Решение по делу № 2а-569/2021 от 15.11.2021

Админ. дело №2а-569/2021 г.

46RS0017-01-2021-000807-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2021 года                                                                                    пос. Прямицыно

Октябрьский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Гузенкова Д.А.

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Октябрьского района Курской области Нижник А.О.,

при секретаре Симоненковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения, мотивируя свои исковые требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области требований законодательства в сфере ЖКХ. В ходе проверки установлено, что на территории поселка Прямицыно Октябрьского района имеются объекты теплоснабжения - теплосети, протяженностью порядка 920 м, используемые ООО «Коммунальщик» для обеспечения теплоснабжением ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ», право собственности на которое не зарегистрировано, при том в реестре муниципальной собственности отсутствует указанный объект теплоснабжения, бесхозным данное имущество также не признавалось.

В связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес главы района 01.08.2021 года внесено представление с требованием постановки данного имущества на учет в качестве бесхозяйного с последующей регистрацией права муниципальной собственности. Вместе с тем, требования представления до настоящего времени запланированы, но не выполнены.

Указывая, о том, что бездействие администрации поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации указанных объектов теплоснабжения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, просит суд признать незаконным бездействие администрации поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по постановке имущества- тепловых сетей, протяженностью 920 м, расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский р-н, п. Прямицыно, ул. Октябрьская, д.185, используемые ООО «Коммунальщик» для обеспечения теплоснабжением ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ», на учет в качестве бесхозяйного, с последующей регистрацией права муниципальной собственности администрацией поселка Прямицыно Октябрьского района; обязать администрацию поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области принять меры по постановке на учет - тепловых сетей, протяженностью 920 м, расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский р-н, п. Прямицыно, ул. Октябрьская, д.185, используемые ООО «Коммунальщик» для обеспечения теплоснабжением ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ», на учет в качестве бесхозяйного, с последующей регистрацией права муниципальной собственности администрацией поселка Прямицыно Октябрьского района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца помощник прокурора Нижник А.О. в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области просила рассмотреть дело в её отсутствие, не возражала против удовлетворения административного иска.

Выслушав представителя административного истца помощника прокурора Октябрьского района Курской области Нижник А.О., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 настоящего Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз.1 п.1 ст.130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз.2 п.1 ст.130 ГК РФ).

В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Согласно ч.1 ст.49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью.

В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из нормы статьи 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Таким образом, заявительный порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей корреспондирует обязанности органов местного самоуправления по организации в границах городского поселения теплоснабжения.

Согласно абзаца 4 пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

В силу ч.5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского района Курской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства, в сфере ЖКХ, в ходе которой выявлены нарушения закона в деятельности администрации поселка Прямицыно Октябрьского района.

В ходе проверки установлено, что на территории поселка Прямицыно Октябрьского района имеются объекты теплоснабжения - теплосети, протяженностью порядка 920 м, используемые ООО «Коммунальщик» для обеспечения теплоснабжением ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ», право собственности на которое не зарегистрировано, при том в реестре муниципальной собственности отсутствует указанный объект теплоснабжения, бесхозным данное имущество также не признавалось.

Прокуратурой района в связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес главы пос. Прямицыно Октябрьского района 01.08.2021 года внесено представление с требованием о постановке данного имущества на учет в качестве бесхозяйного с последующей регистрацией права муниципальной собственности администрацией поселка Прямицыно Октябрьского района.

Как следует из письма администрации поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области от 23.08.2021 года №914, администрация поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области приняты меры по устранения допущенных нарушений законодательства, а именно: ведутся кадастровые работы по оформлению технической документации и оформление объекта теплоснабжения бесхозяйным; проводятся работы по установлению сервитута на право пользование земельным участком, принадлежащим ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ». Оформление тепловой сети в собственности не представляется возможным в связи с отсутствием акта приема-передачи данного объекта в муниципальную собственность муниципального образования «поселок Прямицыно» Октябрьского района Курской области.

Кроме того, как следует из письма администрации поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области от 19.10.2021 г. №1015 на территории поселка Прямицыно имеется один бесхозный объект в сфере теплоснабжения - тепловые сети - расположенные на территории ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ» по адресу: Курская область, Октябрьский р-н, п. Прямицыно, ул. Октябрьская, д.185. За муниципальным образованием «поселок Прямицыно» Октябрьского района Курской области право собственности не зарегистрировано, в реестре муниципальной собственности не включены, в связи с отсутствием акта приема-передачи данных тепловых сетей в муниципальную собственность.

Таким образом, требования представления по настоящее время администрацией поселка Прямицыно Октябрьского района не исполнены.

Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования п. Прямицыно, Октябрьского района Курской области, необращение администрации поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии тепловых сетей расположенных на территории ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ» по адресу: Курская область, Октябрьский р-н, п. Прямицыно, ул. Октябрьская, д.185, на учет, как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Согласно подпункту 8 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Подпункт 23 пункта 1 указанной статьи относит к вопросам местного значения городского поселения организацию и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответственность за надлежащее техническое состояние объектов теплоснабжения, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

По мнению суда, указанным бездействием со стороны административного ответчика, выразившимся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на объекты теплоснабжения нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций при прохождении отопительного сезона. Кроме этого, отсутствие регистрации права собственности на объекты теплоснабжения не позволяют органу местного самоуправления предусматривать и расходовать денежные средства на их содержание.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что до настоящего времени выявленные прокуратурой Октябрьского района Курской области нарушения административным ответчиком не устранены.

Бездействие административного ответчика по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по проведению регистрации права собственности на объекты недвижимости - тепловые сети, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, а также действующее жилищное законодательство.

С учетом изложенного прокурор обоснованно в соответствии со ст.39 КАС РФ обратился в суд с данным административным иском, при этом им был избран надлежащий способ защиты права.

Срок для устранения выявленных нарушений законодательства - 12 месяцев, отвечает требованиям разумности, является достаточным для исполнения возложенной обязанности. Доказательств необходимости установления более длительного срока для исполнения требований прокурора суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-176, ч.2 ст.177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по постановке имущества - тепловых сетей, протяженностью 920 м, расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский р-н, пос. Прямицыно, ул. Октябрьская, д.185, используемых ООО «Коммунальщик» для обеспечения теплоснабжения ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ», на учет в качестве бесхозяйного, с последующей регистрацией права муниципальной собственности администрацией поселка Прямицыно Октябрьского района.

Обязать администрацию поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области принять меры по постановке имущества: тепловых сетей, протяженностью 920 м, расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский р-н, пос. Прямицыно, ул. Октябрьская, д.185, используемых ООО «Коммунальщик» для обеспечения теплоснабжения ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ», на учет в качестве бесхозяйного, с последующей регистрацией права муниципальной собственности администрацией поселка Прямицыно Октябрьского района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по административным делам Курского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10.12.2021 года.

Судья

2а-569/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Октябрьского района Курской области
Ответчики
Администрация п.Прямицыно
Суд
Октябрьский районный суд Курской области
Судья
Гузенков Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
oktiabrsky.krs.sudrf.ru
15.11.2021Регистрация административного искового заявления
15.11.2021Передача материалов судье
15.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2021Подготовка дела (собеседование)
25.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2021Судебное заседание
10.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее