Решение по делу № 2а-199/2019 от 15.05.2019

Дело № 2а-199/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Балейский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Щегловой О.Ю.,

при секретаре Гончаренко Н.М.,

с участием заместителя Балейского межрайпрокурора Хохлова Д.Н.,

представителя ответчика Администрации ГП « Город Балей» - Барановой Н.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 года, представителя ответчика АО «ЗабТЭК» -Новиковой М.О., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 14 июня 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Читинского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения «Город Балей», АО «ЗабТЭК» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

    У С Т А Н О В И Л:

Читинский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что по результатам проведенной проверки по исполнению требований водного законодательства установлено, что Администрацией городского поселения «Город Балей» и АО «ЗабТЭК» ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации в границах поселения водоотведения, что влечет загрязнение окружающей среды и несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Читинский природоохранный межрайонный прокурор просит:

1. Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Балей» муниципального района «Балейский район» по организации надлежащего водоснабжения и водоотведения на территории г. Балея в части актуализации схем водоснабжения и водоотведения городского поселения «Город Балей» в соответствие с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782), а также мер для определения места размещения неочищенных сточных канализационных вод централизованной системы водоотведения г. Балей;

2. Обязать администрацию городского поселения «Город Балей» муниципального района «Балейский район» принять меры к актуализации схем водоснабжения и водоотведения городского поселения «Город Балей» в соответствие с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведения», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782) в срок в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу;

3. Обязать администрацию городского поселения «Город Балей» муниципального района «Балейский район» принять меры к определению места для размещения (сброса) канализационных сточных вод г. Балея, границ земельного участка, куда будет осуществляться этот сброс с последующей постановкой его на кадастровый учет и регистрации права собственности в срок до 01.01.2020 г.;

4. Запретить Акционерному обществу «Забайкальская топливно-энергетическая компания при эксплуатации централизованной системы водоотведения г. Балея осуществлять несанкционированный сброс неочищенных канализационных сточных вод на рельеф местности земельных участков карьеров Балейский и Тасеевский в границах населенного пункта г. Балея; 5. Обязать Акционерное общество «Забайкальская топливно-энергетическая компания» принять меры к разработке и принятию инвестиционных программ по ремонту и (или) модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Балея в срок в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу.

В судебном заседании заместитель Балейского межрайпрокурора Хохлов Д.Н. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации городского поселения «Город Балей» Баранова Н.С., суду пояснила, что с исковыми требованиями в отношении Администрации ГП « Город Балей» согласна, однако, просила предоставить более длительный срок для исполнения решения суда. Дополнительно пояснила, что не согласна с требованием прокурора о запрете АО «ЗабТЭК» осуществлять несанкционированный сброс неочищенных канализационных сточных вод на рельеф местности, поскольку считает указанный пункт неисполнимым.

Представитель административного ответчика - АО «ЗабТЭК» Новикова М.О. исковые требования не признала в полном объеме, предоставив суду письменный отзыв на иск, суть которого сводится к тому что исполнение требований искового заявления в отношении АО «ЗабТЭК» возможно лишь после исполнения своих обязательств Администрацией ГП « Город Балей»

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011№416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоотведении) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений; принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131), п.4 ч.1 ст.8 Устава городского поселения «Город Балей» MP «Балейский район», принятого решением Совета городского поселения «Город Балей» от «05» марта 2018 г. № 17 (далее - Устав), к вопросам местного значения городского поселения «Город Балей» относится организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения.

Как следует из материалов дела Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка администрации городского поселения «город Балей» MP «Балейский район» (далее - Администрация) по исполнению требований водного законодательства.

Установлено, что Администрацией ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации в границах поселения водоотведения.

Постановлениями и.о. руководителя Администрации К. от 25.04.2016 г. №237 и №238 «Об утверждении схемы водоснабжения городского поселения «Город Балей» на 2016-2025 г.г.» и «Об утверждении схемы водоотведения городского поселения «Город Балей» на 2016-2025 г.» утверждены для городского поселения «Город Балей» схемы водоснабжения и водоотведения (далее соответственно - схема водоснабжения г.Балей, схема водоотведения г.Балей).

Установлено, что схема водоснабжения г.Балея не соответствует требованиям ст. 12 Закона о водоотведении, п. 5 и 6 Правил разработки, а также нижеуказанным пунктам Требований к содержанию схем по следующим разделам схемы водоснабжения г.Балея.

Согласно п.6 Требований к содержанию схем раздел «Технико- экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа» схема водоснабжения должна содержать описание системы и структуры водоснабжения поселения, и деление территории поселения на эксплуатационные зоны (п.п. «а»); описание территорий поселения, городского округа, не охваченных централизованными системами водоснабжения (п.п.б); описание зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения (п.п. «в»); описание результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения, включая: состояния существующих источников водоснабжения и водозаборных сооружений; состояния и функционирования существующих насосных централизованных станций, в том числе оценку энергоэффективности подачи воды, которая оценивается как соотношение удельного расхода электрической энергии, необходимой для подачи установленного объема воды, и установленного уровня напора (давления); состояния и функционирования водопроводных сетей систем водоснабжения, включая оценку величины износа сетей и определение возможности обеспечения качества воды в процессе транспортировки по этим сетям; существующих технических и технологических проблем, возникающих при водоснабжении поселений, городских округов, анализ исполнения предписаний органов, осуществляющих государственный надзор, муниципальный контроль, об устранении нарушений, влияющих на качество и безопасность воды; централизованной системы горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, отражающее технологические особенности указанной системы (п.п. «г»); описание существующих технических и технологических решений по предотвращению замерзания воды применительно к территории распространения вечномерзлых грунтов (п.п. «д»); перечень лиц, владеющих на праве собственности или другом законном основании объектами централизованной системы водоснабжения, с указанием принадлежащих этим лицам таких объектов (п.п. «е»).

Данные сведения отсутствуют в разделе №1 «Технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения» схемы водоснабжения г.Балей.

Пунктом 8 Требований к содержанию схем установлено, что раздел «Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды» схема водоснабжения должна содержать: структурный баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов с разбивкой на хозяйственно-питьевые нужды населения, производственные нужды юридических лиц и другие нужды поселений и городских округов (пожаротушение, полив и др., п.п. «в»); планы по установке приборов учета (п.п. «д»); анализ резервов и дефицитов производственных мощностей системы водоснабжения поселения, городского округа (п.п. «е»); описание территориальной структуры потребления горячей, питьевой, технической воды, которую следует определять по отчетам организаций, осуществляющих водоснабжение, с разбивкой по технологическим зонам (п.п. «к»); прогноз распределения расходов воды на водоснабжение по типам абонентов, в том числе на водоснабжение жилых зданий, объектов общественно-делового назначения, промышленных объектов, исходя из фактических расходов горячей, питьевой, технической воды с учетом данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды абонентами (п.п. «л»); перспективные балансы водоснабжения и водоотведения (общий - баланс подачи и реализации горячей, питьевой, технической воды, территориальный - баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения, структурный - баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов, п.п. «н»); расчет требуемой мощности водозаборных и очистных сооружений исходя из данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды и величины потерь горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке с указанием требуемых объемов подачи и потребления горячей, питьевой, технической воды, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам с разбивкой по годам (п.п. «о»).

Указанные сведения в разделе №3 «Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды» схемы водоснабжения г.Балей отсутствуют, в том числе сведения по технологическим зонам и типам абонентов.

В соответствии с п. 10 Требований к содержанию схем раздел «Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения» схема водоснабжения должна содержать, в том числе перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения с разбивкой по годам (п.п. «а»); технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоснабжения, в том числе гидрогеологические характеристики потенциальных источников водоснабжения, санитарные характеристики источников водоснабжения, а также возможное изменение указанных характеристик в результате реализации мероприятий, предусмотренных схемами водоснабжения и водоотведения (п.п. «б); сведения о развитии систем диспетчеризации, телемеханизации и систем управления режимами водоснабжения на объектах организаций, осуществляющих водоснабжение (п.п. «г»); сведения об оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета воды и их применении при осуществлении расчетов за потребленную воду (п.п. «д»).

