дело №2-912/2018
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 19 декабря 2018 года гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Оператор специализированных стоянок» к Косныреву О.Н. о взыскании расходов по перемещению и хранению транспортного средства на специализированной стоянке,
установил:
ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» обратилось в суд с исковым заявлением к Косныреву О.Н. о взыскании денежных средств в счет оплаты за хранение и перемещение автомобиля «ВАЗ 2112» с государственным регистрационным знаком № на специализированной стоянке в размере 96 094 рублей за период с 05.06.2018 по 10.10.2018. В обоснование требований истец указал, что 05.06.2018 названное транспортное средство задержано на основании ст.27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение ответчиком административного правонарушения и перемещено на специализированную стоянку, принадлежащую ООО «Городская служба перемещения транспортных средств». Истцом в адрес ответчика направлялось требование о необходимости забрать транспорте средство со стоянки и оплатить расходы, в котором ответчик был также предупрежден о взыскании с него расходов за перемещение и хранение транспортного средства в судебном порядке. Однако, со стороны ответчика не последовало действий по возвращению автомобиля в свое владение от хранителя. Стоимость перемещения и хранения на специализированной стоянке указанного транспортного средства за период с 05.06.2018 по 10.10.2018 составила 96 094 рублей, которые, по мнению истца, подлежат взысканию с ответчика.
Определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.11.2018 в порядке процессуального правопреемства произведена замена истца с ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» на ООО «Оператор специализированных стоянок», а также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Размыслов С.В.
Истец, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, предоставив заявление об уточнении требований, согласно которому истец просил взыскать с ответчика расходы, связанные с перемещением и хранением автомобиля на специализированной стоянке, за период с 05.06.2018 по 19.12.2018 в размере 156 814 рублей. Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19.12.2018 уточненные исковые требования приняты к производству.
Ответчик Коснырев О.Н. в судебном заседании возражал удовлетворению требований, указав, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми транспортное средство, оплата расходов на перемещение и хранение которого, является предметом настоящего рассмотрения, признано бесхозяйным и передано истцу в счет долга.
Третье лицо Размыслов С.В. в судебном заседании оставил разрешение требований на усмотрение суда, указав, что произвел отчуждение спорного транспортного средства ответчику в июне 2018 года.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения ответчика и третьего лица, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ч. 11 ст. 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении № 628-О от 23.04.2013, следует, что положения ст. 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, рассматриваемые, в том числе во взаимосвязи со статьями 896 - 898 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускали и не допускают возмещение расходов на хранение транспортного средства на специализированной стоянке вне связи с привлечением к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Таким образом, из анализа вышеуказанных положений законодательства следует, что возмещение расходов на перемещение и хранение транспортного средства на специализированной стоянке связано с привлечением к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Судом установлено, что 05.06.2018 транспортное средство «ВАЗ 2112» с государственным регистрационным знаком №» задержано на основании ст.27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с совершением Косныревым О.Н. административного правонарушения, предусмотренных ч.3 ст. 12.8, в соответствии со ст.4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях для транспортировки и помещения на специализированную стоянку, принадлежащую ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» и расположенную по адресу: Республики Коми, г.Сыктывкар, Октябрьский проспект, 374.
Указанные обстоятельства находят свое подтверждение в материалах дела, а именно, в протоколе о задержании транспортного средства от 05.06.2018 серии 11КМ №024516 и вступившем в законную силу постановлении мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми, которым Коснырев О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток.
Таким образом, лицом, совершившим противоправные действия, повлекшие задержание транспортного средства, является Коснырев О.Н.
ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» осуществляет свою деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица в едином реестре юридических лиц, Устава и договора о взаимодействии по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, заключенного с ОМВД по Сыктывдинскому району, предметом которого является оказание органам внутренних дел услуг по транспортировке, хранению и выдаче задержанных транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 01.11.2018 между ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» и ООО «Оператор специализированных стоянок» заключен договор цессии (уступки права) № 566, в соответствии с условиями которого ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» (цедент) уступило, а ООО «Оператор специализированных стоянок» (цессионарий) приняло задолженность и все права и обязанности, связанные с хранением и перемещением задержанного транспортного средства «ВАЗ 2112» с государственным регистрационным знаком «№
Размер задолженности перед цедентом, уступаемый цессионарию, составляет 112 462 рубля. При этом согласно условиям договора, с момента подписания договора к цессионарию переходит сумма задолженности на момент подписания договора, а также все права и обязанности, связанные с последующим начислением суммы задолженности по хранению транспортного средства.
Порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, а также возврат задержанных транспортных средств со специализированной стоянки на территории Республики Коми определен Законом Республики Коми № 43-РЗ от 26.06.2012, согласно которому размер платы за перемещение и хранение задержанного транспортного средства устанавливается органом исполнительной власти республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области установления цен (тарифов).
Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается исполнителем за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.
Возврат задержанного транспортного средства владельцу (представителю владельца) задержанного транспортного средства или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, производится после устранения причин его задержания на основании отметки о прекращении задержания транспортного средства, произведенной в копии протокола о задержании транспортного средства должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, после оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 25.12.2014 № 92/5, установлена и введена в действие плата за услуги по перемещению транспортного средства на специализированную стоянку с использованием транспортного средства, имеющего краноманипуляторную установку. За хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории Республики Коми, для транспортных средств категории «B,D» стоимость одного часа хранения задержанных транспортных средств составляет 31 рубль.
Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 22.10.2018 № 43/1-Т установлена и введена в действие плата за услуги по перемещению транспортного средства на специализированную стоянку с использованием транспортного средства, имеющего краноманипуляторную установку. За хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории Республики Коми, для транспортных средств категории «B,D» стоимость одного часа хранения задержанных транспортных средств составляет 39,07 рублей.
Статьей 906 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что правила главы 47 данного Кодекса, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей, применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
Как следует из положений п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к административным отношениям,
Таким образом, из приведенных норм следует, что при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
В силу п. 2 ст. 889 Гражданского кодекса РФ, если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем.
С учетом изложенного, при передаче истцу сотрудниками ГИБДД транспортного средства у него возникла обязанность хранить его, возвратив его в сохранности поклажедателю по его требованию.
В соответствии с ч.12 ст. 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случаев недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, либо передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления), пунктами 3, 8 и 9 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по иным основаниям обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возлагается на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей.
На основании изложенного, с учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства должны быть возложены именно на Коснырева О.Н. в силу прямого указания закона ч. 12 ст. 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как на лицо, совершившее противоправные действия, повлекшие задержание транспортного средства, и которому своевременно было известно о помещении автомобиля на специализированную стоянку из подписанного им протокола задержания.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания расходов, связанных с перемещением и хранением транспортного средства ввиду признания судебным решением автомобиля бесхозяйным имуществом и передачей его во владение истца суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Так, в соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Из материалов дела следует, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22.11.2018 по делу №2-8657/2018 транспортное средство марки «ВАЗ 2112» с государственным регистрационным номером «№» признано бесхозяйным и передано в собственность ООО «Городская служба перемещения транспортных средств».
Между тем, поскольку прекращение права собственности Коснырева О.Н. на транспортное средство относится к моменту вступления в законную силу решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22.11.2018, то до указанной даты в силу приведенной выше нормы Коснырев О.Н. обязан нести расходы по хранению указанного автомобиля.
Представленный истцом расчет взыскиваемой суммы соответствует положениям приведенных Приказов Службы Республики Коми по тарифам, ответчиком не оспорен, в связи с чем, принимается судом.
Производя расчет подлежащих взысканию средств за хранение транспортного средства на специализированной стоянке в период с 05.06.2018 по день вынесения судебного решения, суд, находит верным произведенный истцом расчет, исходя из установленной стоимости одного машино-места в час, количества дней хранения транспортного средства, а также принимает во внимание, что материалы дела не содержат данных об оплате услуг истца и возврате транспортного средства его владельцу, в связи с чем, приходит к выводу о взыскании с Коснырева О.Н. в пользу ООО «Оператор специализированных стоянок» расходов на хранение транспортного средства «ВАЗ-2112» с государственным регистрационным знаком «№ за период с 23 часов 10 минут 05.06.2018 по 00 часов 00 минут 19.12.2018 в размере 154 464 рублей.
Кроме того, учитывая установленный названным Приказом Службы Республики Коми по тарифам №92/5 от 25.12.2014 предельный максимальный уровень тарифов на услуги по перемещению задержанного транспортного средства в пределах населенного пункта, суд находит подлежащими взысканию с ответчика 2350 рублей в качестве расходов на перемещение задержанного транспортного средства.
Оценивая собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ООО «Оператор специализированных стоянок» к Косныреву О.Н. о возмещении расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства в размере 156 814 рублей.
Поскольку ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» при подаче искового заявления предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, а исковые требования удовлетворены в полном объеме, в силу требований ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4336 рублей 28 копеек.
Руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
исковые требования ООО «Оператор специализированных стоянок» удовлетворить.
Взыскать с Коснрыева О.Н. в пользу ООО «Оператор специализированных стоянок» в счет оплаты расходов на перемещение и хранение автомобиля «ВАЗ-2112» с государственным регистрационным знаком «№ за период с 23 часов 10 минут 05.06.2018 по 00 часов 00 минут 19.12.2018 в размере 156 814 рублей.
Взыскать с Коснырева О.Н. в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» государственную пошлину в размере 4336 рублей 28 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24 декабря 2018 года.
Судья Ю.В. Рачковская