Судья Ильюхина О.Г. Дело № 33-1751/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Богородской Н.А., Алейниковой С.А.,
при секретаре Атамамедовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 июня 2012г. по докладу судьи облсуда Алейниковой С.А. дело по апелляционной жалобе представителя истца Ч.Б.К. на решение Советского районного суда города Брянска от 30 марта 2012г. по иску Б.В.И. к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включении в список граждан на получение компенсации,
установила:
Б.В.И. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что утраченным имуществом является жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и принадлежащее ей по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ
В период с 26 апреля 1986г. по 26 августа 2011г. она проживала в зоне № 3 с правом на отселение по адресу: <адрес>.
В настоящее время выехала из зоны проживания с правом на отселение и со 2 июля 2011г. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
При обращении в Комиссию администрации Брянской области ей отказано в выплате компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включении в список граждан на получение компенсации по тому основанию, что оценка имущества завышена, а отчет об оценке не соответствует Закону РФ «Об оценочной деятельности в РФ» и стандартам оценки.
Просила признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать включить ее в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме 787 000 рублей.
Решением Советского районного суда города Брянска от 30 марта 2012г. в удовлетворении исковых требований Б.В.И. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Ч.Б.К. просит решение суда отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования Б.В.И.
Считает, что суд неправильно истолковал нормы материального права, а именно пункт 11 части 1 статьи 13 и статьи 17 и 23 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС». Отсутствие факта проживания лица именно по месту утраченного имущества не имеет юридического значение для рассматриваемого спора и не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи облсуда Алейниковой С.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права.
Так, из материалов дела следует, что Б.В.И. с 26 апреля 1986г. проживала в загрязненной зоне, 26 августа 2011г. добровольно выехала из зоны с правом на отселение.
В этот период времени, а именно с 8 декабря 1981г. по 26 августа 2011г. она была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
30 июля 2011г. от отчима получила в дар жилой дом по адресу: <адрес>.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» данный населенный пункт отнесен к зоне с правом на отселение.
Со 2 сентября 2011г. по настоящее время она зарегистрирована по адресу: <адрес>.
В сентябре 2011г. обратилась с заявлением в Комиссию по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в чем 29 сентября 2011г. ей было отказано.
Пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся в том числе граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 вышеназванного закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 указанного закона гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 закона.
Так, в силу пункта 4 статьи 17 вышеназванного закона гражданам гарантируется компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя: стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; стоимость всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу пункта 2 Правил, выплата компенсации, включающей в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), а также стоимость домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства, всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, и утраченных садово-ягодных насаждений, посевов, производится гражданам, указанным в п.п.6 и 11 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права (часть 2 статьи 10 Гражданского кодекса РФ).
Суд первой инстанции пришел к выводу о злоупотреблении правом со стороны истца.
Такой вывод основан на том, что приобретение истцом в дар жилого дома в зоне радиоактивного загрязнения было осуществлено не с целью проживания в нем и пришел к обоснованному выводу, что совокупность действия истца направлены исключительно на получение из средств федерального бюджета компенсационной выплаты, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции истца по иску, направлены на оспаривание выводов суда и иную оценку доказательств, они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а потому основанием к отмене решения суда служить не могут.
Суд первой инстанции правильно установил значимые по делу обстоятельства и с достаточной полнотой их исследовал.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Нарушений норм материального и процессуального закона не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328-329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда города Брянска от 30 марта 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи областного суда Н.А. Богородская
С.А. Алейникова