Кроме этого, в указанном разделе при обосновании предложений по строительству, реконструкции и выводу из эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения поселения должны быть решены задачи по обеспечению подачи абонентам определенного объема горячей, питьевой воды установленного качества; организация и обеспечение централизованного водоснабжения на территориях, где оно отсутствует; обеспечение предотвращения замерзания воды в зонах распространения вечномерзлых грунтов путем ее регулируемого сброса, автоматизированного сосредоточенного подогрева воды в сочетании с циркуляцией или линейным обогревом трубопроводов, теплоизоляции поверхности труб высокоэффективными долговечными материалами с закрытой пористостью, использования арматуры, работоспособной при частичном оледенении трубопровода, автоматических выпусков воды (п. 10 Требований к содержанию схем).

Раздел №4 «Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения» схемы водоснабжения г.Балей не содержит указанных описаний и сведений, предусмотренных пунктами 9 и 10 Требований к содержанию схем, а также отсутствует в иных разделах схемы водоснабжения.

В соответствии с п.п. «а», «б», «в», «г» п. 13 Требований к содержанию схем раздел «Плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения» схема водоснабжения должна содержать показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения на момент окончания реализации мероприятий, предусмотренных схемой водоснабжения, включая показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения, а также значения указанных показателей с разбивкой по годам, к которым относятся: показатели качества воды; показатели надежности и бесперебойности водоснабжения; показатели эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды); иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Данные показатели отсутствуют в разделе №7 «Целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения» схемы водоснабжения г.Балей и не содержатся в иных разделах схемы.

В приложении №1 к схеме водоснабжения г.Балей указано, что водоснабжение населенного пункта характеризуется как не удовлетворительное, имеется острый дефицит в водоснабжении, как в отношении подаваемых в сеть объемов, так и в отношении технических параметров сетей. Согласно расчетам годовые объемы водопотребления с учетом существующих объемов и планируемого строительства (кроме промышленного) предполагаются в объеме 1645785 куб. м./год, что в 14,7 раза больше мощности существующей системы водоснабжения (112000 куб.м./год).

Однако, в схеме водоснабжения г.Балея мероприятий по строительству системы водоснабжения г.Балея для достижения расчетных объемов 1645785 куб. м./год нет, следовательно, в нарушении требований частей 1, 2, 4 ст.38 Закона о водоотведении развитие централизованных систем холодного водоснабжения г.Балея, которое может быть реализовано лишь в соответствии со схемой водоснабжения, осуществляться не будет.

При анализе схемы водоотведения г.Балея, установлено, что она так же как и схема водоснабжения г.Балея не соответствует требованиям ст. 12 Закона о водоотведении, п. 5 и 6 Правил разработки, а также нижеуказанным пунктам Требований к содержанию схем по следующим разделам схемы водоотведения г.Балея.

Согласно п.п. «а», «б», «в», «д», «е», «ж» п. 16 Требований к содержанию схем раздел «Существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа» схема водоотведения должна содержать описания структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории поселения, городского округа и деление территории поселения, городского округа на эксплуатационные зоны; результатов технического обследования централизованной системы водоотведения, включая описание существующих канализационных очистных сооружений, в том числе оценку соответствия применяемой технологической схемы очистки сточных вод требованиям обеспечения нормативов качества очистки сточных вод, определение существующего дефицита (резерва) мощностей сооружений и описание локальных очистных сооружений, создаваемых абонентами; технологических зон водоотведения, зон централизованного и нецентрализованного водоотведения (территорий, на которых водоотведение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоотведения) и перечень централизованных систем водоотведения; состояния и функционирования канализационных коллекторов и сетей, сооружений на них, включая оценку их износа и определение возможности обеспечения отвода и очистки сточных вод на существующих объектах централизованной системы водоотведения; территорий муниципального образования, не охваченных централизованной системой водоотведения; существующих технических и технологических проблем системы водоотведения поселения, городского округа; оценки безопасности и надежности объектов централизованной системы водоотведения и их управляемости, а также воздействия сбросов сточных вод через централизованную систему водоотведения на окружающую среду.

В разделе №1 «Существующее положение в сфере водоотведения поселения» схемы водоотведения г.Балей отсутствуют указанные сведения и оценки (имеется лишь указание на наличие 2 зон и не работу системы водоотведения в связи с отсутствием очистных).

