Р Е Ш Е Н И Е
28 февраля 2024 года город Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ужицыной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-47/2024 по жалобе председателя правления ТСЖ «Кировский № 181» Шелиховой О.А. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Административной комиссии Кировского внутригородского района г.о.Самара по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. «д» ч.1 ст.4.28 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» от 01.11.2007г. № 115-ГД, в отношении Шелиховой О.А.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением Административной комиссии Кировского внутригородского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № должностное лицо Шелихова О.А. подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение пункта «д» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Административное правонарушение выразилось в том, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, председатель ТСЖ «Кировский № 181» Шелихова О.А., являясь лицом, уполномоченным собственником помещений в многоквартирном доме, допустила неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области», пп.6 п.4 Статьи 4 Главы 2 и пп. 1 п.1 Статьи 5 Главы 2 Приложения 1 к Решению Думы г.о. Самара № 444 от 08.08.2019 «Об утверждении Правил благоустройства территории г.о.Самары и территорий внутригородских районов городского округа Самара», выразившееся в непроведении мероприятий по установке, ремонту, окраске урн, а также очистке урн по мере их заполнения, а именно не проведена установка урн возле подъездов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, что является нарушением пункта «д» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, председатель ТСЖ «Кировский № 181» Шелихова О.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании Шелихова О.А. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель Административной комиссии Кировского внутригородского района г.о. Самара Каталова И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, как законное и обоснованное.
Представитель прокуратуры Кировского района г.Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Подпунктом «д» пункта 1 статьи 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» предусмотрена административная ответственность за неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области» и правилами благоустройства территории муниципального образования, выразившееся в не проведении мероприятий по установке, ремонту, окраске урн, а также очистке урн по мере их заполнения.
Основанием для привлечения должностного лица Шелиховой О.А. к административной ответственности, предусмотренной пунктом «д» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», послужили изложенные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении Административной комиссии Кировского внутригородского района г.о. Самара № от 21.12.2023г обстоятельства о том, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, председатель ТСЖ «Кировский № 181» Шелихова О.А., являясь лицом, уполномоченным собственником помещений в многоквартирном доме, допустила неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области», пп.6 п.4 Статьи 4 Главы 2 и пп. 1 п.1 Статьи 5 Главы 2 Приложения 1 к Решению Думы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил благоустройства территории г.о.Самары и территорий внутригородских районов городского округа Самара», выразившееся в непроведении мероприятий по установке, ремонту, окраске урн, а также очистке урн по мере их заполнения, а именно не проведена установка урн возле подъездов многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой Кировского района г. Самары проведена проверка придомовых территорий Кировского района г. Самары по вопросам благоустройства и содержания придомовых территорий в зимний период. Прокуратурой совместно с администрацией Кировского внутригородского района 12.12.2023г. выявлен факт неисполнения Правил благоустройства территории г.о. Самара, а именно: не проведены мероприятия по установке, ремонту, окраске урн, а также очистке урн по мере их заполнения.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления от 17.02.2015 №2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона №2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и в любых открытых источниках.
Таким образом, с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Прокурорская проверка проводится сотрудниками прокуратуры на основании поступивших сообщений, обращений или в соответствии с планами работы органов прокуратуры. Акт прокурорской проверки составляется и подписывается должностными лицами органов прокуратуры, либо ее результаты оформляются иными актами прокурорского реагирования. Контрольные органы, должностные лица которых привлекаются к проведению прокурорской проверки, не издают распоряжение о проверке, не уведомляют о проведении проверки, не составляют акты проверки и не выдают предписания об устранении нарушений.
Из материалов дела следует, что 13.12.2023г. заместителем прокурора Кировского района г. Самары принято решение о проведении проверки в отношении ТСЖ «Кировский №», целью которой является защита охраняемых законом интересов государства и общества на предмет соблюдения требований жилищного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Срок проведения проверки установлен с 13.12.2023г. по 11.01.2024г.
Председатель ТСЖ «Кировский №» был приглашен 14.12.2023г. в прокуратуру района для дачи объяснений по существу назначенной проверки.
В материалах дела отсутствует акт по результатам проверки, санкционированной решением заместителем прокурора Кировского района г. Самары от 13.12.2023.
Положениями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрен такой вид государственного контроля (надзора), как проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
По смыслу статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольные (надзорные) мероприятия подразделяются на осуществляемые при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия с контролируемым лицом.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 57 Закона №248-ФЗ).
Объектами муниципального контроля в сфере благоустройства являются, в том числе деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные Правилами благоустройства (п.1.11 Положения).
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля в сфере благоустройства, организацией и проведением профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, применяются положения Федерального закона №248-ФЗ (п. 1.12 Положения).
Часть 1 статьи 75 Закона N 248-ФЗ определяет выездное обследование как контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 75 Закона №248-ФЗ в ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться: 1) осмотр; 2) отбор проб (образцов); 3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи); 4) испытание; 5) экспертиза.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (часть 4 статьи 75 Закона №248-ФЗ)
В силу части 2 статьи 57 Закона №248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.12.2023г., дата и время совершения правонарушения – 12.12.2023г., тогда как из протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности, датой совершения правонарушения является 07.12.2023г. и 08.12.2023г.
Как усматривается из материалов дела, акт осмотра прилегающей территории не составлялся.
В материалы дела представлены фотоматериалы, выполненные 07.12.2023г. и 08.12.2023г., т.е. до вынесения заместителем прокурора Кировского района г. Самары решения о проведении проверки 13.12.2023г. в отношении ТСЖ «Кировский» № 181.
Учитывая изложенное выше, результаты проверки нельзя признать законными, поскольку они получены с нарушением требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Административной комиссии Кировского внутригородского района г.о.Самара по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. «д» ч.1 ст.4.28 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» от 01.11.2007г. № 115-ГД, в отношении председателя правления ТСЖ «Кировский № 181» Шелиховой О.А., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение по жалобе может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья п/п А.Р. Ужицына
Решение не вступило в законную силу
«КОПИЯ ВЕРНА» Подпись судьи_____________________________ Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции секретарь ФИО3 _________ «_____»_______ ______________2024 г. |