УИД 53RS0022-01-2024-008828-61
Дело № 2-6144/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2024 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Мисилиной О.В.,
при секретаре Промоторовой И.А.,
с участием прокурора Володина О.В.
представителя ответчика Абрамова А.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новгородского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению «Божонский сельский дом культуры» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Новгородского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению «Божонский сельский дом культуры» (далее по тексту также - Учреждение) об обязании установить инженерно-технические средства (арочный металлодетектор), а также осуществить обеспечение охраны сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, и системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в обоснование заявления указано, что прокуратурой Новгородского района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности Учреждения, в ходе которой выявлены нарушения, создающие угрозу безопасности жизни и здоровья учащихся, в том числе несовершеннолетних, а также работников. Проведенной проверкой установлено, что охрана Учреждения не осуществляется, пропускной и внутриобъектовый режим не организован, система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не установлена. Выявленные нарушения создают угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе от посягательств со стороны третьих лиц.
Определением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 18.07.2024 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Новгородской области" и Администрация Новгородского муниципального района.
В письменном отзыве на иск Администрация Новгородского района возражала против удовлетворения исковых требований на том основании, что срок для проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории_ не истек, ответчиком предпринимаются необходимые меры для приведения объекта в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры.
Администрация Савинского сельского поселения представила возражения на иск, в котором просит удовлетворить исковые требования в части установки инженерно-технических средств (арочный детектор), и отказать в удовлетвори иска в остальной части.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения прокурора Володина О.В. поддержавшей исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении, объяснения представителя ответчика Абрамова А.В.., который не возражал против возложения обязанности по установке металлодетектора, не признавшего исковые требования в остальной части, с указанием на то, что в настоящее время ведется работа по перекатегорированию Учреждения, в связи с чем Учреждение не будет нуждаться в защите, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Исходя из ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования), устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства (п. 1 Требований).
Пунктом 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возложена на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) (п. 17 Требований).
В силу подп. "б" п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности обеспечивается их охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и аптитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Под аптитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).
В силу п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством, в том числе организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории).
В силу п. 21 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;
б) организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами;
в) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
г) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
Согласно п. 23 Постановления № 176, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) организации санкционированного допуска граждан и транспортных средств на объекты (территории);
б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
в) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий);
г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
д) обеспечения обхода и осмотра зданий (сооружений) и территории, а также периодической проверки складских и подсобных помещений;
е) контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
ж) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Согласно п. 26 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
В судебном заседании из объяснений сторон и письменных материалов дела установлено, что Учреждение осуществляет культурно-досуговую деятельность и имеет вторую категорию опасности.
Указанная деятельность, в частности, осуществляется ответчиком помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
Из материалов дела также следует, что в нарушение п.п. 21, 23, 26 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 года № 176 охрана объекта и территории Учреждения по указанному выше адресу сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, ответчиком до настоящего времени не обеспечена; кроме того, не организован пропускной и внутриобъектовый режим. Также в нарушение требований антитеррористической защищенности объекта (территории): в нарушение подп. "д" п. 24 Требований объект (территория) помещение Учреждения не оборудовано системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчик Учреждение, осуществляя профессиональную образовательную деятельность в отношении неопределенного круга лиц, обязано обеспечить безопасные условия пребывания в образовательном учреждении учащихся, работников и связанную с этим потенциальную угрозу причинения вреда их жизни и здоровья в результате противоправных действий третьих лиц, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Учитывая время, необходимое для решения вопроса о выделении из бюджета денежных средств для устранения допущенных нарушений, а также для последующего заключения контракта на оказание соответствующих услуг и выполнение работ, принимая во внимание содержание паспорта безопасности объекта, суд полагает возможным установить ответчику шестимесячный срок с даты вступления решения в законную силу для его исполнения.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска надлежит взыскать с ответчика Учреждения в доход местного государственную пошлину в сумме 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Новгородского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное учреждение «Божонский сельский дом культуры» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить инженерно-технические средства (арочный металлодетектор), осуществить обеспечение охраны здания Муниципальное автономное учреждение «Божонский сельский дом культуры», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, и системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения «Божонский сельский дом культуры» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
На решение лицами, участвующим в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - апелляционное представление - в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий О.В. Мисилина
Мотивированное решение составлено 27 сентября 2024 года.