Раздел «Балансы сточных вод в системе водоотведения» схема водоотведения должна содержать, в том числе описание баланса отведения стоков по технологическим зонам водоотведения; оценку фактического притока неорганизованного стока (сточных вод, поступающих по поверхности рельефа местности) по технологическим зонам водоотведения; результаты ретроспективного анализа за последние 10 лет балансов поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения по технологическим зонам водоотведения с выделением зон дефицитов и резервов производственных мощностей; прогнозные балансы поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и отведения стоков по технологическим зонам водоотведения на срок не менее 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений (п.п. «а», «б» «г», «д» п. 17 Требований к содержанию схем).

Раздел №2 «Балансы сточных вод в системе водоотведения» схемы водоотведения г.Балей указанные сведения не содержит, указан лишь общий суммарный объем сброса сточных вод на рельеф и дефицит производственных мощностей очистных сооружений.

Аналогично по разделу №3 «Прогноз объема сточных вод» схемы водоотведения г.Балей, в котором отсутствуют и не содержится в иных разделах схемы сведения, предусмотренные п. 18 Требований к содержанию схем, в части описания структуры централизованной системы водоотведения (эксплуатационные и технологические зоны) (п.п. «б»); расчета требуемой мощности очистных сооружений исходя из данных о расчетном расходе сточных вод, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам сооружений водоотведения с разбивкой по годам (п.п. «в»); результаты анализа гидравлических режимов и режимов работы элементов централизованной системы водоотведения (п.п. «г».

В соответствии с пунктом 19 Требований к содержанию схем раздел «Предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения» схема водоотведения должна содержать основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованной системы водоотведения (п.п. «а»); перечень основных мероприятий по реализации схем водоотведения с разбивкой по годам, включая технические обоснования этих мероприятий (п.п. «б»); технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоотведения (п.п.

«в»); сведения о вновь строящихся, реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах централизованной системы водоотведения (п.п. «г»); сведения о развитии систем диспетчеризации, телемеханизации и об автоматизированных системах управления режимами водоотведения на объектах организаций, осуществляющих водоотведение (п.п. «д»); описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов (трасс) по территории поселения, городского округа, расположения намечаемых площадок под строительство сооружений водоотведения и их обоснование (п.п. «е»); границы планируемых зон размещения объектов централизованной системы водоотведения (п.п. «з»).

Кроме этого, при обосновании предложений по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения должны быть решены задачи по организации централизованного водоотведения на территориях поселений, городских округов, где оно отсутствует (п.п. «б» п.20 Требований к содержанию схем).

Раздел 4 «Предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения» схемы водоотведения г.Балей не содержит указанные сведения. В данном разделе в обосновании необходимости строительства очистных и сетей хозяйственно-бытовой канализации имеется ссылка на план поселения, а также на долгосрочную муниципальную программу г.Балей. Однако, как план поселения, так и муниципальная программа администрации не содержат запланированные мероприятия по строительству очистных сооружений для очистки канализационных сточных вод г.Балей, кроме этого как план так и муниципальная программа должны разрабатывается на основе схемы водоотведения, в которой обосновывается необходимость в строительстве тех или иных сооружений водоотведения, согласно частей 1, 2 и 4 ст.38 Закона о водоотведении.

Согласно п.п. «б» п.21 Требований к содержанию схем раздел «Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения» схема водоотведения должна содержать, в том числе сведения о применении методов, безопасных для окружающей среды, при утилизации осадков сточных вод.

Раздел №5 «Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения» схемы водоотведения г.Балей не содержит указанных сведений.

Раздел «Плановые значения показателей развития централизованных систем водоотведения» схема водоотведения должна содержать показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения и показатели реализации мероприятий, предусмотренных схемой водоотведения, а также значения указанных показателей с разбивкой по годам. К показателям надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения относятся, показатели надежности и бесперебойности водоотведения; показатели очистки сточных вод; показатели эффективности использования ресурсов при транспортировке сточных вод; иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.п. «а», «б», «в», «г» п.23 Требований к содержанию схем).

Раздел 7 «Целевые показатели развития централизованной системы водоотведения» схемы водоотведения г.Балей не содержит указанные показатели, т.е. какие показатели будут достигнуты в результате реализации мероприятий схемы, неизвестно.

В приложении №1 к схеме водоотведения г.Балей указано, что согласно расчетам годовые объемы водоотведения с учетом существующих объемов и планируемого строительства предполагаются в объеме 1645785 куб. м./год, а в поселении запроектированы очистные сооружения мощностью 365000 куб.м./год.

Таким образом, в населенном пункте наблюдается острый дефицит в водоотведении сточных вод, как в отношении мощности очистных сооружений, так и в отношении технических параметров сетей. Имеется насущная необходимость в развитии существующих сетей и сооружений включая строительство новых очистных сооружений, новых участков сетей для водоотведения сточных вод от вновь строящихся объектов капитального строительства.

Однако, по тексту разделов схемы водоотведения г.Балей нет указаний, где необходимо развитие существующих и новых участков сетей при их остом дефиците, а также очистных, следовательно, в нарушении требований частей 1, 2, 4 ст.38 Закона о водоотведении развитие централизованной системы водоотведения г.Балея, которое может быть реализовано лишь в соответствии со схемой водоотведения, осуществляться не будет.

Таким образом, постановления и.о. руководителя Администрации К. от 25.04.2016 г. №237 «Об утверждении схемы водоснабжения городского поселения «Город Балей» на 2016-2025 г.г.» и №238 «Об утверждении схемы водоотведения городского поселения «Город Балей» на 2016-2025 г.» вынесены с нарушением требований статей 12, 38 Закона о водоотведении, пунктов 3,5,6 Правил разработки, пунктов 6, 8, 9, 10, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23 Требований к содержанию схем. В период с 2016 г. администрацией меры не принимались по приведению схем водоснабжения и водоотведения г.Балей в соответствие с действующим федеральным законодательством.

В части исполнения администрацией полномочий по организации водоотведения выявлены нижеследующие нарушения.

Согласно документов, предоставленных администрацией поселения на балансе администрации ГП «Город Балей» находится централизованная сеть водоотведения хозяйственно-бытовой канализации (протяженность 4480 м.) и холодного водоснабжения (протяженность 31628 м.) г.Балея, по которым подается холодное водоснабжение на объекты ЖКХ поселения и осуществляется прием и перемещение канализационных жидких отходов от абонентов, а после сброс на рельеф местности, очистных сооружений в поселении нет. На основании концессионного соглашения от 04.04.2016 г. водопроводно-канализационная сеть поселения передана в пользование ООО «Коммунальник» (на данный момент наименование АО «ЗабТэк»),

06.04.2006 г. Балейским районным судом вынесено решение об обязании Администрации установить очистные в канализационной сети г.Балея мотивируя свое решение тем, что из городского канализационного коллектора п.Отмахово производится отведение сточных вод в Балейское месторождение карьеры Балейский и Тасеевский, в пойму реки Верхний Голготай, загрязняя поверхностные и подземные водные объекты.

По требованию природоохранного прокурора от 21.03.2019 Администрацией не предоставлены документы, определяющие место для размещения (захоронения) жидких отходов г.Балей.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра (эл.адрес: http://pkk5. rosreestr.ru) и схемы коммуникаций водоотведения г.Балея, в местах сброса неочищенных канализационных сточных вод г.Балея в Балейский карьер и в районе Тасеевского карьера, где отсутствуют земельные участки с разрешенным видом использования для сброса канализационных сточных вод (захоронения жидких отходов), а также сведения об границах данных участков, т.е. осуществляется незаконное их использование без оформления права пользования земельными участками.

В соответствии с ч.1 ст.25 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Таким образом, неочищенные жидкие отходы 4 класса опасности для окружающей среды незаконно сбрасываются на рельеф местности в районе Балейского месторождения (осуществляется фактическое захоронение) на почву и землю Балейского и Тасеевского карьеров, что запрещено.

29.11.2018 г. прокурором по результатам проверки Администрации в указанной сфере в адрес главы поселения внесено представление об устранении вышеописанных нарушений природоохранного законодательства.

С данным представлением Администрация согласилась и приняла меры к устранению (ответ на представление от 27.12.2018 г.),

В марте 2019 г. прокуратурой в ходе проверки полноты и фактических принятых Администрацией мер по устранению описанных нарушений установлено, что в полном объеме нарушения не устранены, для исправления которых после внесения представления предоставлен разумный срок, в том числе в части актуализации схем водоснабжения и водоотведения, устранения незаконного сброса неочищенных сточных вод на земельный участок в карьер Балейский и Тасеевский, определения места для сброса (захоронения) неочищенных сточных вод г.Балея (ответ Администрации от 28.03.2019 г.)

Таким образом, нарушения требований ч.1 ст.34, ч.1 статьями 38, 39, 43.1 и 51 ФЗ №7, ч. 1 ст.22 ФЗ №52, п. 4 ч.1 ст.8 Устава, п.4 ч.1 ст. 14, п.4.3 ч.1 ст. 17 ФЗ №131, п.1 ч.1 ст.6 Закона о водоотведении, ч.1 ст.25, ст.42 ЗК РФ, п. 3.1.1, 3.2.1 ПТЭ Администрацией не устранены в период с 2006 г. по 02.04.2019 г. и является ненадлежащим исполнением Администрации полномочий по организации водоснабжения и водоотведения поселения, препятствует модернизации, ремонту водопроводно-канализационного хозяйства поселения.

Несоблюдение Администрацией вышеизложенных требований в части актуализации схем водоснабжения и водоотведения г.Балей (приведение в соответствие с требованиями законодательства), на основании которой в дальнейшем планируются мероприятия и необходимые объемы по ремонту системы водоснабжения и водоотведения или их новое строительство, не составление и не подача заявки в Минтерразвитие в рамках государственной программы для софинансирования из краевого бюджета Забайкальского края работ по актуализации данных схем, строительства новых очистных сооружений, а также не установления нормативов состава сточных вод г.Балея препятствует организации на территории поселения надлежащего водоснабжения и водоотведения, и соответственно, очистки канализационных сточных вод, влекущих к загрязнению окружающей среды и несоблюдению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

С учетом вышеприведенных требований закона и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия Администрации ГП « Город Балей» в части актуализации схемы водоснабжения и водоотведения на территории г. Балей, по организации мер для определения места размещения неочищенных сточных канализационных вод централизованной системы водоотведения. А так же необходимости возложения на администрацию ГП «Город Балей» обязанностей: по актуализации схем водоснабжения и водоотведения городского поселения « Город Балей» в соответствии с требованиями Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 года №782; по принятию мер к определению места для размещения (сброса) канализационных сточных вод г. Балей, границ земельного участка, куда будет осуществляться сброс, с последующей постановкой его на кадастровый учет и регистрации права собственности.

Рассматривая требования процессуального истца, предъявляемые к АО «ЗабТЭК» суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Балей предоставляются АО « ЗабТЭК»

Согласно Постановления от 24.05.2017 года вынесенного Росприроднадзором в отношении ООО «Коммунальник» эксплуатирующего централизованную систему водоотведения г. Балей, выявлен незаконный постоянный сброс неочищенных канализационных сточных вод в юго-западной части г. Балей, на расстоянии от жилых домов 80-100м. Сброс канализационных вод в старые горные выработки (карьер) осуществляется без очистки, посредством 2-х труб, диаметром 325мм. и 159мм (напротив улиц Советская и Комбинатская в 100 м).

В Российской Федерации выдача разрешения на сбросы веществ, кроме радиоактивных, в водные объекты, осуществляемая Росприроднадзором и его органами по месту сбросов веществ, является государственной услугой. Порядок ее предоставления закреплен в соответствующем административном регламенте. Согласно этому регламенту, разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, ведущим любой вид деятельности, связанный со сбросами вредных веществ и организмов в водные объекты. С

В исковом заявлении прокурор просит наложить запрет АО « ЗабТЭК» на несанкционированный сброс на рельеф местности неочищенных канализационных сточных вод, фактически это означает прекращение предоставления АО « ЗабТЭК» услуги по водоотведению, что грозит возникновением ЧС, в том числе связанной с риском возникновения эпидимиологических заболеваний.

Для осуществления защиты прав неопределенного круга лиц в данном случае необходимо понудить АО « ЗабТЭК» к получению разрешения на сброс различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов, на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Однако, в данном контексте требования прокурором не изложены, не уточнены им и в судебном заседании, а потому не являлись предметом рассмотрения и не могут быть разрешены в данном гражданском деле.

В силу ст.196 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение в рамках заявленных исковых требований.

Разрешая требования прокурора, связанные с возложением на АО « ЗабТЭК» обязанности по принятию мер к разработке и принятию инвестиционных программ по ремонту и модернизации систем водоснабжения суд исходит из следующего:.

Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций (ст. 40 Федерального закона N 416-ФЗ).

В соответствии с п. 11 ст. 40 указанного Федерального закона порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).

Таким образом разработать проект инвестиционной программы в отсутствие технического задания представленного Администрацией ГП « Город Балей» АО « ЗабТЭК» не представляется возможным.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 « О судебном решении» разъяснено, исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем что бы решение не вызывало затруднений при исполнении ( часть 5 статьи 198, статьи 204-207 ГПК РФ).

Учитывая изложенное, у суда нет законных оснований для удовлетворения требований истца в части возложения обязанности на АО « ЗабТЭК» принять меры к разработке и принятию инвестиционных программ по ремонту и ( или) модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Балей, поскольку из указанных требований не ясно, какие именно меры ответчиком должны быть приняты: понудить Администрацию ГП « Город Балей» разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы, сделать запрос на техническое задание, предложить свои услуги по разработке данной программы и пр.

Неясность в требованиях истца фактически приведёт к затруднениям при исполнении решения, такое решение является неисполнимым.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части заявленных требований о возложении запрета АО « ЗабТЭК» при эксплуатации централизованной системы водоотведения г. Балей осуществлять несанкционированный сброс неочищенных канализационных сточных вод на рельеф местности земельных участков карьеров Балейский и Тасеевский в границах населенного пункта г. Балей, возложении обязанности на АО « ЗабТЭК» принять меры к разработке и принятию инвестиционных программ по ремонту и (или) модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Балей

В связи с чем, заявленные прокурором требования подлежат частичному удовлетворению.

Устанавливая срок для исполнения заявленных административных исковых требований предъявленных к Администрации ГП « Город Балей», суд принимает во внимание объемы финансирования органов местного самоуправления, временные затраты по проведению указанных выше мероприятий и полагает возможным предоставить Администрации ГП « Город Балей» срока для исполнения обязанности:

актуализации схем водоснабжения и водоотведения городского поселения « Город Балей» - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

по принятию мер к определению места для размещения (сброса) канализационных сточных вод г. Балей, границ земельного участка, куда будет осуществляться сброс, с последующей постановкой его на кадастровый учет и регистрации права собственности - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации ГП «Город Балей» по организации надлежащего водоснабжения и водоотведения на территории г. Балей, в части актуализации схем водоснабжения и водоотведения городского поселения « Город Балей» в соответствии с требованиями Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 года №782, а так ж мер для определения места размещения неочищенных сточных канализационных вод централизованной системы водоотведения г. Балей.

Обязать Администрацию ГП « Город Балей» в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к актуализации схем водоснабжения и водоотведения городского поселения « Город Балей» в соответствии с требованиями Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 года №782.

Обязать Администрацию ГП « Город Балей» в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к определению места для размещения (сброса) канализационных сточных вод г. Балей, границ земельного участка, куда будет осуществляться сброс, с последующей постановкой его на кадастровый учет и регистрации права собственности.

В удовлетворении остальной части иска отказать

Решение может быть обжаловано либо принесено апелляционное представление в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                     О.Ю. Щеглова

Решение в окончательной форме принято 19 июня 2019 года

2а-199/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Читинский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
АО "ЗабТЭК"
Администрация городского поселения "г. Балей"
Суд
Балейский городской суд Забайкальский края
Судья
Щеглова Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
baley.cht.sudrf.ru
15.05.2019Регистрация административного искового заявления
15.05.2019Передача материалов судье
17.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2019Судебное заседание
16.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
16.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2019Судебное заседание
19.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2020Дело оформлено
09.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее