Решение по делу № 2а-1123/2021 от 06.07.2021

Дело № 2а-1123/2021

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                               г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Яковлевой Т.А.,

с участием административного истца - прокурора Васильева А.А.,

при секретаре судебного заседания Егоровой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-странице https://diplomp-152.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Канашский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением (с учетом последующих уточнений, поданных в соответствии со ст. 46 КАС РФ) о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет - странице https://diplomp-152.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об образовании, о противодействии коррупции выявлена интернет-страница с URL-адресом: https://diplomp-152.com/, на которой размещена информация о продаже документов о среднем образовании. На территории Российской Федерации сайт не зарегистрирован. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует. Указанный сайт предлагает получение документов об образовании без прохождения соответствующего обучения и государственной итоговой аттестации, можно приобрести дипломы о среднем профессиональном образовании. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства об образовании, о противодействии коррупции, и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на получение образования в установленном законом порядке. Незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, является противоправным деянием, за которое может быть предусмотрена уголовная или административная ответственность. В целях защиты основ конституционного строя, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами правонарушений административный истец просит признать информацию, размещенную на указанном Интернет-ресурсе, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Административный истец - прокурор Васильев А.А. заявленный административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Заинтересованное лицо - представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Заинтересованное лицо - представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Суд, выслушав административного истца, изучив письменные доказательства, имеющиеся в административном деле, приходит к следующему.

Согласно ст. 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального Закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документы об образовании и (или) о квалификации выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию.

Согласно ч.ч. 1-4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы и проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ (далее - Закон №273-ФЗ) «О противодействии коррупции» коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другими физическими лицами; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 273-ФЗ одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 527.07.2006 № 249-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ
) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделку официального документа, использование заведомо подложного документа, что фактически является распространением запрещенной информации.

Частью 1 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации

Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Статьей 15.1 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На указанной странице сайта содержится информация которая побуждает лиц, в том числе несовершеннолетних, на получение официального документа, минуя установленный законом порядок его получения.

В судебном заседании установлено, что Канашской межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга сети «Интернет» в рамках осуществления надзорных полномочий выявлена Интернет - страница с адресом: https://diplomp-152.com/, на которой неопределенному кругу лиц, в том числе жителям г. Канаш и Канашского района, предоставляется возможность приобрести документы о среднем образовании без прохождения соответствующего обучения и государственной итоговой аттестации.

При этом судом установлено, что вход на интернет-страницу свободный, без ограничения во времени, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах мониторинга сети «Интернет» от ДД.ММ.ГГГГ, снимками экрана с отображением информации, содержащейся на сайте (л.д. 7-14).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно положениям ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Диспозицией ст. 327 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных штампов, печатей, бланков.

Принимая во внимание то, что вышеуказанный Интернет-ресурс на момент рассмотрения дела в Единый реестр доменных имен, указателя страниц сайта в сети «Интернет» и сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен, а установить его владельца не представляется возможным, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства размещенную на указанной интернет-странице информацию следует признать запрещенной.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице:https://diplomp-152.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Направить копию решения в Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                     

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ1

2а-1123/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Канашская межрайонная прокуратура
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу в лице Территориального отдела в Чувашской Республике
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Судья
Яковлева Татьяна Алексеевна
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
06.07.2021Регистрация административного искового заявления
06.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2021Судебное заседание
08.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее