома № 1 по улице Вишневая, от дома № 11 до дома № 2 по Бульварная, однако данные столбы и светильники находятся в частной собственности и не функционируют.
Земельный участок площадью ... кв.м, под кадастровым номером ... на основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № №... был предоставлен в собственность на платной основе ООО «...» для строительства объекта «..., заключен договор купли-продажи № ... от ** ** ** с ИП ...
Из информации ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» следует, что ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» и ООО «...» был заключен договор от ** ** ** №... об осуществлении технологического присоединения квартала малоэтажной застройки, в рамках исполнения которого застройщиком было выполнено уличное освещение коттеджного поселка.
Договор от ** ** ** №... был исполнен сторонами, подписан Акт об осуществлении технологического присоединения от ** ** ** №.... Между ООО «...» и ОАО «Коми энергосбытовая компания» был заключен договор энергоснабжения от ** ** ** №....
Письмом от ** ** ** №... ООО «...» обратилось в адрес ОАО «Коми энергосбытовая компания» о расторжении договора энергоснабжения ** ** ** №.... В целях исполнения данного обращения АО «Коми энергосбытовая компания» письмом от ** ** ** №... уведомило производственное отделение «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» о расторжении договора энергоснабжения и просило прекратить поставку электрической энергии на объект. Ограничение потребления электроэнергии строительной площадки квартала малоэтажной застройки введено ** ** **.
** ** ** государственный регистратор Управления Росреестра по РК уведомил администрацию МО ГО «Сыктывкар» о том, что в Единый государственный реестр недвижимости ** ** ** внесена запись о прекращении права собственности вследствие отказа собственника от такого права на земельный участок с кадастровым номером ... разрешенное использование: для строительства объекта «..., общая площадь ... кв.м, расположенный по адресу: ... зарегистрировано право собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на вышеуказанный земельный участок.
В настоящее время земельный участок находится в муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар».
В соответствии с постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... «О передаче имущества в оперативное управление» обязанность по содержанию сетей уличного освещения на территории МО ГО «Сыктывкар» возложена на МКП «Жилкомсервис».
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что обязанность по организации уличного освещения должна быть возложена на администрацию МО ГО «Сыктывкар».
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об автомобильных дорогах) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечиваются уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ч. 9 ст. 6 Федерального закона об автомобильных дорогах к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 5 ч. 1 ст. 26 Устава МО ГО «Сыктывкар» к вопросам местного значения, находящимся в ведении МО ГО «Сыктывкар», относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с п. 142 Правил благоустройства МО ГО «Сыктывкар», утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 07.07.2014 № 26/2014-385, с целью художественно-светового оформления городской территории устанавливается уличное (утилитарное) освещение - освещение проезжей части магистралей, тоннелей, эстакад, мостов, улиц, площадей, автостоянок, территорий спортивных сооружений, а также пешеходных путей городской территории с целью обеспечения безопасного движения автотранспорта и пешеходов и для общей ориентации в городском пространстве.
Согласно п. 2.12 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток.
Также, основным нормативным правовым актом, устанавливающим требования к состоянию автомобильных дорог, обустройству тротуаров и остановочных площадок является ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
Недостатки уличного освещения на ул. Бульварная и Вишневая являются нарушением требований ГОСТ Р 52766-2007, которым предусмотрено обустройство стационарного электрического освещения в населенных пунктах и влекут за собой нарушение прав граждан, которые в связи с отсутствием освещения подвергают свою жизнь и здоровье опасности.
Безопасность дорожного движения на дорогах МО ГО «Сыктывкар» затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Доводы администрации МО ГО «Сыктывкар» о том, что дороги по ул. Вишневая и Бульварная отсутствуют в реестре муниципального имущества, в связи с чем у администрации отсутствует обязанность по их обустройству, не состоятельны. В силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления. Доказательств принятия мер для постановки на учет в качестве бесхозяйных объектов указанных дорог не представлено.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Невключение тех или иных объектов в реестр имущества муниципального образования, то есть факт отсутствия регистрации права собственности на дорогу не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанности по содержанию таких объектов, принадлежность которых должна определяться в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку спорные автомобильные дороги по ул. улицам Бульварная, Вишневая г. Сыктывкара являются автомобильными дорогами местного значения и расположены в границах городского округа "Сыктывкар", в целях приведения освещения дорог в соответствие с требованиями действующего законодательства необходимо обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар», обеспечить безопасные условия дорожного движения по дороге, пролегающей по улицам Бульварная, Вишневая г. Сыктывкара, путем оборудования уличного освещения указанной автомобильной дороги в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения – до 1.10.2019, который является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар», обеспечить безопасные условия дорожного движения по дороге, пролегающей по улицам Бульварная, Вишневая г. Сыктывкара, путем оборудования уличного освещения указанной автомобильной дороги в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007, в срок до 1.10.2019.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья - Н.Е. Колосова