Решение по делу № 2-3171/2024 от 10.07.2024

                

Дело № 2-3171/2024 УИД: 66RS0044-01-2024-003709-56

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2024 года

(с учетом выходных дней 24.08.2024 и 25.08.2024)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Первоуральск 23 августа 2024 года                            

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Федорца А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ошурковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3171/2024 по исковому заявлению прокурора г. Первоуральска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск, Первоуральскому производственному муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Первоуральска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа Первоуральск об обязании течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить на объекте – станция подготовки питьевой воды Верхне-Шайтанского водохранилища, расположенного по адресу г. Первоуральск, ул. 3 Интернационала, 207Н, технологическое оборудование системы водоподготовки, предусмотренное проектной документацией, а именно: 2 трубных смесителя Ф-Ф DN 350 мм насосной станции промывки установок ультрафильтрации; 1 смеситель фланцевый DN 500 мм установки приготовления и дозирования раствора соды; 1 бочковой насос установки дозирования серной кислоты; 1 электромагнитный расходомер Dn 400 мм; электромагнитный расходомер Dn 150 мм; а также возложить обязанность в течении 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по организации предочистных сооружений на базе выведенной из эксплуатации станции, возложении на ППМУП «Водоканал» обязанности в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить качество и безопасность питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть г. Первоуральск и в распределительной сети города по органолептическим и микробиологическим показателям в соответствии с гигиеническими нормативами.

В обоснование иска указано, что в 2022-2023 году в рамках реализации государственной программы Свердловской области «Развитие жилищно- коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 года № 1330ПП, в 2022 году реализован инвестиционный проект «Модернизация насосно-фильтровальной станции Верхне-Шайтанского водохранилища (далее-НФС) с целью увеличения пропускной способности до 36 тыс.м3/сутки. Модернизация станции подготовки питьевой воды из Верхне - Шайтанского водохранилища г. Первоуральск».

Для реализации указанного мероприятия между ППМУП «Водоканал» и ООО «ТеплоЭнергоКомплект» заключен муниципальный контракт от 06.11.2018 (далее-муниципальный контракт) на модернизацию насосно-фильтровальной станции Верхне-Шайтанского водохранилища г. Первоуральск.

ДД.ММ.ГГГГ    в связи с отставанием от намеченных сроков по муниципальному контракту ППМУП «Водоканал» и ООО «ТЭК» заключили дополнительное соглашение к муниципальному контракту о продлении срока исполнения контракта.

ДД.ММ.ГГГГ     в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальному контракту ППМУП «Водоканал принято решение об одностороннем расторжении контракта.

ДД.ММ.ГГГГ    между ППМУП «Водоканал» и ООО «Инженерно-производственная компания «Технологии энергосбережения» (далее-000 ИПК «ТЭС») заключен муниципальный контракт от на модернизацию НФС.

ДД.ММ.ГГГГ    за ППМУП «Водоканал» получено заключение Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о соответствии построенного объекта капитального строительства, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ .

Прокуратурой города совместно с участием специалистов Института строительства и архитектуры ФГАОУ ВО «УрФУ имени Первого президента России Б.Н. Ельцина» проведены надзорные мероприятия в отношении объектов станции подготовки питьевой воды Верхне-Шайтанского водохранилища, распложённого по адресу: г. Первоуральск, ул. 3 интернационала, 207 -н, по итогам которой выявлены нарушения ДД.ММ.ГГГГ материалы прокурорской проверки направлены в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в СО СУ СК по г. Первоуральск для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

ДД.ММ.ГГГГ    СО по г. Первоуральск СУ СК России по Свердловской области в отношении неустановленных должностных лиц сотрудников Администрации ГО Первоуральск, Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральска, ППМУП «Водоканал», осуществивших приемку и оплату фактически невыполнимых подрядчиком работ по модернизации насосно-фильтровальной станции Верхне-Шайтанского водохранилища г. Первоуральска, что повлекло за собой причинение особо крупного ущерба Первоуральскому городскому округу на сумму свыше 1 500 тыс. руб., а также существенное нарушение охраняемых законном интересов общества и государства, прав и законных интересов граждан, проживающих в городском округе Первоуральска на качественное и бесперебойное водоснабжение, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1.1 ст. 293 УК РФ.

