Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Ильиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.С.В. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Сортавальского муниципального района Республики Карелия Центр развития ребенка – Детский сад № 7 «Ромашка» по трудовому спору,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях, замещает должность рабочего по комплексному обслуживанию здания на 1,5 ставки, размер должностного оклада на ставку составляет <Номер обезличен> на 0,5 ставки- <Номер обезличен> Истец ссылается на установленный минимальный размер оплаты труда с <Дата обезличена>, с <Дата обезличена>, ст.ст.2,148, 316, 315 Трудового Кодекса РФ и просит признать действия ответчика в начислении заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки на стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размере не ниже МРОТ незаконным, взыскать с ответчика недополученную заработную плату за 2017 в общей сумме <Номер обезличен>
Протокольным определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Районный комитет образования Сортавальского муниципального района.
В судебных заседаниях истец исковые требования поддержал. Пояснил, что на ставку исполняет обязанности рабочего по комплексному обслуживанию здания, на полставки исполняет обязанности электрика, занимается бойлерами, так было еще до его трудоустройство в детский сад, т.е. ему производится доплата за расширенный объем работ. Иногда он дополнительно исполняет обязанности сторожа, вахтера, замещая отсутствующих работников. Полагает, что доплаты за совмещение не должны включаться в расчет заработной платы, поскольку это оплата по другой должности. Ежемесячно в исковой период начислялись единовременные стимулирующие выплаты по бальной системе, доплаты до МРОТ, в декабре 2017 была выплачена премия.
Представитель ответчика–заведующий М.О.Н. в судебном заседании исковые требования признал частично. Пояснил, что истец работает с 8 до 17 час., исполняет обязанности рабочего по комплексному обслуживанию здания (мелкий ремонт в группах, здании, неквалифицированная работа), а также в течение своего рабочего времени по необходимости выполняет обязанности электрика, которого в штате нет, занимается бойлерами, за что производится доплата. Полагал, что за ряд периодов истцу положено доначисление заработной платы.
Представитель ответчика К.В.А., действующий на основании доверенности, являющийся также представителем на основании доверенности третьего лица – районного комитета образования Сортавальского муниципального района, пояснил, что бухгалтерией произведен расчет, сумма доначислений по заработной плате истцу за 2017 составляет <Номер обезличен> бухгалтерией в расчет включены все выплаты, в т.ч., за особые условия труда, совмещение, стимулирующие выплаты.
Представитель третьего лица – Администрации Сортавальского муниципального района - в судебное заседание не явился, извещены.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Статья 2 Трудового кодекса РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы. Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. (ч.2 указанной статьи). Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно положениям ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 133.1 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148,315,316 и 317 Трудового кодекса РФ). Согласно статье 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.12.2017 N 38-П взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 02.06.2016 N 164-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.07.2016 установлен в размере 7500 руб., в соответствии со ст. 1 ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.07.2017 - в размере 7800 руб.
Установлено, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях, замещает должность рабочего по комплексному обслуживанию зданий, размер его должностного оклада составляет <Номер обезличен>. Суд не может признать обоснованными доводы истца, что он замещает 1,5 ставки по указанной должности, поскольку материалами дела указанное не подтверждается, соответствующего приказа не имеется, истец выполняет дополнительные обязанности (электрика) в течение своего рабочего дня по основной должности, фактически ему установлена доплата за расширенный объем работ (совмещение) в виде оклада <Номер обезличен> и соответствующих надбавок и компенсаций. Истцу установлен районный коэффициент в размере 15% и надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера – 50%. Кроме того, согласно Положения о системе оплаты труда и Положения о выплатах стимулирующего характера, истцу выплачиваются единовременные стимулирующие выплаты по бальной системе, исходя из критериев оценки результативности деятельности истц (раздел 4.15), также разделом 5 Положения о выплатах стимулирующего характера предусмотрено дополнительное распределение экономии фонда оплаты труда, в т.ч., на премирование. В исковой период ежемесячно истцу производились и доплаты до МРОТ.
Тем самым, единовременные стимулирующие выплаты и иные выплаты, предусмотренные за особый характер труда, отражающие качество работы, связанные с непосредственной трудовой функцией истца, предусмотренные системой оплаты труда, являются частью его заработной платы, поэтому подлежат включению в месячную заработную плату истца на ставку. Также при расчете заработной платы на ставку подлежат учета производившиеся начисления до МРОТ.
Оплата за совмещение (замещение) по другой должности производится за выполнение работы за рамками должностных обязанностей по основной должности, тем самым, она не является той выплатой, которая установлена работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и трудовые обязанности по своей непосредственной должности, поскольку установлена за выполнение иных должностных обязанностей по другой ставке, поэтому она не может быть включена в месячную заработную плату истицы на ставку (как окладная часть, так и доплата за особые условия труда по замещаемой должности).
Из материалов дела следует, что с января по декабрь 2017 истцу работодателем выплачивалась минимальная заработная палата с учетом надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и районного коэффициента, что противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного, работы истца на 1 ставку, исходя из фактически отработанного истом времени в каждом расчетном периоде 2017, размер задолженности ответчика перед истцом по выплате заработной платы за 2017 год составляет <Номер обезличен>. (с учетом НДФЛ) согласно следующего расчета.
Месяц |
Норма дней |
Фактич. отработано |
МРОТ пропорц. отработан. врмени |
Надбавка (в процентах) |
Надбавка (в рублях) |
Начислено (оклад + надбавка) |
Разница между МРОТ и начислениями |
Разница между МРОТ и начислениями * 1,65 (с учетом НДФЛ) |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
||
<Данные изъяты> |
<Данные изъяты> |
Обязанность по удержанию НДФЛ со взысканных сумм подлежит исполнению ответчиком самостоятельно как налоговым агентом.
Иные заявленные истцом исковые требования - о признании незаконными действий работодателя по начислению заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах приравненных к Крайнему Северу в размере ниже МРОТ, суд оставляет без удовлетворения, поскольку данный способ защиты нарушенных прав не является надлежащим способом защиты, кроме того, прав истца не восстановит.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию также госпошлина в бюджет Сортавальского муниципального района, при этом суд полагает возможным уменьшить разме подлежащей взысканию государственной пошлины до <Номер обезличен>., исходя из затруднительности материального положения муниципального учреждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования З.С.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия Центр развития ребенка – Детский сад № 7 «Ромашка» в пользу З.С.В. задолженность по заработной плате за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> года (включительно) в общей сумме <Номер обезличен>. (с учетом налога на доходы физических лиц), в остальной части в иске отказать.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия Центр развития ребенка – Детский сад № 7 «Ромашка» в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину в размере <Номер обезличен>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Е. Иванова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>