УИД 34RS0002-01-2020-011480-75 № 2а-945/2021
Судья Байбакова А.Н. Дело №33а-9574/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 15 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Сергеева С.С., Гоношиловой О.А.
при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района г.Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении к исполнению законодательства о безопасности дорожного движения
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Волгограда и заинтересованного лица Департамента городского хозяйства администрации Волгограда
на решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 8 апреля 2021 г., которым административное исковое заявление прокурора Дзержинского района г.Волгограда в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильных дорог по ул.Батумская, ул. 8-й Воздушной Армии в Дзержинском районе г.Волгограда в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52766-2007; возложена обязанность устранить выявленные нарушения.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильной дороги по ул. им. К.Симонова в Дзержинском районе г.Волгограда (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 014) в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52766-2007, - отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Дзержинского района г.Волгограда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Волгограда, в обосновании требований указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены множественные недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог по ул. Батумская, ул. им. К.Симонова, ул. 8-й Воздушной Армии, а именно названные улицы имеют отдельные дефекты покрытия проезжих частей в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см более, глубиной 5 см. и более, площадью равной 0,06 кв.м. Также в нарушение требований ГОСТ отсутствует тротуар, не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, геометрические размеры и формы искусственных неровностей не соответствуют требованиям. При этом дефекты при содержании названных автомобильных дорог ранее выявлялись ОГИБДД УМВД России по г.Волгограду, в адрес департамента городского хозяйства администрации Волгограда направлялись предписания, которые не исполнены. С учетом уточненных требований и отказа от части исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильных дорог по ул.Батумская, ул. 8-й Воздушной Армии, ул. им. Константина Симонова в Дзержинском районе г.Волгограда в соответствии с требованиями п.п. 5.2.4, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.п. 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1, 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019, п.п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п.п. 4.1.1, 4.1.3,4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и привести проезжую часть дорожного покрытия автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: организовать проведение ремонта дорожного полотна участка автомобильной дороги с дислокацией у дома № 34 по ул. им. 8-й Воздушной Армии (идентификационный номер 18 401365 ОП МГ Н010).
Возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу нанести горизонтальную дорожную разметку на автомобильной дороге по ул. Батумская (идентификационный номер 18 401365 ОП МГ 052).
Возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по оборудованию тротуара на автомобильной дороге по ул. Батумская (идентификационный номер 18 401365 ОП МГ 052).
Возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести геометрические размеры и формы искусственных неровностей на автомобильных дорогах по ул. Батумская (идентификационный номер 18 401365 ОП МГ 052), по ул. им.8-й Воздушной Армии (идентификационный номер 18 401365 ОП МГ Н010) в соответствие с требованиями п.4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006 и п.6.8 ГОСТ Р 50597-2017.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», организовать проведение работ по установке ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках автомобильных дорог (улицы), проходящих вдоль детских учреждений (МОУ «Средняя школа № 85 им. Героя Российской Федерации Г.П. Лячина», МДОУ «Детский сад № 242», МДОУ «Детский сад № 183», МДОУ «Детский сад № 241», МДОУ «Детский сад № 277» с обеих сторон дороги (улицы) на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода по ул. Батумской (идентификационный номер 18 401365 ОП МГ 052).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Волгограда и заинтересованного лица Департамента городского хозяйства администрации Волгограда ставят вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционных жалоб указывают на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а так же неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно доводов апелляционных жалоб поступили возражения прокурора Дзержинского района г. Волгограда.
Выслушав представителя административного ответчика администрации Волгограда Редина И.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Карташова Д.М., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа помимо прочего относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, среди которых приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст.3).
Статья 3 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) дает следующие понятия:
- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
- элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся в том числе: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных порог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
-дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п.4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения).
Согласно ч. 1, 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п. 6 ч. 6 ст. 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением главы Волгограда от 16 октября 2008 года №2143 (ред. от 18.10.2019) «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда» к улицам и дорогам местного значения (группа В) отнесена в том числе ул. Батумская (18 401 365 ОП МГ 052), протяженностью 1406,0 м, с покрытием асфальтобетон; к магистральным улицам районного значения (группа Б) транспортно-пешеходным ул. им. 8-й Воздушной Армии (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 010), протяженностью 1963,0 м, с покрытием асфальтобетон, и ул. им. К. Симонова (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 014), протяженностью 1194, м, с покрытием асфальтобетон.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше норм, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления, в данном случае в отношении спорных автомобильных дорог и объектов их обустройства. расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград – на административного ответчика администрацию Волгограда. Распределение соответствующих функций между структурными подразделениями администрации не освобождает последнюю от выполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Между тем, как следует из материалов дела, данная обязанность органом местного самоуправления городского округа в полном объеме не исполняется.
Так, из материалов дела следует, что в ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду в адрес администрации Волгограда направлялась информация №30/7-8308 от 14.08.2020 о многочисленных нарушениях норм и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения (отсутствие и неправильное применение дорожных знаков и разметки, отсутствие искусственных неровностей, пешеходных ограждений, наружного освещения тротуаров, и др.) обращено внимание, что большинство нарушений не устраняется на протяжении ряда лет, безопасное передвижение пешеходов не обеспечено, изложена просьба о принятии мер по обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, с приложением перечня выявленных недостатков
Из ответа администрации Волгограда от 11.09.2020 № 05-11/2905 на указанное письмо следует, что городским дорожным службам дано поручение провести мероприятия по нанесению дорожной разметки, установке недостающих дорожных знаков пешеходных переходов, расположенных в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, в соответствии с проектом организации дорожного движения, выполнены работы по нанесению дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» возле школ. Показатели и значения паспортов пешеходных переходов могут быть разработаны только опытным путем специализированной проектной организацией. В проект бюджета Волгограда на 2021 год включены средства в размере 8740 тыс. руб. на разработку значения паспортов пешеходных переходов, расположенных в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, а также паспортов пешеходных переходов, расположенных на улично-дорожной сети Волгограда. Возможность проведения указанных работ будет при условии финансирования
05.10.2020 в адрес прокурора г.Волгограда для принятия мер прокурорского реагирования направлена информация с приложением перечня выявленных нарушений, с указанием, что при проведении повторного обследования 28.09.2020 года установлено, что кроме обновления дорожной разметки 1.14.1 нарушения не устранены, безопасность передвижения детей не обеспечена.
Согласно сообщения и.о. заместителя главы Волгограда В.Ю. Земцова от 30.10.2020 г. № 05-н/3481, в результате обследования указанных в обращении объектов улично-дорожной сети, проведенных специалистами департамента городского хозяйства администрации Волгограда и службы заказчика МУ «Комдорстрой» определено, что состояние проезжей части дорог по ул. 8-й Воздушной Армии, ул. им. К.Симонова, ул. Батумской вблизи образовательных учреждений, является удовлетворительным, дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части, влияющие на безопасность дорожного движения, отсутствуют. Мероприятия по устранению деформаций, повреждений и ремонту проезжей части на вышеуказанных объектах были выполнены ранее в рамках мероприятий по содержанию объектов улично-дорожной сети Дзержинского района, а также в рамках исполнения приоритетного проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Согласно Акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 25 ноября 2020 года на автомобильных дорогах местного знания по ул. 8-й Воздушной Армии, ул. им. К.Симонова, ул. Батумской выявлены нарушения Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных 23.10.1993 № 1090, требований ГОСТов:
Пункт 9 - на автомобильной дороге по ул. Батумская (идентификационный номер 18 401365 ОП МГ 052), включая район расположения МОУ «Средняя школа № 85 им. Героя Российской Федерации Г.П. Лячина», МДОУ «Детский сад № 242», МДОУ «Детский сад № 183», МДОУ «Детский сад № 241», МДОУ «Детский сад № 277»:
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- в местах отсутствия бордюра допущено возвышение обочины над проезжей частью, что является нарушением требований п.5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п.5.1.2 ГОСТ Р 52289-2019;
- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п. 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа – у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дороги (улицы), проходящем вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, что является нарушением п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги геометрические размеры и формы искусственных неровностей (монолитных и сборно-разборных) не отвечают предъявляемым требованиям, для информирования водителей участки дороги с искусственными неровностями не оборудованы в полном объеме техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой, что является нарушением требований п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006 и п. 6.8 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п.4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
Пункт 11 - на автомобильной дороге по ул. им.8-й Воздушной Армии (идентификационный номер 18 401365 ОП МГ Н010), включая район расположения МОУ «Средняя школа № 102», МОУ «Гимназия №11», МОУ «Лицей №8 «Олимпия», МОУ «Лицей №9», МОУ «Средняя школа №33», МДОУ «Детский сад №176», МДОУ «Детский сад №17», МДОУ «Детский сад №24», МДОУ «Детский сад №362», МДОУ «Детский сад №350», МДОУ «Детский сад №5 «Олимпия», МДОУ «Детский сад №336», МДОУ «Центр развития ребенка №6», МДОУ «Центр развития ребенка №1», МДОУ «Центр развития ребенка №7»:
- покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ р 52875 имеют загрязнения и отдельные разрушения площадью 0,2 кв.м, что является нарушением требований п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п.5.1.2 ГОСТ Р 52289-2019;
- дорожная разметка в некоторых местах имеет износ 100%, что является нарушением требований п. 6.3.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа – у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дороги (улицы), проходящем вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, что является нарушением п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги геометрические размеры и формы искусственных неровностей (монолитных и сборно-разборных) не отвечают предъявляемым требованиям, для информирования водителей участки дороги с искусственными неровностями не оборудованы в полном объеме техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой, что является нарушением требований п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006 и п. 6.8 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки и светофорные объекты имеют ограничение видимости, вызванные каким-либо препятствием, что является нарушением требований п. 5.1.1 ГОСТ Р50597-2017;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п.4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
Пункт 13 - на автомобильной дороге по ул. им. Константина Симонова идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 014) включая также район расположения МОУ «Средняя школа № 102», МОУ «Гимназия № 11», МОУ «Лицей № 8 «Олимпия», МОУ «Лицей № 9», МОУ «Средняя школа № 33», МДОУ «Детский сад № 176», МДОУ «Детский сад № 17», МДОУ «Детский сад № 24», МДОУ «Детский сад № 362», МДОУ «Детский сад № 350», МДОУ «Детский сад № 5 «Олимпия», МДОУ «Детский сад № 336», МДОУ «Центр развития ребенка № 6», МДОУ «Центр развития ребенка № 1», МДОУ «Центр развития № 7»:
- покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 имеют загрязнения (мусор, грязь) и отдельные разрушений площадью более 0,2 м2, что является нарушением требований п. 5Л.З ГОСТ Р 50597-2017;
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 м2 или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597- 2017;
- в местах отсутствия бордюра допущено возвышение обочины над проезжей частью, что является нарушением требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2019;
- дорожная разметка в некоторых местах имеет износ 100%, что является нарушением требований п. 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- светофоры типа Т.7 не применяются на пешеходных переходах, расположенных на участке дороги, проходящей вдоль территории детских учреждений, что нарушает п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- ограничивающие пешеходные ограждения имеют повреждения, а также отсутствие элементов, что является нарушением требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597- 2017;
- допущены разрушения (отсутствие) крышек люков смотрового колодца, что является нарушением требований 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
Ввиду возражений представителей административного ответчика, заинтересованных лиц против изложенных в акте от 25 ноября 2020 года сведений относительно состояния автомобильных дорог по ул. Батумской, ул. 8-й Воздушной Армии, ул. им. К. Симонова, а также ввиду содержания представленных муниципальных контрактов №№ 5058, 1553 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Тракторозаводском, Краснооктябрьском, Дзержинском районах Волгограда в 2020 году от 09.01.2020 г., 02.09.2020 г.(соответственно) и локальных сметных расчетов, судом на лиц, участвующих в деле возложена обязанность совместного осмотра указанных автомобильных дорог.
