Судья - Буланков Р.В.
Дело № 33-10693
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Нечаевой Н.А.
и судей Мехоношиной Д.В., Высочанской О.Ю.,
при секретаре Анваровой О.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 26 ноября 2014 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Пермского края на решение Пермского районного суда Пермского края от 05 сентября 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Детский ревматологический санаторий «ОРЛЕНОК», Министерству здравоохранения Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства, возложении обязанностей - удовлетворить.
Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Детский ревматологический центр «ОРЛЕНОК» обязанность по исполнению предписания от 01.02.2013 № 34, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, а именно:
- обеспечить гардеробную сушильными шкафами в отряде «Дежурный» для детей 8-10 лет; в остальных четырех отрядах для детей от 10 до 17 лет обеспечить наличие гардеробных с сушильными шкафами в соответствии с требованиями пункта 4.8 СанПиН 2.4.2.2543;
- установить фильтры высокой эффективности в процедурном кабинете в соответствии с требованиями пункта 6.24 СанПиН 2.1.3.2630-10.
Возложить на Министерство здравоохранения Пермского края обязанность выделить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Детский ревматологический центр «ОРЛЕНОК» денежные средства для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства, установленных предписанием от 01.02.2013 года № 34.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения представителя Министерства здравоохранения Пермского края Оглоблина Л. Л., представителя Управления Роспотребнадзора - Першиной О.Н., представителя ГБУЗ «Детский ревматологический центр «Орленок» - Шестаковой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - Роспотребнадзор) с учетом уточненных исковых требований, обратилось в суд с требованиями к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Детский ревматологический санаторий «ОРЛЕНОК», Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности по исполнению пунктов предписания от 01.02.2013 года № 34, возложении обязанности выделить денежные средства для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнению предписания.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Министерства здравоохранения Пермского края, ссылаясь на отсутствие у Роспотребнадзора полномочий по предъявлению исковых требований к заявителю, требования Роспотребнадзора при обращении в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц могут быть направлены лишь на пресечение противоправный действий лица, к которому предъявлены требования, или на восстановление прав неопределенного круга лиц, нарушенных этими противоправными действиями. В то же время нарушений санитарного законодательства со стороны Министерства здравоохранения Пермского края не установлено. Министерство субъектом, обязанным соблюдать санитарно-эпидемиологическое законодательство, не является. Суд не учел, что правоотношения между Учреждением и Министерством по финансированию не затрагивают прав неопределенного круга лиц, при этом само Учреждение с требованиями к Министерству не обращалось, не заявляло о необходимости защиты его интересов в судебном порядке. Возложение обязанности на орган государственной власти субъекта РФ возможно лишь в порядке главы 25 ГПК, суд же рассмотрел требования по правилам искового производства, не установил незаконного бездействия ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу Роспотребнадзор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в пределах этих доводов (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Обращаясь в суд с иском, Управление Роспотребнадзора указало на выявленные нарушения со стороны Учреждения законодательства об охране здоровья граждан и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки деятельности Учреждения Управлением Роспотребнадзора выявлены нарушения требований законодательства (СанПиН 2.4.2.2843-11, СанПиН 2.1.3.2630-10).
02.07.2012 года главному врачу Учреждения вынесено предписание № 614 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
01.02.2012 года предписанием № 34 продлен срок исправления ряда выявленных нарушений.
Актом проверки от 08.10.2013 года выявлено, что пункты предписания выполнены не в полном объеме.
08.10.2013 года в отношении МБУЗ г. Перми «Санаторий Орленок» был составлен протокол № Ф-14-3 89 об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно: невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства (№34 от 01.02.2013 года).
08.11.2013 года мировым судьей судебного участка № 121 Пермского района прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ГБУЗ «Детский ревматологический центр «Орленок», учреждение освобождено от административной ответственности в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку руководством учреждения принимались все необходимые меры для выполнения предписания и устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, однако ввиду недостаточности финансирования, выполнить предписание в установленный срок в полном объеме не представилось возможным.
Решение суда в части возложения на Учреждение обязанности по исполнению предписания Управления Роспотребнадзора, в том числе, по объему мероприятий, которые необходимо провести для устранения выявленных нарушений, сторонами не обжалуется, в связи с чем проверка законности решения суда в указанной части судебной коллегией не производится.
Как следует из Устава ГБУЗ ПК «Детский ревматологический санаторий «ОРЛЕНОК» (далее - Учреждение), предметом деятельности Учреждения является осуществление санаторно-курортной помощи детям с ревматологическими заболеваниями в виде лечебных и реабилитационных мероприятий, санитарно-гигиенического образования и воспитания, проведения других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи детям в санаторных условиях в соответствии с заданием Учредителя, утвержденными стандартами и полученными лицензиями (п. 2.1.).
В соответствии с действующим законодательством учредителем и собственником имущества Учреждения является Пермский край (п. 1.4.)
В соответствии с законом Пермского края от 14.12.2007 года № 150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края» от имени Пермского края функции и полномочия учредителя осуществляют в пределах своей компетенции Министерство здравоохранения Пермского края (далее - Учредитель) и Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края (далее - Уполномоченный орган), (п. 1.5.)
Собственником имущества Учреждения является Пермский край (п.3.1.).
Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.3.1.).
Финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из бюджета Пермского края (п.3.10).
Министерство здравоохранения Пермского края, при исполнении полномочий по координации деятельности субъектов системы здравоохранения, расположенных на территории Пермского края, в сфере здравоохранения осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального и краевого бюджета (п.3.3. Положения о Министерстве здравоохранения Пермского края» (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 18.09.2012 года № 880-п «О реорганизации Министерства здравоохранения Пермского края в форме присоединения к нему Агентства по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края и утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Пермского края»).
В соответствии с п. п. 2, 9 п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель денежных средств распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
В соответствии с п. 2.1. Устава Учреждения государственное задание для учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим уставом основными видами деятельности формирует и утверждает Учредитель в порядке, установленном Правительством Пермского края.
Согласно п. 6 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что объем ответственности Министерства здравоохранения Пермского края за выявленные в Учреждении нарушения требований санитарных правил определяется тем, что Министерство здравоохранения Пермского края по отношению к подведомственному ему Учреждению является главным распорядителем денежных средств.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о недоказанности бездействия Министерства здравоохранения Пермского края в решении вопросов финансирования учреждения, поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства принятия достаточных мер в пределах полномочий, предоставленных Министерству, в том числе и при финансировании подведомственного учреждения, принятия Министерством каких-либо решений, направленных на выделение средств для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Из пояснений представителя ГБУЗ «Детский ревматологический центр «Орленок» суду апелляционной инстанции следует, что необходимые денежные средства были выделены Учреждению уже после принятия оспариваемого решения суда.
Доводы ответчика об отсутствии у заместителя главного санитарного врача по Пермскому краю оснований для обращения в суд с требованиями к Министерству здравоохранения как учредителю ГБУЗ «Детский ревматологический центр «Орленок», являются необоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Согласно п. 2 ч. 1 ст.51 1. Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
С учетом того, что Министерство здравоохранения осуществляет полномочия собственника в отношении имущества Учреждения, в силу ст. 209, 210 ГК РФ оно обязано нести бремя содержания имущества, как главный распорядитель денежных средств финансировать подведомственное учреждение в объеме, необходимом для осуществления им деятельности в соответствии с требованиями законодательства. При этом при нарушении Учреждением режима санитарно-эпидемиологического благополучия, обусловленного отсутствием необходимого финансирования со стороны Учредителя, бездействие последнего также свидетельствует о непринятии им необходимых мер по устранению нарушений санитарного законодательства.
При изложенных обстоятельствах, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, в связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Пермского края на решение Пермского районного суда Пермского края от 05 сентября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: