Решение по делу № 2-1765/2024 от 30.01.2024

61RS0022-01-2024-000619-44

№2-1765/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Таганрог Ростовской области 26 марта 2024 года

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Н.А.,

при секретаре судебного заседания Кратко А.С.,

с участием:

помощника прокурора г.Таганрога – Ищенко И.П.,

представителя ответчика Администрации г.Таганрога – Клименко Д.И., на основании доверенности от <дата>,

представителя ответчика МАОУ СОШ №10 – Шпонер Г.И., на основании доверенности от <дата>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 10, Администрации г. Таганрога, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета иска, Управления образования г. Таганрога об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательного учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Таганрога обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МАОУСОШ № 10, Администрации г. Таганрога об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательного учреждения, просят установить в здании МАОУ СОШ №10 по адресу: <адрес>, систему контроля и управления доступом в здании школы, обязать Администрацию г. Таганрога обеспечить финансирование школы для устранения нарушений.

В обоснование требований указано, что прокуратурой г.Таганрога во исполнение приказов Генерального прокурора от <дата> и прокурора Ростовской области от <дата> «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверки соблюдения требований МАОУ СОШ №10 законодательств в сфере антитеррористической защищенности, в ходе которой выявлены нарушения, требующие принятие мер прокурорского реагирования. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения, свидетельствующие о низком уровне антитеррористической защищенности вышеуказанного объекта, а именно МАОУ СОШ №10 системой контроля и управления доступом не оборудовано.

Несоблюдение в образовательном учреждении требований приведенного законодательства свидетельствуют о ненадлежащем обеспечении безопасности несовершеннолетних в рамках образовательного процесса, что создает угрозу их жизни и здоровью.

В ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление образования г. Таганрога.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. поддержал исковые требования, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МАОУ СОШ №10 Шпонер Г.И., на основании доверенности от <дата>, не оспаривала наличие недостатков, указав, что на данный период времени нарушения устраняются, принимаются все возможные меры. Требования согласно исковому заявлению будут выполнены в ближайшее время после получения финансирования. На данный период времени подготовлена и утверждена документация на проведение конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации.

Представитель ответчика Администрации г. Таганрога Клименко Д.И., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что распорядителем бюджетных средств является Управление образования г. Таганрога, которые доводят средства до школы, поэтому Администрация города Таганрога считает себя ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Управления образования г. Таганрога в судебное заседание не явились извещены надлежащим образом о дате и времени слушания дела, уважительных причин неявки не представлено, об отложении судебного заседания не заявлено. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ). Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-Ф3).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-Ф3 обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) устанавливает Правительство Российской Федерации.

В силу п. 3.1 ст. 5 указанного Федерального закона физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, обязаны неукоснительно выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территории), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно п.26 Требований, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24,25 и 26 настоящих требований.

Специализированные требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.

Прокуратурой г. Таганрога во исполнение приказов Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> и прокурора Ростовской области от <дата> «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверка соблюдения МАОУ СОШ №10 требований законодательства сфере антитеррористической защищенности, охраны здоровья несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования

В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, охраны здоровья несовершеннолетних, установлено, что МАО СОШ №10 системой контроля и управления доступом не оборудовано, что является нарушением пп. «а» п. 26 Требований, согласно которых объекты второй категории должны быть оборудованы системой контроля и управления доступа.

Несоблюдение в образовательном учреждении требований приведенного законодательства свидетельствуют о ненадлежащем обеспечении безопасности несовершеннолетних в рамках образовательного процесса, что создает угрозу их жизни и здоровью.

Пунктом 5 Требований определено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В силу п. 4 Порядка организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико- санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Вместе с тем в нарушение указанных норм образовательным учреждением не исполнены требования законодательства в сфере антитеррористической защищенности, охраны здоровья несовершеннолетних, что создает реальную угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.

Документы в подтверждение устранения выявленных нарушений на день рассмотрения дела ответчиком не представлены.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «О» образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий, сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местной самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, т.е. документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В силу ч. 2, 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В соответствии с Уставом МАОУ СОШ №10 является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовую форму - муниципальное бюджетное образовательное учреждение, учредителем является муниципальное образование «Город Таганрог», функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования г. Таганрога, полномочия собственника осуществляет КУИ г. Таганрога.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Администрация г. Таганрога является главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на финансирование образовательных учреждений.

Положения статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указывают, что бюджетное учреждение финансируется за счет бюджета соответствующего уровня.

В силу Устава МАОУ СОШ №10 финансовое обеспечение муниципального задания осуществляется в виде субсидий, выделяемых из бюджета г. Таганрога, в связи с чем, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий возложена законодателем на органы местного самоуправления.

Нарушение в МАОУ СОШ №10 требований в сфере антитеррористической защищенности, охраны здоровья несовершеннолетних, негативно влияют на обеспечение безопасности воспитанников и персонала учреждения, создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью, как несовершеннолетним, так и сотрудникам учреждения.

Устранение выявленных нарушений, требует совместных согласованных действий ответчиков по устранению и определению источников финансирования, доведения лимитов до учреждения и заключения соответствующих контрактов или договора на выполнение работ.

МАОУ СОШ №10 самостоятельных источников дохода не имеет и с учетом выделяемых денежных средств на осуществление деятельности самостоятельно не имеет возможности устранить нарушения без соответствующего финансирования.

Доводы представителя администрации города Таганрога о том, что согласно Положению к полномочиям Управления образования относится, в частности осуществление обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилагающих к ним территорий, включая также и установление системы контроля и управления доступом в здание МАОУ СОШ №10, не могут является основанием для возложения на Управление образования города обязанности по выделению денежных средств для устранения нарушений, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является орган местного самоуправления - Администрация г. Таганрога.

Таким образом, требования прокурора к МАОУ СОШ №10, Администрации г. Таганрога об устранении выявленных нарушений законодательства и понуждении органа местного самоуправления в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 10, Администрации г. Таганрога об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательного учреждения, - удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Таганрога обеспечить финансирование Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с целью установления системы контроля и управления доступом в здание МАОУ СОШ №10 по адресу: <адрес>.

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 после доведения денежных средств Администрацией г.Таганрога установить систему контроля и управления доступом в здании МАОУ СОШ №10 по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Н.А.Бондаренко

Решение в окончательной форме составлено 29 марта 2024 года.

2-1765/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Таганрога
Ответчики
МАОУ СОШ №10
Администрация г.Таганрога
Другие
Управление образования г.Таганрога
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Бондаренко Наталия Александровна
Дело на сайте суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
30.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2024Передача материалов судье
31.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2024Подготовка дела (собеседование)
26.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее