Решение по делу № 33-3831/2024 от 04.03.2024

Судья – Пищикова Л.А.

Дело № 33-3831/2024

№ дела в суде первой инстанции 2-696/2023

УИД 59RS0029-01-2023-000687-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь 11.04.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,

судей Новоселовой Д.В., Гладковой О.В.,

при секретаре Анваровой О.Р.,

с участием прокурора Левыкиной Л.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах Новиковой Светланы Валентиновны, к Администрации Нытвенского городского округа Пермского края о возложении обязанности предоставить по договору социального найма жилое помещение,

по апелляционной жалобе муниципального образования «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа Пермского края на решение Нытвенского районного суда Пермского края от 22.12.2023.

Заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нытвенского района в интересах Новиковой С.В., обратился в суд с иском о возложении администрацию Нытвенского городского округа Пермского края обязанности предоставить взамен аварийного жилого помещения во внеочередном порядке Новиковой Светлане Валентиновне, дата рождения, в границах г. Нытва по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное, соответствующее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18,0 кв.м.

В обоснование требований указано на то, что прокуратурой Нытвенского района на основании обращения Новиковой С.В. от 10.05.2023 проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства администрацией Нытвенского городского округа Пермского края. В ходе проведения проверки установлено, что Новикова Светлана Валентиновна проживает в комнате № ** дома № ** по ул. ****. Данное жилое помещение занимает на основании договора найма жилого помещения заключенного 10.04.2001 между муниципальным учреждением «Управление жилищного хозяйства» и Новиковой С.В.

В соответствии с данным договором Новиковой С.В. предоставлено муниципальное жилье, представляющее собой комнату общей площадью 17,1 кв. м, расположенную по адресу: ****.

Согласно информации из технического паспорта на жилое помещение, кадастрового паспорта помещения общая площадь комнаты, расположенной по адресу: ****, составляет 18,0 кв. м.

Распоряжением администрации Нытвенского городского поселения от 26.02.2015 № 19, на основании акта обследования многоквартирного дома от 21.01.2015 № 1, заключения межведомственной комиссии от 21.01.2015 № 1 многоквартирный жилой дом № ** по ул. **** признан аварийным и подлежащим сносу.

После проведенных обследований и признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу сведений о качественном улучшении состояния здания в прокуратуру района представлено не было. В настоящее время Новикова С.В. проживает на территории г. Нытва, состоит на учете на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности под номером 1, однако благоустроенным, соответствующим санитарным и техническим требованиям жилым помещением не обеспечена. Поскольку Новикова С.В. проживает на основании договора найма в жилом помещении, признанном аварийным и подлежащим сносу, взамен аварийного жилья Новиковой С.В. должно быть предоставлено другое благоустроенное помещение во внеочередном порядке, площадью не менее занимаемого.

Решением Нытвенского районного суда Пермского края от 22.12.2023 постановлено:

«Возложить на администрацию Нытвенского городского округа обязанность предоставить в замен непригодного для постоянного проживания жилого помещения во внеочередном порядке Новиковой Светлане Валентиновне, дата рождения, уроженке **** (паспорт **), с учетом члена семьи К., дата рождения, уроженца **** по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18,00 квадратных метров.».

Администрация Нытвенского городского округа в апелляционной жалобе просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях. В обоснование доводов ссылается на то, что решение является незаконным и необоснованным ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для гражданского дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам гражданского дела. Считает, что Новикова С.В. и члены ее семьи имели и имеют возможность проживать в ином жилом помещении, до момента предоставления Новиковой С.В. другого жилого помещения. Судом не принято во внимание, что Новиковой С.В. до конца 2024 года будет предоставлено жилое помещение в строящемся жилом доме. Также считает, что материалы дела № 2-352/2022 и № 2-17/2022 не имеют отношения к рассматриваемому делу, поскольку истцы по указанным делам не являются стороной настоящего спора.

Прокурор возражал против удовлетворения жалобы.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

При этом, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, которые могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ).

На основании статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и т.д.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно пункту 34 данного Положения, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Из пункта 49 Положения следует, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно пункту 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).

Так, пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., указано: если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Новикова С.В. с 22.09.1997 является нанимателем жилого помещения - квартиры по адресу: ****, жилой площадью 17,1 кв.м. (л.д. 15-21, 27-33, 94-96). Состав семьи: Новиков С.А., Н., К.

Новикова С.В. зарегистрирована по адресу: **** с 23.10.1997 (л.д. 13-14). По данному адресу в спорном жилом помещении так же зарегистрирован К. с 23.10.1997 по настоящее время (л.д. 129).

Постановлением администрации Нытвенского городского поселения № 2 от 20.01.2011 Новикова С.В. принята на учет с правом на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (л.д. 12).

В соответствии с материалами обследования и заключения о техническом состоянии здания многоквартирного жилого дома по адресу: ****, на 27.11.2014, имеются выводы: деревянные конструкции многоквартирного жилого дома имеют значительную степень биологического повреждения; выявлены дефекты, свидетельствующие о нарушении жесткости и пространственной устойчивости объекта; горизонтальная линия здания искривлена; кровельное покрытие имеет признаки потери защитных гидроизоляционных свойств; выявлены признаки общего деформирования наружных стеновых ограждающих конструкций, проявляющиеся в наличии вертикальных и наклонных трещин; несущие и ограждающие конструкции обследованного здания находятся в недопустимом состоянии, несущая способность конструкций исчерпана. (л.д.34-66).

Распоряжением администрации Нытвенского городского поселения от 26.02.2015 № 19 многоквартирный дом по адресу **** признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения граждан из жилых помещений до 2016 года (л.д. 104, 111-115).

Распоряжением администрации Нытвенского городского поселения от 25.03.2016 № 55 внесены изменения в п.2 распоряжения от 26.02.2015 № 19, установлен срок отселения граждан из жилых помещений до 2019 года.

Распоряжением администрации Нытвенского городского округа от 15.06.2021 № 515-р внесены изменения в Распоряжение администрации Нытвенского городского поселения от 26.02.2015 № 19, установлен срок отселения граждан их жилых помещений – не позднее 31.12.2025.

Новикова С.В. состоит в списке граждан, планируемых к переселению в 2023-2024 (л.д.105).

18.04.2023 Управление ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа сообщает, что Новикова С.В. находится под номером 1 на получение жилого помещения. На сегодняшний день на территории г.Нытва свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, в связи с этим предоставить семье жилое помещение ближайшее время не представляется возможным (л.д. 11).

В материалы дела представлена информация из технического паспорта на жилое помещение по адресу: ****, которое находится в муниципальной собственности, общая площадь квартиры составляет 18,0 кв.м.; кадастровый паспорт помещения по состоянию на 15.04.2008 (л.д.22-26); дорожная карта мероприятий по исполнению муниципального контракта на приобретение жилых помещений (л.д.106); пофамильный список граждан, планируемых к переселению в 2023 году; акт о не проживании граждан в жилом помещении ****.

Выпиской из ЕГРН от 17.05.2023, от 16.06.2023, от 25.06.2023 подтверждается, что Новиковой С.В. принадлежит 1/4 доля нежилого помещения площадью 27,6 кв.м. по адресу: **** место 41;42;43,74, пом. №5/1, 6, 6/1, 14/2, с 22.08.2022 (л.д. 67, 72).

Разрешая требования, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из того, что занимаемое Новиковой С.В. жилое помещение является непригодным для постоянного проживания, представляет угрозу для жизни и здоровья ответчиком данное обстоятельство не оспаривалось, Новикова С.В. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Поскольку в жилом помещении, помимо Новиковой С.В. зарегистрирован по месту жительства сын К., вселенный в данное жилое помещение на основании ордера от 25.09.1997 г. в качестве члена семьи, так же не имеющий в собственности объектов недвижимости, жилое помещение должно быть представлено, в том числе с учетом указанного лица.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Утверждение ответчика о том, что Новикова С.В. и К. имеют возможность до расселения многоквартирного дома проживать в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности сыну истца Новикову С.А. основанием к отмене судебного акта не является.

Новиков С.А. не зарегистрирован по адресу спорного жилого помещения, снялся с регистрационного учета, проживает отдельно от совей матери, является совершеннолетним. Право пользования его жилым помещением истец Новикова С.В. не приобрела.

Поскольку непригодное для проживания жилое помещение является единственным для Новиковой С.В. и К., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о предоставлении им взамен иного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного ранее занимаемому.

Несущие и ограждающие конструкции многоквартирного дома находятся в недопустимом состоянии, их несущая способность исчерпана.

Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу 26.02.2015 г., доказательств изменения его технического состояния до пригодного для проживания ответчиком не представлено. Со стороны ответчика имеется длительное бездействие по принятию мер к расселению многоквартирного дома, определение очередного срока расселения до 2025 года, принимая во внимание недопустимое состояние конструкций многоквартирного дома, не отвечает критериям разумности.

Наличие строящегося на территории г.Нытва дома, ввод в эксплуатацию которого планируется в 2024 году, не свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца ответчиком и не гарантирует предоставления ей жилого помещения.

С мотивами, по которым суд удовлетворил исковые требования, судебная коллегия соглашается. Они изложены в решении, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и требованиям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Нарушений норм материального права судом не допущено.

В целом доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат. По существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Основания для переоценки обстоятельств спора отсутствуют. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно. Оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения не выявлено.

Руководствуясь статьями 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нытвенского районного суда Пермского края от 22.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа Пермского края – без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Определение в окончательной форме изготовлено 18.04.2024

Судья – Пищикова Л.А.

Дело № 33-3831/2024

№ дела в суде первой инстанции 2-696/2023

УИД 59RS0029-01-2023-000687-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь 11.04.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,

судей Новоселовой Д.В., Гладковой О.В.,

при секретаре Анваровой О.Р.,

с участием прокурора Левыкиной Л.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах Новиковой Светланы Валентиновны, к Администрации Нытвенского городского округа Пермского края о возложении обязанности предоставить по договору социального найма жилое помещение,

по апелляционной жалобе муниципального образования «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа Пермского края на решение Нытвенского районного суда Пермского края от 22.12.2023.

Заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нытвенского района в интересах Новиковой С.В., обратился в суд с иском о возложении администрацию Нытвенского городского округа Пермского края обязанности предоставить взамен аварийного жилого помещения во внеочередном порядке Новиковой Светлане Валентиновне, дата рождения, в границах г. Нытва по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное, соответствующее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18,0 кв.м.

В обоснование требований указано на то, что прокуратурой Нытвенского района на основании обращения Новиковой С.В. от 10.05.2023 проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства администрацией Нытвенского городского округа Пермского края. В ходе проведения проверки установлено, что Новикова Светлана Валентиновна проживает в комнате № ** дома № ** по ул. ****. Данное жилое помещение занимает на основании договора найма жилого помещения заключенного 10.04.2001 между муниципальным учреждением «Управление жилищного хозяйства» и Новиковой С.В.

В соответствии с данным договором Новиковой С.В. предоставлено муниципальное жилье, представляющее собой комнату общей площадью 17,1 кв. м, расположенную по адресу: ****.

Согласно информации из технического паспорта на жилое помещение, кадастрового паспорта помещения общая площадь комнаты, расположенной по адресу: ****, составляет 18,0 кв. м.

Распоряжением администрации Нытвенского городского поселения от 26.02.2015 № 19, на основании акта обследования многоквартирного дома от 21.01.2015 № 1, заключения межведомственной комиссии от 21.01.2015 № 1 многоквартирный жилой дом № ** по ул. **** признан аварийным и подлежащим сносу.

После проведенных обследований и признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу сведений о качественном улучшении состояния здания в прокуратуру района представлено не было. В настоящее время Новикова С.В. проживает на территории г. Нытва, состоит на учете на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности под номером 1, однако благоустроенным, соответствующим санитарным и техническим требованиям жилым помещением не обеспечена. Поскольку Новикова С.В. проживает на основании договора найма в жилом помещении, признанном аварийным и подлежащим сносу, взамен аварийного жилья Новиковой С.В. должно быть предоставлено другое благоустроенное помещение во внеочередном порядке, площадью не менее занимаемого.

Решением Нытвенского районного суда Пермского края от 22.12.2023 постановлено:

«Возложить на администрацию Нытвенского городского округа обязанность предоставить в замен непригодного для постоянного проживания жилого помещения во внеочередном порядке Новиковой Светлане Валентиновне, дата рождения, уроженке **** (паспорт **), с учетом члена семьи К., дата рождения, уроженца **** по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18,00 квадратных метров.».

Администрация Нытвенского городского округа в апелляционной жалобе просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях. В обоснование доводов ссылается на то, что решение является незаконным и необоснованным ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для гражданского дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам гражданского дела. Считает, что Новикова С.В. и члены ее семьи имели и имеют возможность проживать в ином жилом помещении, до момента предоставления Новиковой С.В. другого жилого помещения. Судом не принято во внимание, что Новиковой С.В. до конца 2024 года будет предоставлено жилое помещение в строящемся жилом доме. Также считает, что материалы дела № 2-352/2022 и № 2-17/2022 не имеют отношения к рассматриваемому делу, поскольку истцы по указанным делам не являются стороной настоящего спора.

Прокурор возражал против удовлетворения жалобы.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

При этом, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, которые могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ).

На основании статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и т.д.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно пункту 34 данного Положения, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Из пункта 49 Положения следует, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно пункту 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).

Так, пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., указано: если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Новикова С.В. с 22.09.1997 является нанимателем жилого помещения - квартиры по адресу: ****, жилой площадью 17,1 кв.м. (л.д. 15-21, 27-33, 94-96). Состав семьи: Новиков С.А., Н., К.

Новикова С.В. зарегистрирована по адресу: **** с 23.10.1997 (л.д. 13-14). По данному адресу в спорном жилом помещении так же зарегистрирован К. с 23.10.1997 по настоящее время (л.д. 129).

Постановлением администрации Нытвенского городского поселения № 2 от 20.01.2011 Новикова С.В. принята на учет с правом на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (л.д. 12).

В соответствии с материалами обследования и заключения о техническом состоянии здания многоквартирного жилого дома по адресу: ****, на 27.11.2014, имеются выводы: деревянные конструкции многоквартирного жилого дома имеют значительную степень биологического повреждения; выявлены дефекты, свидетельствующие о нарушении жесткости и пространственной устойчивости объекта; горизонтальная линия здания искривлена; кровельное покрытие имеет признаки потери защитных гидроизоляционных свойств; выявлены признаки общего деформирования наружных стеновых ограждающих конструкций, проявляющиеся в наличии вертикальных и наклонных трещин; несущие и ограждающие конструкции обследованного здания находятся в недопустимом состоянии, несущая способность конструкций исчерпана. (л.д.34-66).

Распоряжением администрации Нытвенского городского поселения от 26.02.2015 № 19 многоквартирный дом по адресу **** признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения граждан из жилых помещений до 2016 года (л.д. 104, 111-115).

Распоряжением администрации Нытвенского городского поселения от 25.03.2016 № 55 внесены изменения в п.2 распоряжения от 26.02.2015 № 19, установлен срок отселения граждан из жилых помещений до 2019 года.

Распоряжением администрации Нытвенского городского округа от 15.06.2021 № 515-р внесены изменения в Распоряжение администрации Нытвенского городского поселения от 26.02.2015 № 19, установлен срок отселения граждан их жилых помещений – не позднее 31.12.2025.

Новикова С.В. состоит в списке граждан, планируемых к переселению в 2023-2024 (л.д.105).

18.04.2023 Управление ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа сообщает, что Новикова С.В. находится под номером 1 на получение жилого помещения. На сегодняшний день на территории г.Нытва свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, в связи с этим предоставить семье жилое помещение ближайшее время не представляется возможным (л.д. 11).

В материалы дела представлена информация из технического паспорта на жилое помещение по адресу: ****, которое находится в муниципальной собственности, общая площадь квартиры составляет 18,0 кв.м.; кадастровый паспорт помещения по состоянию на 15.04.2008 (л.д.22-26); дорожная карта мероприятий по исполнению муниципального контракта на приобретение жилых помещений (л.д.106); пофамильный список граждан, планируемых к переселению в 2023 году; акт о не проживании граждан в жилом помещении ****.

Выпиской из ЕГРН от 17.05.2023, от 16.06.2023, от 25.06.2023 подтверждается, что Новиковой С.В. принадлежит 1/4 доля нежилого помещения площадью 27,6 кв.м. по адресу: **** место 41;42;43,74, пом. №5/1, 6, 6/1, 14/2, с 22.08.2022 (л.д. 67, 72).

Разрешая требования, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из того, что занимаемое Новиковой С.В. жилое помещение является непригодным для постоянного проживания, представляет угрозу для жизни и здоровья ответчиком данное обстоятельство не оспаривалось, Новикова С.В. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Поскольку в жилом помещении, помимо Новиковой С.В. зарегистрирован по месту жительства сын К., вселенный в данное жилое помещение на основании ордера от 25.09.1997 г. в качестве члена семьи, так же не имеющий в собственности объектов недвижимости, жилое помещение должно быть представлено, в том числе с учетом указанного лица.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Утверждение ответчика о том, что Новикова С.В. и К. имеют возможность до расселения многоквартирного дома проживать в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности сыну истца Новикову С.А. основанием к отмене судебного акта не является.

Новиков С.А. не зарегистрирован по адресу спорного жилого помещения, снялся с регистрационного учета, проживает отдельно от совей матери, является совершеннолетним. Право пользования его жилым помещением истец Новикова С.В. не приобрела.

Поскольку непригодное для проживания жилое помещение является единственным для Новиковой С.В. и К., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о предоставлении им взамен иного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного ранее занимаемому.

Несущие и ограждающие конструкции многоквартирного дома находятся в недопустимом состоянии, их несущая способность исчерпана.

Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу 26.02.2015 г., доказательств изменения его технического состояния до пригодного для проживания ответчиком не представлено. Со стороны ответчика имеется длительное бездействие по принятию мер к расселению многоквартирного дома, определение очередного срока расселения до 2025 года, принимая во внимание недопустимое состояние конструкций многоквартирного дома, не отвечает критериям разумности.

Наличие строящегося на территории г.Нытва дома, ввод в эксплуатацию которого планируется в 2024 году, не свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца ответчиком и не гарантирует предоставления ей жилого помещения.

С мотивами, по которым суд удовлетворил исковые требования, судебная коллегия соглашается. Они изложены в решении, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и требованиям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Нарушений норм материального права судом не допущено.

В целом доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат. По существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Основания для переоценки обстоятельств спора отсутствуют. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно. Оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения не выявлено.

Руководствуясь статьями 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нытвенского районного суда Пермского края от 22.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа Пермского края – без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Определение в окончательной форме изготовлено 18.04.2024

33-3831/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Нытвенского района Пермского края
Новикова Светлана Валентиновна
Ответчики
Муниципальное образование Нытвенский городской округ в лице администрации Нытвенского городского округа
Другие
Новиков Сергей Андреевич
Кулиев Рашид Джамаледдинович
Управление ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Новоселова Диана Вячеславовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
04.03.2024Передача дела судье
11.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2024Передано в экспедицию
11.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее