№ 2-648/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 13 марта 2020 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Акульчевой М.В.,
при секретаре судебного заседания Миловановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванченко Екатерины Александровны к Управлению здравоохранения Тамбовской области о возложении обязанности по предоставлению лекарственного препарата,
УСТАНОВИЛ:
Иванченко Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению здравоохранения Тамбовской области о возложении обязанности по предоставлению лекарственного препарата ***).
В обоснование иска истец указала, что страдает редким (орфанным) генетическим заболеванием – *** смешанная форма, тяжелое течение, хроническим гнойным бронхитом, множественные бронхоэктазы, кровохарканье, хроническое инфицирование дыхательных путей Staphyloccocus auereus, Pseudomonas aeruginosa и т.д., диффузный пневмосклероз ДН 2 ст., является неработающим инвалидом 2 группы (инвалид с детства).
*** консилиум ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» федерального медико-биологического агентства России, учитывая анамнез, течение заболевания, клинические проявления, результаты обследований, назначил ей по жизненным показаниям лекарственные препараты, в том числе ***) *** упаковок в год (73 упаковки *** для ингаляционной терапии, 12 упаковок *** в год для внутривенной терапии) или в эквивалентной дозировке *** Germany *** в двукратном увеличении до разовой дозы- 170 упаковок *** в год (146 упаковок *** для ингаляционной терапии, 24 упаковки в год для внутривенной терапии).
Иванченко Е.А. *** обратилась в Управление здравоохранения Тамбовкой области с заявлением по вопросу обеспечения ее вышеуказанным лекарственным препаратом.
Согласно ответа Управления здравоохранения Тамбовской области от *** ***, ориентировочный срок поставки препарата с учетом времени проведения запроса предложений и получения разрешения на ввоз препарата от Министерства здравоохранения РФ - не ранее апреля 2020 года.
В связи с тем, что препарат необходим Иванченко Е.А. по жизненным показаниям, истец обратился с настоящим иском в суд, где просила возложить на ответчика обязанность обеспечить ее лекарственным препаратом *** антибактериальный препарат для лечения полирезистентной *** для ингаляционного применения, общее количество ColistiFlex ***) *** упаковок в год (73 упаковки *** для ингаляционной терапии, 12 упаковок *** в год для внутривенной терапии) или в эквивалентной дозировке *** *** в двукратном увеличении до разовой дозы- 170 упаковок *** в год (146 упаковок *** для ингаляционной терапии, 24 упаковки в год для внутривенной терапии.
В судебное заседание истец не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежаще.
Представители истца Иванченко А.А., Иванченко Ю.А., Мигель А.С., в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
При этом, представитель истца Мигель А.С. указывала в судебном заседании, что у ответчика имелась возможность осуществить закупку лекарственного препарата у единственного поставщика в соответствие со ст.93 ФЗ №44, однако указанные действия ответчиком произведены не были.
Представители истца Иванченко А.А. и Иванченко Ю.А. в судебном заседании указывали, что на сегодняшний день у Екатерины отсутствует лекарственный препарат «***», поскольку расход данного препарата был обусловлен отсутствием другого лекарственного препарата для ингаляции «***».
Представитель ответчика, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что *** заключен государственный контракт на поставку лекарственного препарата, по сроку поставки 60 дней. При этом обращала внимание, что Управлением незамедлительно были предприняты действия по организации закупки лекарственного препарата *** по обращению Иванченко Е.А. Вместе с тем, Управление вправе осуществлять закупку лекарственного препарата, как у единственного поставщика, так и путем запроса-предложения. Кроме того, у Иванченко Е.А. имеется лекарственный препарат «***», которым истец снабжена с запасом до июля 2020 года.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Даниленкова Л.М. пояснила, что является заведующей 1 терапевтического отделения ТОГБУЗ «ГКБ № 2 им. Архиепископа Луки». Иванченко Е.А. наблюдается у нее с января 2018 года с тяжким хроническим заболеванием. Поскольку «***» это сложное генетическое заболевание, то оно требует постоянного лечения. Екатерина Александровна постоянно пьет антибиотики, препараты, снимающие побочные действия работы антибиотиков, а также она принимает очень много ферментов, так как уже формируется цирроз печени. В настоящее время для приема Иванченко Е.А. необходимы антибиотики – ***.
На вопросы суда и участников процесса, Даниленкова Л.М. пояснила, что о том, что в Иванченко Е.А. было произведено замещение препарата «***» на препарат «***» ей известно, при этом данная мера является необходимой, поскольку Иванченко Е.А. не может оставаться без соответствующей терапии.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер отплаты труда, обеспечиваются государственная поддержка семьи и материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.29 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ).
Пунктом 10 ч.1 ст.16 указанного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний приводящих к сокращению Продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч.3 ст.44 данного Федерального закона.
В соответствии со ст. 44 названного ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ, редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет».
В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п.8 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней (ч.2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Иванченко Е.А., *** года рождения, является инвалидом 2 группы (инвалид с детства), в связи с заболеванием «*** которое входит в перечень редких (орфанных) заболеваний.
*** консилиум ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» федерального медико-биологического агентства России, учитывая анамнез, течение заболевания, клинические проявления, результаты обследований, назначил Иванченко Е.А. по жизненным показаниям лекарственные препараты, в том числе *** антибактериальный препарат для лечения полирезистентной *** для ингаляционного применения, общее количество ***) *** упаковок в год (73 упаковки *** для ингаляционной терапии, 12 упаковок *** в год для внутривенной терапии) или в эквивалентной дозировке *** *** в двукратном увеличении до разовой дозы- 170 упаковок *** в год (146 упаковок *** для ингаляционной терапии, 24 упаковки в год для внутривенной терапии).
*** Иванченко Е.А. обратилась в Управление с заявлением о незамедлительной организации обеспечения ее лекарственным препаратом ***.
*** Управление Здравоохранения Тамбовской области в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ направило оптовым фармацевтическим предприятиям запрос цены для формирования начальной максимальной цены контракта и также данная информация была размещена на специализированном сайте в сети Интернет (дата и время окончания предоставления ценовой информации – 20.01.2020 года в 17:30)
10.01.2020 года было представлено коммерческое предложение от ЗАО «Мединторг», *** представлено коммерческое предложение от ООО «НордВестФарм».
20.01.2020 года внесены изменения в план-график по данной закупке.
23.01.2020 года Иванченко Е.А. был дан ответ о закупке лекарственного препарата.
24.01.2020 года подана заявка на определение поставщика в комитет государственного заказа Тамбовской области.
28.02.2020 года итоговым протоколом определен поставщик АО «МЕДИНТОРГ».
*** заключен государственный контракт *** на поставку лекарственного препарата ***
Согласно п.4 ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе: перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание, медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (п.5 ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствие с федеральным законом от 17.07.1999 года № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно ч.2 ст. 5 Федерального закона №178-ФЗ оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утвержденная постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 года №1506, предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Пункт 3 Приказа Минздарвсоцразвития РФ от 09.08.2005 года №494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» предусматривает, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, незарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии со статьями 47 и 48 ФЗ от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.09.2010 года № 771 (ред. от 04.09.2012) «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (вместе с «Правилами ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации»), допускается ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения экспертизы лекарственных средств в целях осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Обязательства по обеспечению инвалидов необходимыми лекарственными препаратами, в том числе и незарегистрированными на территории Российской Федерации при наличии решения консилиума федеральной специализированной медицинской организации, возложена на органы исполнительной власти субъектов, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным суд не усматривает оснований, препятствующих управлению здравоохранения области обеспечить Иванченко Е.А. лекарственным препаратом ***).
Разрешая ходатайство истицы относительно обращения решения к немедленному исполнению, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В п.11 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 года №23 разъясняется, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст.212 ГПК, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, влияющих на невозможность исполнения решения.
Как указано в ст. 47 Федерального закона от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ввоз лекарственных средств в Российскую Федерацию осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ст. 48 указанного Закона лекарственные средства в Российскую Федерацию могут ввозить медицинские организации, иные указанные в пунктах 1-4 настоящей статьи организации для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента при наличии разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти на ввоз конкретной партии лекарственного препарата, выданного в установленном порядке в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с п.п. «д» п. 2 Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ ОТ 29.09.2010 Г. №771, ввозить лекарственные препараты на территорию Российской Федерации могут медицинские организации для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов не указаны в числе лиц, имеющих право на ввоз в страну лекарственных препаратов.
Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который предусматривает соблюдение определенных процедур для приобретения товаров (в том числе и лекарственных препаратов) за счет бюджетных средств.
*** заключен государственный контракт на поставку препарата по сроку поставки 60 дней с момента заключения контракта.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Иванченко Екатерины Александровны к Управлению здравоохранения Тамбовской области удовлетворить.
Возложить на Управление здравоохранения Тамбовской области обязанность обеспечивать Иванченко Екатерину Александровну, *** года рождения, по медицинским жизненным показаниям лекарственным препаратом ColistiFlex *** регулярно, непрерывно и в полном соответствии с назначением врачебной комиссии (консилиума) ФГБУ «НИИ Пульмонологии» Федерального Медико-Биологического Агентства от *** до отмены препарата по медицинским показаниям:
- ***, *** – 85 упаковок в год (73 упаковки *** для ингаляционной терапии, 12 упаковок *** в год для внутривенной терапии) или в эквивалентной дозировке *** *** в двукратном увеличении до разовой дозы – 170 упаковок *** в год (146 упаковок *** для ингаляционной терапии, 24 упаковки в год для внутривенной терапии.).
В удовлетворении ходатайства Иванченко Е.А. об обращении решения суда к немедленному исполнению отказать.
Разъяснить, что в соответствии с положениями ч.2 ст.199 ГПК РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Акульчева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 18 марта 2020 года.
Судья М.В. Акульчева