УИД 02RS0001-01-2021-000687-52 Дело № 2-555/2021
Категория 2.026
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2021 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретарях Яндиковой Н.Ю., Хвастуновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стафеева В.В. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Стафеев В.В. обратился в суд с иском к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам. Исковые требования мотивированы тем, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако не состоит в списке граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данное обстоятельство связано с тем, что он до 18 лет состоял на данном учете, однако был незаконно снят, когда ему исполнилось 18 лет. Документы он не смог предоставить, поскольку находился в местах лишения свободы. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено, иного жилого помещения в собственности, пользовании или владении у него не имеется.
Определением суда от 11.02.2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Алтай и Министерство регионального развития Республики Алтай.
Протокольным определением суда от 02.03.2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено БУ РА «Управление социальной поддержки населения г. Горно-Алтайска».
Истец Стафеев В.В. и его представитель Жданова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Трескина М.В. и представитель третьего лица Министерства финансов Республики Алтай Могильникова Е.Г. в судебном заседании возражали относительно удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска» Климкина Ю.А. в судебном заседании удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Представители Министерства экономического развития Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из материалов дела следует, что Стафеев В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец Б. и мать С. вступившим в законную силу решением Быстроистокского районного народного суда Алтайского края от 05 июля 1993 года лишены родительских прав в его отношении.
Постановлением Администрации Быстроистокского района Алтайского края № от 02.09.1993 г. Стафеев В.В. был определен в МОУ <данные изъяты> Затем на основании путевки Краевого комитета по образованию № от 08.06.1999 г. направлен в <данные изъяты> где воспитывался до 2002 года. С 2002 по 2003 год учился в <адрес>. По его окончании поступил в <данные изъяты>, где обучался с 2003 года по 2005 год.
20 июля 1999 года директором <данные изъяты> направлен запрос главе администрации <адрес>, в котором просил сообщить, поставлен ли на регистрационный учет для получения жилья их воспитанник Стафеев В.В. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Однако на данный запрос ответа не последовало, тогда директором <данные изъяты> главе администрации <адрес> направлен повторный запрос, в котором просит поставить Стафеева В.В. на регистрационный учет для внеочередного получения жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и направить сведения по решению данного вопроса. Также указано, что в случае неполучения ответа, будут вынуждены обратиться в отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры края.
Анализ имеющейся в материалах дела переписки следует, что администрация <адрес> на основании письменных обращений директора <данные изъяты> не поставила Стафеева В.В. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В этой связи директор <данные изъяты> Б. обратилась с жалобой в прокуратуру <адрес>.
Из ответа комитета по образованию <адрес> от 21.02.2001 г. прокурору <адрес> Г. и директору <данные изъяты> Б. следует, что в селах района нет регистрационного учета на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Неоднократное ходатайство комитета по образованию к главе района Г. по постановке таких детей на регистрационный учет или выделение денежных средств на приобретение жилья для них положительных результатов не дает.
В материалах дела имеется ответ прокурора <адрес> Д. от 07.12.2011 г., которым Стафееву В.В. сообщено, что до 18 лет он состоял на предварительном регистрационном учете для получения жилья, однако в связи с тем, что он не подал пакет документов для постановки на учет (после 18 лет), в очереди на получение субсидии для приобретения жилья он не состоит.
По запросу суда прокуратурой <адрес> переписка со Стафеевым В.В. предоставлена не была в связи с тем, что она уничтожена в связи с истечением срока хранения, что следует из ответа прокуратуры <адрес> от 01.03.2021 г.
Таким образом, суд исходит из того, что Стафеев В.В. в соответствии с законодательством Алтайского края до 18 лет состоял в администрации <адрес> на предварительном регистрационном учете для получения жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако по исполнению ему 18 лет он был с данного учета снят и не был поставлен на основной (уточненный) учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Базовым нормативным актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона в редакции, действующей по состоянию на 2004 год (до исполнения истцу 18 лет), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
На момент пребывания истца в детском доме действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 статьи 37 ЖК РСФСР, действующей на тот период времени, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям на основании п. 3 ст. 60 Кодекса.
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива (часть 1).
С 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 57 которого жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно Закону Алтайского края от 12.12.2006 г. № 136-3С «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» в редакции, действовавшей в период достижения истцом совершеннолетия и до достижения им 23 лет, право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 3 ч. 2 ст. 5).
Согласно ч. 4 ст. 4 данного Закона № 136-ЗС в вышеуказанной редакции органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, ст. 3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 г. № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» закрепляет, что граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, а также граждане, ставшие полностью дееспособными в результате вступления в брак или эмансипации, вправе подать заявление в орган местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статья 4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 г. № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определяет, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства в орган местного самоуправления.
После 01 января 2013 года введена в действие статья 109.1. ЖК РФ, согласно которой предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Действующая с 01 января 2013 года редакция статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Действие статьи 8 Закона в указанной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2013, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до указанной даты (ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно п. 5.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 27.12.2012 г. №, действовавшего до 01.08.2014 г., органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до 01 января 2013 года и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.
В соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Таким образом, действующее в тот период времени федеральное законодательство и законодательство Алтайского края не предусматривало снятие с учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении им 18-летнего возраста. При этом не имело значение, какой это учет, предварительный или основной (уточненный), поскольку предварительный учет данной категории граждан велся исключительно для планирования бюджетных средств на приобретение (строительство) жилья и предоставление жилых помещений указанным лицам.
Суд полагает, что в связи с неисполнением должностными лицами органов местного самоуправления своих должностных обязанностей, выразившихся в не передаче сведений о постановке Стафеева В.В. на учет для включения в соответствующий список, законные права истца остались нереализованными.
Более того, в действующий в тот период редакции Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Из материалов дела не следует, что такое согласие органа опеки и попечительства было.
Как полагает суд, по достижении 18 лет Стафеев В.В. должен был быть поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения без предоставления каких-либо документов, поскольку он состоял на соответствующем предварительном учете и снятие его с данного учета без включения в основной (уточненный) список является незаконным.
Верховный Суд Российской Федерации в вышеуказанном Обзоре от 20.11.2013 г. признал верной практику тех судом, которые удовлетворяли требование указанных лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, если они были приняты на учет нуждающихся в жилом помещении своевременно, однако впоследствии с такого учета были незаконно сняты.
Как установлено судом, после исполнения истцу 18 лет за совершение преступления, предусмотренного п<данные изъяты> УК РФ, он был арестован ДД.ММ.ГГГГ и приговором Солонешенского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ осужден за совершение указанного преступления. Затем приговором Солонешенского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ осужден за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ. После освобождения приговором Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ осужден за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ. Затем приговором Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ осужден за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ. Приговором Баевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осужден за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ. После освобождения приговором Майминского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ осужден за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ.
Как объяснил Стафеев В.В., когда он находился в местах лишения свободы, думал, что состоит на учете на получение жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Освободившись из мест лишения свободы, узнал, что его сняли с учета. Тогда он начал обращаться с соответствующими заявлениями и обращениями в различные органы государственной власти.
В частности подтверждается, что Стафеев В.В. 13 марта 2014 года обращался с заявлением в КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» с приложением «копии паспорта, решения суда» (так указано в ответе). Однако УСПН <адрес> копии данных документов и ответ суду не предоставлен, так как они уничтожены в связи с истечением срока хранения. В данном случае оснований не доверять объяснениям истца суд оснований не находит и суд исходит из того, что истец 13 марта 2014 года обращался в КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
В материалах дела также имеется ответ администрации <адрес> от 27.12.2016 г., из которого достоверно следует бездействие данного органа местного самоуправления относительно постановки Стафеева В.В. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья.
28.11.2019 г. Стафеев В.В. обратился с письменным заявлением в БУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако распоряжением Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай № от 10.06.2020 г. отказано Стафееву В.В. во включении в указанный список, поскольку он уже достиг 23-летнего возраста.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Поскольку Российская Федерация является социальным государством, в котором гарантируется защита прав и свобод социально незащищенной категории граждан и предоставление им предусмотренных законом мер социальной поддержки, суд в рассматриваемом случае считает правильным предоставить Стафееву В.В. возможность реализовать свои права, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом установлено, что Стафеев В.В. зарегистрирован по месту жительства с 05 апреля 2019 года и фактически проживает по адресу: <адрес>, ком.403.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде у Стафеева В.В. сложились устойчивые социальные связи именно с <адрес>, по месту регистрации и фактического места жительства. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Предусмотренный Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 1 января 2013 г. таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.121996 г. № 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу закона жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что истцу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда не предоставлено.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Республики Алтай от 26.03.2013 г. № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, Правительством Республики Алтай или уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Республики Алтай в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (далее - уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства) в порядке, установленном Правительством Республики Алтай, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированные жилые помещения).
Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.04.2020 г.№ 144 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующий с 01.05.2020 года.
Настоящий Порядок определяет процедуру однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда (далее - спецжилфонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений (пункт 1).
Благоустроенные жилые помещения спецжилфонда предоставляются гражданам Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, формируемый в соответствии с федеральным законодательством (п. 3).
В силу указанного Порядка уполномоченным органом по предоставлению благоустроенных жилых помещений спецжилфонда является Министерством экономического развития Республики Алтай.
Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней, следующих со дня обращения гражданина либо представителя гражданина в уполномоченный орган с заявлением и документами, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" запрашивает посредством направления межведомственного запроса следующие сведения: а) о правах гражданина на жилые помещения и сделках с ними, зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости; б) о регистрации (отсутствии регистрации) гражданина по месту жительства на территории Республики Алтай; в) подтверждающие окончание срока прохождения гражданином военной службы по призыву (в случае указания в заявлении окончания срока прохождения гражданином военной службы по призыву); г) подтверждающие окончание срока отбывания гражданином наказания в исправительном учреждении (в случае указания в заявлении окончания срока отбывания гражданином наказания в исправительном учреждении).
Жилое помещение предоставляется гражданину Министерством экономического развития Республики Алтай по его месту жительства в соответствующем населенном пункте муниципального образования в Республике Алтай по его заявлению о предоставлении жилого помещения в письменной форме, утвержденной уполномоченным органом.
В силу статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации.
Очередность предоставления жилого помещения данным Порядком не предусмотрена.
Поскольку статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцом подтвержден, судом установлено противоправное бездействие органа местного самоуправления по постановке истца на соответствующий учет, а также незаконное снятие его с предварительного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец зарегистрирован и фактически проживает в <адрес>, суд полагает правильным в данной ситуации обязать Министерство экономического развития Республики Алтай предоставить истцу жилое помещение на территории <адрес> Республики Алтай, что не противоречит требованиям Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Стафеева В.В. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай включить Стафеева В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Министерство экономического развития Республики Алтай предоставить Стафееву В.В. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2021 года