Дело № 2-1667/2024
УИД: 32RS0033-01-2024-001272-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2024 года город Брянск
Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Маковеевой Г.П.,
при секретаре Калякиной Я.Н.,
с участием представителей истца Орлова Д.Ф., адвоката Самсоновой Е.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самохина С.С. к Брянской городской администрации, Фокинской районной администрации города Брянска о понуждении к заключению договора социального найма,
установил:
Самохин С.С. обратился в Фокинский районный суд города Брянска с настоящим иском, ссылаясь на то, что с <дата> по настоящее время зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в которую истец вселен в качестве члена семьи прежнего нанимателя жилого помещения. Иных лиц зарегистрированных или проживающих в спорном жилом помещении, не имеется.
Квартира была предоставлена семье <...> истца, ФИО1 на состав семьи два человека, на основании решения исполкома Фокинского районного Совета народных депутатов города Брянска № от <дата> и ордера № от <дата> на право заселения квартиры.
В решении исполкома Фокинского районного Совета народных депутатов города Брянска № от <дата> указанная квартира значится как отдельная однокомнатная квартира жилой площадью <...> кв.м.; в корешке ордера № от <дата> жилая площадь квартиры - <...> кв.м.
Между тем, спорная квартира является двухкомнатной, что подтверждается техническим паспортом, подготовленным ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» № от <дата>, площадь которой составляет <...> кв.м.
По решению малого Совета Брянского городского Совета народных депутатов № от <дата> «О приеме в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения и жилых домов ГП «Дистанция гражданских сооружений Брянск» Брянского отделения Московской железной дороги МПС России, жилой дом <адрес>, в котором расположена спорная квартира, передан в муниципальную собственность.
Истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма.
Распоряжением Фокинской районной администрации №-р от <дата> истцу отказано в заключении договора социального найма. Причиной отказа послужили расхождения в показателях площади жилого помещения и количества комнат, отраженных в ордере № от <дата> и в техническом паспорте на квартиру, выполненном <дата> №.
Полагая отказ незаконным, Самохин С.С., ссылаясь на то, что с момента вселения в указанную квартиру техническое состояние квартиры не менялось, план строения квартиры по состоянию на <дата> имеет те же характеристики что и в техническом паспорте <дата>, истец вселен в спорное жилое помещение на законных основаниях, проживает более пятнадцати лет, оплачивает коммунальные платежи, то есть выполняет обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также на положения статей 60-64, 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит суд обязать Фокинскую районную администрацию города Брянска заключить с истцом договор социального найма квартиры <адрес> согласно техническому паспорту, выданному ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», общей площадью <...> кв.м., жилой площадью <...> кв.м.
Протокольным определением Фокинского районного суда города Брянска от <дата> июля года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Брянская городская администрация.
Определением судьи Фокинского районного суда города Брянска от <дата> июля года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП «Жилкомсервис Фокинского района» города Брянска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Истец Самохин С.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в материалы дела представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители истца Орлов Д.Ф., Самсонова Е.Т., в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представители Брянской городской администрации, Фокинской районной администрации города Брянска в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Третьи лица - Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, МУП Жилкомсервис Фокинского района города Брянска извещены надлежащим образом, не направили в судебное заседание своих представителей.
Информация о времени и месте судебного разбирательства своевременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с положениями статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителей истца Орлова Д.Ф., Самсонову Е.Т., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно пункту 1 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.
Частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в том числе, проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 01 марта 2005 года.
В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно части 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу положений части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета Фокинского районного совета народных депутатов города Брянска от <дата> № «О распределении освободившейся жилой площади в Фокинском районе города Брянска» ФИО1 (<...> истца) предоставлена однокомнатная квартира <адрес>, общей площадью <...> кв.м. на состав семьи два человека - ФИО1 (наниматель), ФИО2 – член семьи нанимателя.
ФИО2, ФИО1 на основании ордера № от <дата> вселились в указанную квартиру.
Из имеющейся в материалах дела копии поквартирной карточки следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, были зарегистрированы ФИО1 (наниматель), который снят с регистрационного учета <дата>, в связи со смертью; ФИО2 - снята с регистрационного учета <дата>; с <дата> и по настоящее время в спорном жилом помещении также зарегистрирован Самохин С.С.
Из пояснений представителей истца следует, что Самохин С.С. вселен и проживает в спорном жилом помещении с согласия ФИО2 с <дата>, как член семьи нанимателя спорного жилого помещения.
Для оплаты жилья и коммунальных услуг указанного жилого помещения открыт лицевой счет. Согласно справке, выданной ООО «РИРЦ» Брянской области на <дата> задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеется.
Истец обратился в Фокинскую районную администрацию города Брянска с заявлением о заключении договора социального найма спорного жилого помещения.
Распоряжением Фокинской районной администрации №-р от <дата> истцу отказано в заключении договора социального найма. Причиной отказа послужили расхождения в показателях площади жилого помещения и количества комнат, отраженных в ордере № от <дата> и в техническом паспорте на квартиру, выполненном <дата> №.
Вместе с тем, на основании решения малого совета Брянского городского совета народных депутатов от <дата> №, дом <адрес>, в котором расположена спорная квартира, принят в муниципальную собственность.
Следовательно, с момента передачи в муниципальную собственность к спорному жилому помещению применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Разрешая спор, суд исходит из того, что истец Самохин С.С. на законных основаниях приобрел право пользования спорным жилым помещением, пользуется жилым помещением на условиях договора социального найма, оплачивает коммунальные услуги за жилое помещение, право пользования истца жилым помещением не оспорено и не прекращено, жилое помещение передано в муниципальную собственность.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и оценив их с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, суд приходит к выводу о том, что на отношения по пользованию спорным жилым помещением с момента передачи его в муниципальную собственность распространяется режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем находит подлежащими удовлетворению исковые требования Самохина С.С. о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, об обязании заключить договор социального найма в отношении данного объекта недвижимости.
При этом ненадлежащее оформление документов, в связи с чем показатели площади жилого помещения и количества комнат, отраженные в ордере № от <дата> и в техническом паспорте на квартиру, выполненном <дата> №, не могут являться основанием для ограничения жилищных прав истца.
Кроме того, из технического паспорта, подготовленного ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» № от <дата> следует, что по состоянию на <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, имеет общую площадь <...> кв.м., жилую площадь <...> кв.м. Сведений о внесении каких либо изменений в технические характеристики спорной квартиры, не имеется.
Аналогичные технические характеристики спорного жилого помещения содержатся и в архивном техническом паспорте на здание и земельный участок по состоянию на <дата>, представленного в материалы дела, из которого следует, что квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, является двухкомнатной, общей площадью <...> кв.м.
Коммунальные услуги за указанную квартиру так же начисляются и оплачиваются исходя из общей площади жилого помещения – <...> кв.м.
Суд полагает, что все неустранимые сомнения в документах относительно площади спорного жилого помещения должны толковаться в пользу истца, поскольку указанная квартира во всех имеющихся документах имеет один адрес.
Постановлением Брянской городской администрации от <дата> №-п утверждено Положение о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории города Брянска, согласно разделу 3 которого, обязанность по заключению договоров социального найма возложена на районные администрации города Брянска.
Полномочия по заключению договоров социального найма в Фокинском районе города Брянска осуществляет Фокинская районная администрация города Брянска (пункт <дата> Положения о Фокинской районной администрации города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от <дата> №).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возложении обязанности по заключению договора социального найма с истцом на Фокинскую районную администрацию города Брянска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
Исковые требования Самохина С.С. (паспорт <...>) к Брянской городской администрации (ИНН 3201001909), Фокинской районной администрации города Брянска (ИНН 3235004432) о понуждении к заключению договора социального найма удовлетворить.
Признать за Самохиным С.С. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> по договору социального найма.
Обязать Фокинскую районную администрацию города Брянска заключить с Самохиным С.С. договор социального найма жилого помещения квартиры <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 июня 2024 года.
Председательствующий судья подпись Г.П. Маковеева