По результатам совместного осмотра с участием представителей прокуратуры Дзержинского района г. Волгограда, ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду, МУ «Комдорстрой», МБУ «Северное» составлен акт проверки от 03 марта 2021 года из которого следует, что:
- на автомобильной дороге ул. Батумская ремонт дорожного покрытия проводился в 2020 году, при этом установлено, что дорожная разметка на всем протяжении дороги отсутствует; геометрические размеры и формы искусственных неровностей (монолитных и сборно-разборных) не отвечают требованиям, п. 4.1.3 ГОСТ Р 52605-2006 и п. 6.8 ГОСТ Р 50597-2017; в нарушение п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа – у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дороги (улицы), проходящем вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода; на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- на автомобильной дороге по ул. 8-й Воздушной Армии покрытие проезжей части с дислокацией у дома № 34 имеет выбоины общей площадью 7 кв.м., что нарушает требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, на всем протяжении дороги геометрические размеры и формы искусственных неровностей (монолитных и сборно-разборных) не отвечают требованиям, п. 4.1.3 ГОСТ Р 52605-2006 и п. 6.8 ГОСТ Р 50597-2017.
- на автомобильной дороге по ул. им. К. Симонова ремонт дорожного покрытия проводился в 2020 году, при этом выявлено нарушение в части отсутствия на пешеходном переходе, расположенном на участке дороги, проходящей вдоль территории детского учреждения, а именно МОУ «Средняя школа № 33 Дзержинского района» светофора типа Т.7, что является нарушением пункта 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019.
Иных нарушений не установлено.
Разрешая заявленные требования прокурора об оспаривании бездействия администрации Волгограда по неприведению в соответствие с установленными требованиями законодательства названных автомобильных дорог и элементов их обустройства, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, суд пришел к выводу о том, что указанные дороги, состояние которых не соответствует установленным нормативам и не обеспечивает безопасность дорожного движения, являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения города Волгограда, ремонт и содержание которых должно осуществляться органом местного самоуправление городского округа г. Волгограда в соответствии с законодательством, техническими стандартами и регламентами в целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 13 Закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, является «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, который признан национальным стандартом. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно названному ГОСТу, в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин (местного разрушения дорожного покрытия, имеющего вид углубления с резко очерченными краями), проломов (полного разрушения дорожного покрытия на всю толщину, имеющего вид углубления с резко очерченными краями), просадок (деформации дорожной одежды, имеющей вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия), колей (деформации покрытия с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора), и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, установленные названным ГОСТом.
Согласно п.6.8.1 ГОСТ Р 50597-2017, сборно-разборные и монолитные искусственные неровности должны быть устроены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605.
В пункте 4.1.3 ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 г. N 295-ст, указано, что длина искусственной неровности должна быть не менее ширины проезжей части, допустимое отклонение - не более 0,2 м с каждой стороны дороги.
В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 09 декабря 2013 года №2218-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категории по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Согласно п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019. «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст), ограничивающие пешеходные ограждения применяют:
а) перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
б) перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону:
1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов;
2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц:
- проходящих вдоль детских учреждений;
- местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода;
- где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
Протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории.
Ограничивающие пешеходные ограждения должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0,3 кН (в любом месте по длине поручня).
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (п. п. 1, 4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ).
Суд, проанализировав вышеуказанные обстоятельства и нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установив, что отмеченные в указанных актах обследования улично-дорожной сети г. Волгограда нарушения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения административным ответчиком не устранены, автомобильные дороги не приведены в соответствие с требованиями ГОСТ, принял обоснованное решение об удовлетворении административного иска в части.
Доводы апелляционных жалоб о том, что администрация Волгограда не осуществляет содержание дорог местного значения не основаны на вышеприведенных нормах права, регламентирующих обязанность органа местного самоуправления в рамках осуществления полномочий в сфере дорожной деятельности принимать меры по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Ссылка в апелляционных жалобах на неразумность установленного судом срока исполнения обязанности подлежит отклонению.
В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений в сфере охраны жизни, здоровья и имущества граждан, безопасности дорожного движения, а также принципов разумности и справедливости. Срок исполнения возложенной на администрацию Волгограда обязанности является достаточным как для проведения необходимых для этого процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, так и законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 358 КАС РФ.
Судом верно установлены юридически значимые обстоятельства дела, нормы материального и процессуального права не нарушены. Доводы апелляционных жалоб не опровергают правильных по существу выводов суда и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 8 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика администрации Волгограда и заинтересованного лица Департамента городского хозяйства администрации Волгограда - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Дзержинский районный суд города Волгограда.
Председательствующий судья:/подпись/
Судьи:/подпись/