УИД 03RS0№...-59
Дело № 2-432/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33- 7205/2024
23 апреля 2024 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
Председательствующего Абдрахмановой Э.Я.,
судей: Индан И.Я.,
Троценко Ю.Ю.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Салавата Республики Башкортостан, действующего в интересах Шлычкова В.А., к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Городская больница г.Салавата об обеспечении необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 24 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора г. Салавата обратился в суд в интересах Шлычкова В.А. с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Городская больница г. Салавата о возложении обязанности по бесплатному, своевременному и бесперебойному обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями.
Свои требования мотивировал тем, что Шлычков В.А. состоит в ГБУЗ РБ ГБ г. Салават на учете с диагнозом «Гипертоническая болезнь» с 2021 года, с диагнозом «Другие уточненные апластические анемии» (относится к гематологическим заболеваниям) с 2022 года.
Вместе с тем, медицинскими препаратами в соответствии с медицинскими показаниями Шлычков В.А. не обеспечивается, что является недопустимым.
Прокурор просил суд возложить обязанность на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Городскую больницу г. Салавата Республики Башкортостан выдавать Шлычкову В.А., дата г.р., рецепты на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами Деферазирокс», «Тамсулозин», «Циклоспорин», «Элтромбопаг», «Бисопралол», «Лизониприл» «Аторвостатин», «Панкреатин», «Омепразол», «Адеметионин» в соответствии с медицинскими показаниями; возложить на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязаность бесплатно, своевременно и бесперебойно обеспечивать Шлычкова В.А. 1 февраля 1958 года рождения, лекарственными препаратами «Деферазирокс», «Тамсулозин», «Циклоспорин», «Элтромбопаг», «Бисопралол», «Лизониприл» «Аторвостатин», «Панкреатин», «Омепразол», «Адеметионин» в соответствии с медицинскими показаниями; решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 24 января 2024 года постановлено:
исковые требования заместителя прокурора г. Салавата Республики Башкортостан, действующего в интересах Шлычкова В.А., к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Городская больница г. Салавата об обеспечении необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями – удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, ИНН №..., ОГРН №..., бесплатно, своевременно и бесперебойно обеспечивать Шлычкова В.А. дата года рождения, лекарственными препаратами «Деферазирокс», «Тамсулозин», «Циклоспорин», «Элтромбопаг», «Бисопралол», «Лизониприл» «Аторвостатин», «Панкреатин», «Омепразол», «Адеметионин» в соответствии с медицинскими показаниями.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Городская больница г. Салавата Республики Башкортостан, ИНН №..., ОГРН №..., выдавать Шлычкову В.А. дата года рождения рецепты на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами Деферазирокс», «Тамсулозин», «Циклоспорин», «Элтромбопаг», «Бисопралол», «Лизониприл» «Аторвостатин», «Панкреатин», «Омепразол», «Адеметионин» в соответствии с медицинскими показаниями.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан оспаривает законность и обоснованность судебного постановления. Просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, в котором отказать в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – ФИО6, процессуального истца прокурора ФИО7, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 8 июля 2013 №.... В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Из материалов дела следует, что дата Шлычков В.А. обратился в прокуратуру г. ФИО2 с заявлением о восстановлении нарушенных прав на бесплатное, своевременное и бесперебойное обеспечение медицинскими препаратами. Прокуратурой города проведена проверка.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
В ГБУЗ РБ ГБ г. Салават Шлычков В.А. состоит на учете с диагнозом «Гипертоническая болезнь» с 2021 года, с диагнозом «Другие уточненные апластические анемии» (относится к гематологическим заболеваниям) с 2022 года.
Согласно справке МСЭ-2022 №... с дата Шлычкову В.А. повторно установлена инвалидность 2 группы.
ГБУЗ РБ ГБ г.ФИО2 осуществляет медицинскую деятельность на основание лицензии от дата №Л041-01170-02/00347165, выданной Министерством здравоохранения Республики Башкортостан.
Согласно Приложению №... к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в ФИО2 на 2023 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики ФИО2 от дата №..., ГБУЗ РБ ГБ г. ФИО2 участвует в реализации названной Программы, в том числе в Программе ОМС.
По информации ГБУЗ РБ ГБ г. ФИО2 от дата №...дата год ГБУЗ РБ ГБ г. ФИО2 в Министерство ввиду имеющихся заболеваний Шлычкова В.А. заявлена следующая потребность в лекарственных препаратах: «Деферазирокс» 360 мг №...,8 упаковки в месяц (на год 10 упаковок), «Периндоприл» 5 мг №... упаковка в месяц (на год 12 упаковок); «Тамсулозин» 0,4 мг №... упаковка в месяц (на год 12 упаковок), «Циклоспорин» 100 мг №...,1 упаковки в месяц (на год 14 упаковок).
дата медицинским учреждением дополнительно заявлена потребность в обеспечении пациента лекарственным препаратом «Элтромбопаг» 50 мг №... упаковки в месяц (на год 36 упаковок, 150 мг суточная доза приема лекарственного препарата).
По результатам проведенной дата телемедицинской консультации с кардиологом ГБУЗ Республиканский кардиологический центр Шлычкову В.А. установлена потребность в лекарственных препаратах «Бисопролол» 5 мг №... упаковки на месяц (на год 6 упаковок), «Лизониприл» 10 мг №... упаковки на месяц (на год 6 упаковок), «Аторвостатин» 20 мг №... упаковка на месяц (на год 12 упаковок).
дата ГБУЗ РБ ГБ г. ФИО2 с участием Шлычкова В.А. проведен консилиум врачей, по результатам которого установлено, что пациент нуждается в приеме следующих лекарственных препаратов: «Циклоспорин» 100 мг - по 1 таблетке 2 раза в день, «Эльтромбопаг» 50 мг - по 1 таблетке 3 раза в день, «Лозартан» 25 мг - 1 раз в день, «Тамсулозин» №....
В протоколе консилиума врачей ГБУЗ РБ ГБ г. ФИО2 отмечено, что лекарственными препаратами «Омепразол», «Микразим» («Панкреатин»), «Гептрал» («Адеметионин») пациент будет обеспечен при наличии соответствующих медицинских показаний.
По информации ГБУЗ РБ ГБ г. ФИО2 от дата №... с учетом рекомендаций врача-кардиолога ГБУЗ Республиканский кардиологический центр в приеме лекарственного препарата «Лозартан» Шлычков В.А. не нуждается.
В соответствии с выписным эпикризом ГБУЗ РКБ им ФИО8 в период с дата по дата Шлычков В.А. находился на лечении в гематологическом отделении вышеуказанного медицинского учреждения, в котором для его лечения рекомендовано продолжить прием, в том числе лекарственных препаратов «Циклоспорин А», «Эльтромбопаг», «Деферазирокс».
В 2024 году Шлычков В.А. также нуждается в приеме соответствующих лекарственных препаратов, что подтверждается информацией медицинского учреждения №... от дата.
дата Шлычкову В.А. врачом-урологом рекомендован прием лекарственного препарата «Омник Окас» 0,4 мг №... (международное непатентованное наименование «Тамсулозин»), который входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2014 года № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе и «сахарный диабет».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и медицинскими изделиями» (далее Постановление № 890) утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой, согласно Приложению № 2 (п. 3 Постановления № 890).
Пунктом 4 Постановления № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 № 1094н утвержден Порядок назначения лекарственных препаратов (далее-Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ, или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.
Пунктом 14 ч.1 ст.16 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пунктом 1.1, 1.5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 № 310 (далее - Положение), Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Министерство) является республиканским органом исполнительной власти осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан. Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан.
Одной из основных задач Министерства является разработка и реализации мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения).
Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению исполнения требований законодательства об охране здоровья граждан являются обязанностью не только медицинских учреждений, но органа государственной власти, осуществляющего в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора, действующего в интересах Шлычкова В.А., исходил из нуждаемости Шлычкова В.А по жизненным показаниям в постоянном и длительном приёме указанными препаратами, поскольку необеспечение Шлычкова В.А., состоящего на учете с диагнозом «Гипертоническая болезнь» с 2021 года, с диагнозом «Другие уточненные апластические анемии» (относится к гематологическим заболеваниям), необходимыми медицинскими препаратами нарушает его конституционные права на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также представляет реальную угрозу его жизни и здоровью.
Поскольку назначенные Шлычкову В.А. медицинские препараты, отпускаются только по рецепту врача, суд пришел к выводу о возложении обязанности на ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата выдавать рецепты на бесплатное, своевременное и бесперебойное обеспечение в соответствии с медицинскими показаниями.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июня 1999 № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 № 310).
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 № 310).
Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих гематологическим заболеванием. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим гематологическим заболеванием, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Шлычков В.А. относится к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, относится.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Учитывая, что обязанность по организации своевременного обеспечения данными лекарственными препаратами Министерство здравоохранения Республики Башкортостан исполняет ненадлежащим образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для возложения на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязанности по своевременному обеспечению Шлычков В.А. данными лекарственными препаратами.
Установлено, что Шлычкову В.А. жизненно необходимы лекарственные препараты «Деферазирокс», «Тамсулозин», «Циклоспорин», «Элтромбопаг», «Бисопралол», «Лизониприл» «Аторвостатин», «Панкреатин», «Омепразол», «Адеметионин».
Отказом в обеспечении лекарственными препаратами «Деферазирокс», «Тамсулозин», «Циклоспорин», «Элтромбопаг», «Бисопралол», «Лизониприл» «Аторвостатин», «Панкреатин», «Омепразол», «Адеметионин», права Шлычкова В.А. нарушены.
Ответчиками не представлено доказательств обеспечения Шлычкова В.А. лекарственными препаратами «Деферазирокс», «Тамсулозин», «Циклоспорин», «Элтромбопаг», «Бисопралол», «Лизониприл» «Аторвостатин», «Панкреатин», «Омепразол», «Адеметионин».
Поскольку Шлычкову В.А. по жизненным показаниям необходимо использование лекарственных препаратов «Деферазирокс», «Тамсулозин», «Циклоспорин», «Элтромбопаг», «Бисопралол», «Лизониприл» «Аторвостатин», «Панкреатин», «Омепразол», «Адеметионин», то обеспечение его лекарственными препаратами, должно осуществляться своевременно и бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае истец фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что лекарственные препараты «Деферазирокс», «Тамсулозин», «Циклоспорин», «Элтромбопаг», «Бисопралол», «Лизониприл» «Аторвостатин», «Панкреатин», «Омепразол», «Адеметионин» входят в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который должен быть предоставлен Шлычкову В.А. бесплатно.
При таких установленных данных, учитывая, что к компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан отнесена, в том числе организация обеспечения граждан по имеющимся у них медицинским показаниям необходимыми им медицинскими изделиями, а указанные лекарственные препараты Шлычкову В.А. жизненно необходимы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложить на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязанность бесплатно, своевременно и бесперебойно обеспечивать Шлычкова В.А., дата рождения, лекарственными препаратами «Деферазирокс», «Тамсулозин», «Циклоспорин», «Элтромбопаг», «Бисопралол», «Лизониприл» «Аторвостатин», «Панкреатин», «Омепразол», «Адеметионин» в соответствии с медицинскими показаниями.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права в части вынесения решения о немедленности исполнения в разрез действующему законодательству и разумности, судебной коллегией отклоняется.
В силу ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая, что истцом в ходе рассмотрения дела заявлено об обращении решения суда к немедленному исполнению, а также учитывая характер и тяжесть заболевания Шлычкова В.А. требования клинических рекомендаций по лечению заболевания, судом первой инстанции правильно определено, что в целях исключения реальной угрозы жизни и здоровью Шлычкова В.А., обратить решение к немедленному исполнению.
Указанные апеллянтом обстоятельства направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Таким образом, судом первой инстанции определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
В целом, доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводов, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве основания для отмены оспариваемого решения, апелляционные жалобы не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 24 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Э.Я. Абдрахманова
Судьи И.Я. Индан
Ю.Ю. Троценко
Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата.
Справка: судья ФИО9