В рамках расследования уголовного дела выполнена строительно - техническая судебная экспертиза, по итогам которой установлено, что на объекте отсутствует/не установлено технологической оборудование системы водоподготовки, предусмотренное проектной документацией: 2 трубных смесителя Ф-Ф DN 350 мм насосной станции промывки установок ультрафильтрации; 1 смеситель фланцевый DN 500 мм установки приготовления и дозирования раствора соды; 1 бочковой насос установки дозирования серной кислоты; 1    электромагнитный расходомер Dn 400 мм (вместо расходомера Dn 400 мм установлен расходомер Dn 300 мм); Электромагнитный расходомер Dn 150 мм (вместо расходомера Dn 150 мм установлен расходомер Dn 100 мм).

Таким образом на объекте не в полном объеме установлено технологическое оборудование системы водоподготовки, предусмотренное в проектной документации.

Пунктом 5.1 муниципального контракта от 06.11.2018 № ФЗ 44-86 установлен порядок сдачи-приемки работ.

Работы по муниципальному контракту предъявлены подрядчиком ООО «ТЭК» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приняты ППМУП «Водоканал» и оплачены, однако по итогам проведенной строительно -технической судебной экспертизы достоверно установлено, что технологическое оборудование системы водоподготовки, предусмотренное в проектной документации не установлено в полном объеме установлено.

Согласно п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Положения п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЭ) предоставляют право органам местного самоуправления городских округов владеть и пользоваться муниципальным имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЭ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Насосно-фильтровальная станция Верхне-Шайтанского водохранилища является муниципальным имуществом, предназначенном для решения вопросов местного значения.

Целью инвестиционного проекта «Модернизация насосно-фильтровальной станции Верхне-Шайтанского водохранилища (далее-НФС) с целью увеличения пропускной способности до 36 тыс.м3/сутки. Модернизация станции подготовки питьевой воды из Верхне -Шайтанского водохранилища г. Первоуральск» является обеспечение качественной питьевой водой жителей г. Первоуральск из централизованных систем водоснабжения, однако до настоящего времени не смотря на реализацию указанного проекта согласно результатов внеплановой выездной проверки Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда качество питьевой воды как перед поступлением в распределительную сеть города так и в распределительной сети не соответствует гигиеническим нормативам.

Кроме того, не соответствие качества питьевой воды не отвечает целям и задачам регионального проекта «Чистая вода (Свердловская область)» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».

Первоуральским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении Первоуральского производственного муниципального унитарного предприятия «Водоканал».

В рамках внеплановой выездной проверки проведено обследование объектов водоснабжения ППМУП «Водоканал», а также проведен отбор и лабораторные исследования (испытания) проб питьевой воды перед подачей в распределительную сеть и в распределительной сети г. Первоуральск на органолептические (запах, привкус, цветность, мутность (по формазину) и микробиологические (общее микробное число (ОМЧ), обобщенные колиформные бактерии, Escherichia coli (Е. coli), энтерококки, колифаги) показатели.

По результатам внеплановой выездной проверки были выявлено несоответствие качества поставляемой воды действующим нормативам.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, на территории городского округа осуществляются органами местного самоуправления (ч. 1.1 ст.6 ФЗ №416).

В силу п.п.1 п. 12 ФЗ № 416 органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 22.01.2016 №116 «Об определении гарантирующих организаций по водоснабжению и (или) водоотведению и зон их деятельности для каждой централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения в городском округе Первоуральск» ППМУП «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации в сфере централизованного холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Первоуральск.

Ненадлежащее исполнение ППМУП «Водоканал» установленных законодательством обязанностей привело к нарушению ч. 5 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, согласно которой если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям, а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила), так как Правилами установлено требование о постоянном соответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

В результате ненадлежащего осуществления возложенных на ППМУП «Водоканал» функций, контроля за муниципальным предприятием, исполнением Администрацией городского округа Первоуральск полномочий по использованию и распоряжению муниципальным имуществом, нарушаются права граждан в сфере жилищно- коммунального хозяйства.

В соответствии с действующим законодательством обеспечение стабильной работы жилищно-коммунального комплекса, неукоснительное соблюдение прав граждан в жилищно-коммунальной сфере являются одной из важнейших социально значимых функций государства и органов местного самоуправления и уполномоченных на то лиц.

В целях устранения выявленных нарушений просит возложить на ответчиков указанные в иске обязанности.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Первоуральска Фетисова А.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, суду пояснила, что при определении срока исполнения указанных в иске обязанностей можно учесть необходимость соблюдения ответчиками процедур утверждения расходов, предусмотренных бюджетным законодательством.

Представитель ответчика ППУМ «Водоканал» Коннова М.А. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва, в соответствии с которым в настоящее время в город поступает около 48 500 м3 воды в сутки, из них с Верхне-Шайтанского водохранилища 21 000 -22 000 м3 в сутки. Остальной объем воды поступает из иных источников, в связи с чем требование к обеспечению качества питьевой воды в полном объеме, предъявляемое в зависимости и в связи с неоснащением станции подготовки питьевой воды Верхне-Шайтанского водохранилища технологическим оборудованием системы водоподготовки является необоснованным.

В иске указано, что в рамках расследования уголовного дела выполнена строительно-техническая судебная экспертиза, по итогам которой установлено, что на Объекте отсутствует технологическое оборудование, при этом в исковом заявлении отсутствует информация - проводились ли исследования на предмет возможности обеспечения качества и безопасности питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети г. Первоуральска по органолептическим и микробиологическим показателям в соответствии с гигиеническими нормативами на объекте - станции подготовки питьевой воды Верхне-Шайтанского водохранилища, расположенной по адресу: г. Первоуральск, ул. 3 Интернационала, 207н при установке технологического оборудования.

В рамках соглашения о сотрудничестве и информационном взаимодействии от 20.05.2024г., заключенном между Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием водопроводно-кнаализационного хозяйства (МУП "Водоканал") и ППМУП "Водоканал", (далее - Предприятие) Предприятием на запрос в адрес МУП "Водоканал" г. Екатеринбурга получен ответ, в соответствии с которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вода обеспечить качество воды в соответствии СанПин 2.1.3684-21 в распределительной сети г. Первоуральска, поступающей со станции подготовки воды (далее НФС) расположенной на Верхне-Шайтанском водохранилище невозможно в связи с тем, что    в первоначальном варианте проекта по модернизации НФС предполагалась реконструкция насосной станции 1-го подъема, но в процессе согласования проекта данные работы были удалены. На текущий период насосная станция 1-го подъема не может обеспечить необходимые по проекту объем и давление исходной воды;     технология ультрафильтрации не работает, и вероятно не будет запущена в связи с тем, что не проводилась и не проводится консервация мембран при выводе их из работы на длительный срок (на практике более 3 суток); установленное оборудование не укомплектовано, многие позиции оборудования отсутствуют, программное обеспечение не внедрено, процесс водоподготовки в автоматическом режиме не возможен. Сделан вывод о том, что при установке оборудования, указанного в запросе, обеспечение качества питьевой воды НФС г. Первоуральска невозможно.

Таким образом, в случае принятия решения, в соответствии с которым ППМУП "Водоканал" будет обязано обеспечить качество и безопасность питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть г. Первоуральск и в распределительные сети города по органолептическим и микробиологическим показателям в соответствии с гигиеническими нормативами, подаваемой от НФС, данное решение не будет отвечать требованию исполнимости.

Более того, п. 1 просительной части искового заявления может быть не исполнен в установленный для его исполнения срок, между тем срок для исполнения требований к ППМУП "Водоканал" не ставится в зависимость от исполнения требований п. 1 просительной части искового заявления, хотя фактическая исполнимость самих требований, исходя из текста искового заявления, зависит от того, исполнены ли требования, изложенные в п. 1 просительной части искового заявления.

Исполнение судебного акта ППМУП "Водоканал" ставится в зависимость от исполнения данного акта иным лицом, на действия которого предприятие не может повлиять.

Представитель ответчика Администрации г.о. Первоуральск, третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск Татаурова Л.А. возражала относительно удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва, в соответствии с которым распоряжением комитета по управлению имуществом от 22.09.1997 №246-а насосно-фильтровая станция (НФС) передана на праве хозяйственного ведения ППМУП «Водоканал».

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 216 Гражданского кодекса РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является и право хозяйственного ведения. Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

Согласно статье 294 Гражданского кодекса РФ унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Государственные (муниципальные) унитарные предприятия, несмотря на публичную цель их учреждения, создаются для осуществления предпринимательской деятельности как основного вида деятельности (в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Государственное (муниципальное) унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Соответственно, осуществляя предпринимательскую деятельность, государственное (муниципальное) унитарное предприятие само выбирает способы и приемы ее осуществления, самостоятельно вступает в гражданско- правовые отношения. Собственник имущества (государство или муниципальное образование) не вмешивается в деятельность такого юридического лица, за исключением тех сделок, на которые необходимо его согласие (к таковым в настоящее время относятся сделки с недвижимым имуществом, крупные сделки и сделки с заинтересованностью). Именно доходы от предпринимательской деятельности для государственных (муниципальных) унитарных предприятий являются основными доходами. Более того, от самоокупаемости и прибыльности деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий зависят и доходы соответствующего бюджета, поскольку предпринимательская деятельность таких предприятий является источником бюджетных доходов в виде налогов и части прибыли унитарного предприятия, и сокращение бюджетных расходов, так как государственные (муниципальные) предприятия несут бремя содержания переданного им на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 №61-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», далее «Закон №61-ФЗ» право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию. Права собственника определены в статье 20 Закона №61-ФЗ

Обязанность по содержанию переданного муниципальному предприятию муниципального имущества ни Гражданским кодексом, ни Законом №61-ФЗ не возложена на собственника имущества. По смыслу указанных норм обязанность по надлежащему содержанию и ремонту имущества лежит на владельце, которым не всегда является собственник.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определены в статье 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О водоснабжении и водоотведении», далее «ФЗ № 416-ФЗ». Согласно подпункту 1) части 1 статьи 6 ФЗ №416-ФЗ организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Данные о том, что водоснабжающая организация не может исполнять свои обязанности или отказывается от их исполнения, в исковом заявлении отсутствуют.

Исковые требования содержат конкретные мероприятия к выполнению на НФС, при этом исковое заявление не содержит обоснования, что указанные действия приведут к желаемому результату, а именно обеспечат качество и безопасность питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть г. Первоуральска и в распределительной сети города по органолептическим и микробиологическим показателям в соответствии с гигиеническими требованиями (п.2 требований иска). Целесообразность организации отдельных мероприятий и проведения конкретных работ может быть определена только водоснабжающей организацией в процессе своей хозяйственной деятельности, а также реализации производственной и/или инвестиционной программы.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 35).

Изложенные нормы права в их взаимосвязи наделяют прокурора не только правом обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, но и возлагают на него обязанность осуществлять такую защиту.

Согласно положениям статьи 2, части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно п. 75 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21) качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам установленным в таблице 3.1. СанПиН 2.1.3684- 21.

В соответствии с п. 13 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее - СанПиН 3.3686-21) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней индивидуальные предприниматели и юридические лица, владельцы и лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе используемых в лечебных целях, и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды установленным требованиям.

В соответствии с п. 10 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее ФЗ № 416) качество и безопасность воды - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды.

Судом установлено, что Первоуральским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении Первоуральского производственного муниципального унитарного предприятия «Водоканал».

В рамках внеплановой выездной проверки проведено обследование объектов водоснабжения ППМУП «Водоканал», а также проведен отбор и лабораторные исследования (испытания) проб питьевой воды перед подачей в распределительную сеть и в распределительной сети г. Первоуральск на органолептические (запах, привкус, цветность, мутность (по формазину) и микробиологические (общее микробное число (ОМЧ), обобщенные колиформные бактерии, Escherichia coli (Е. coli), энтерококки, колифаги) показатели.

По результатам внеплановой выездной проверки были выявлено несоответствие качества поставляемой воды действующим нормативам.

Факт несоответствия качества поставляемой воды действующим нормативам ответчики по делу не оспаривали, данное несоответствие подтверждено материалами проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора (л.д. 47-80)

В силу п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского округа в том числе относятся организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения.

В силу ст.6 ФЗ № 416 к полномочиям органов местного самоуправления относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, на территории городского округа осуществляются органами местного самоуправления (ч. 1.1 ст.6 ФЗ №416).

В силу п.п.1 п. 12 ФЗ № 416 органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 22.01.2016 №116 «Об определении гарантирующих организаций по водоснабжению и (или) водоотведению и зон их деятельности для каждой централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения в городском округе Первоуральск» ППМУП «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации в сфере централизованного холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Первоуральск.

Согласно п.п.1 ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (далее - ФЗ № 416) организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

По договору холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения (п.1 ст. 13 ФЗ № 416).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения, организации, осуществляющие холодное водоснабжение должны принимать меры к обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Также в соответствии с п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения; обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Распоряжением комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ -а насосно-фильтровая станция (НФС) передана на праве хозяйственного ведения ППМУП «Водоканал».

Согласно статье 216 Гражданского кодекса РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является и право хозяйственного ведения. Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

Согласно статье 294 Гражданского кодекса РФ унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Государственные (муниципальные) унитарные предприятия, несмотря на публичную цель их учреждения, создаются для осуществления предпринимательской деятельности как основного вида деятельности (в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Государственное (муниципальное) унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Соответственно, осуществляя предпринимательскую деятельность, государственное (муниципальное) унитарное предприятие само выбирает способы и приемы ее осуществления, самостоятельно вступает в гражданско- правовые отношения. Собственник имущества (государство или муниципальное образование) не вмешивается в деятельность такого юридического лица, за исключением тех сделок, на которые необходимо его согласие (к таковым в настоящее время относятся сделки с недвижимым имуществом, крупные сделки и сделки с заинтересованностью). Именно доходы от предпринимательской деятельности для государственных (муниципальных) унитарных предприятий являются основными доходами. Более того, от самоокупаемости и прибыльности деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий зависят и доходы соответствующего бюджета, поскольку предпринимательская деятельность таких предприятий является источником бюджетных доходов в виде налогов и части прибыли унитарного предприятия, и сокращение бюджетных расходов, так как государственные (муниципальные) предприятия несут бремя содержания переданного им на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 №61-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», далее «Закон №61-ФЗ» право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию. Права собственника определены в статье 20 Закона №61-ФЗ

Обязанность по содержанию переданного муниципальному предприятию муниципального имущества ни Гражданским кодексом, ни Законом №61-ФЗ не возложена на собственника имущества. По смыслу указанных норм обязанность по надлежащему содержанию и ремонту имущества лежит на владельце, которым не всегда является собственник.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определены в статье 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О водоснабжении и водоотведении», далее «ФЗ № 416-ФЗ». Согласно подпункту 1) части 1 статьи 6 ФЗ №416-ФЗ организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Доказательств того, что ППУП «Водоканал» не может исполнять свои обязанности или отказывается от их исполнения, суду не предоставлено.

Более того сам факт установления в рамках рассмотрения уголовного дела того, что на объекте (НФС) отсутствует/не установлено технологической оборудование системы водоподготовки, предусмотренное проектной документацией: 2 трубных смесителя Ф-Ф DN 350 мм насосной станции промывки установок ультрафильтрации; 1 смеситель фланцевый DN 500 мм установки приготовления и дозирования раствора соды; 1 бочковой насос установки дозирования серной кислоты; 1    электромагнитный расходомер Dn 400 мм (вместо расходомера Dn 400 мм установлен расходомер Dn 300 мм); Электромагнитный расходомер Dn 150 мм (вместо расходомера Dn 150 мм установлен расходомер Dn 100 мм), не свидетельствует о наличии прямой причинно-следственной связи между наличием данных недостатков и качеством поставляемой воды.

Доводы ответчика ППМУП «Водоканал» о том, в настоящее время в город поступает около 48 500 м3 воды в сутки, из них с Верхне-Шайтанского водохранилища 21 000 -22 000 м3 в сутки, остальной объем воды поступает из иных источников, в связи с чем требование к обеспечению качества питьевой воды в полном объеме, предъявляемое в зависимости и в связи с неоснащением станции подготовки питьевой воды Верхне-Шайтанского водохранилища технологическим оборудованием системы водоподготовки является необоснованным, заключением указанной строительно-технической экспертизы не опровергнуты.

Интересы неопределённого круга лиц нарушает не сами по себе нарушения при исполнении муниципального контракта в части несоответствия построенного объекта проектно-сметной документации и отсутствия части оборудования, а качество воды, способы устранения указанных нарушений, входят в компетенцию ППМУП «Водоканал», которое в рамках осуществления своих хозяйственных функций праве решать, каким конкретно способом привести качество воды в надлежащее состояние (построить новую насосно-фильтровальную станцию, устранить недостатки старой, найти иные источники водоснабжения, заменить водопроводную систему и так далее)

Так, в соответствии с изученным ответом МУП "Водоканал" г. Екатеринбурга, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вода обеспечить качество воды в соответствии СанПин 2.1.3684-21 в распределительной сети г. Первоуральска, поступающей со станции подготовки воды (далее НФС) расположенной на Верхне-Шайтанском водохранилище невозможно в связи с тем, что    в первоначальном варианте проекта по модернизации НФС предполагалась реконструкция насосной станции 1-го подъема, но в процессе согласования проекта данные работы были удалены. На текущий период насосная станция 1-го подъема не может обеспечить необходимые по проекту объем и давление исходной воды;     технология ультрафильтрации не работает, и вероятно не будет запущена в связи с тем, что не проводилась и не проводится консервация мембран при выводе их из работы на длительный срок (на практике более 3 суток); установленное оборудование не укомплектовано, многие позиции оборудования отсутствуют, программное обеспечение не внедрено, процесс водоподготовки в автоматическом режиме не возможен. Сделан вывод о том, что при установке оборудования, указанного в запросе, обеспечение качества питьевой воды НФС г. Первоуральска невозможно.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что надлежащим ответчиком по делу является ППМУП «Водоканал», в удовлетворении заявленных требований к Администрации го Первоуральск надлежит отказать, на Первоуральское производственное муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (ИНН 6625018355) подлежит возложению обязанность обеспечить качество и безопасность питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть г. Первоуральск и в распределительной сети города по органолептическим и микробиологическим показателям в соответствии с гигиеническими нормативами.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом необходимости проведения проектных работ, установленных законом бюджетных процедур, суд считает, что срок в 12 месяцев с даты вступления в законную силу данного решения суда для устранения ответчиком нарушений является достаточным и разумным, доказательств необходимости установления иного срока сторонами суду не предоставлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Первоуральска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск, Первоуральскому производственному муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.

Возложить на Первоуральское производственное муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (ИНН 6625018355) обязанность в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить качество и безопасность питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть г. Первоуральск и в распределительной сети города по органолептическим и микробиологическим показателям в соответствии с гигиеническими нормативами.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Первоуральского производственного муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (ИНН 6625018355) государственную пошлину в доход бюджета в сумме 300 руб. 00 коп.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий. Подпись - А.И. Федорец

2-3171/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Первоуральск в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация ГО Первоуральск
ППМУП "Водоканал"
Другие
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда
Управление ЖКХ и строительства ГО Первоуральск
Суд
Первоуральский городской суд Свердловской области
Дело на странице суда
pervouralsky.svd.sudrf.ru
10.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2024Передача материалов судье
17.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее