РЕШЕНИЕ по делу № 2а-691/2021
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года г.Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе судьи Кудряшовой Н.В., при секретаре Казаковой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Грязовецкого района, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной,
установил:
Прокурор Грязовецкого района, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на странице интернет сайта с URL-адресом, с учетом уточнений требований: http://medilif.pw/kupit-sertificat-o-privivke-ot-koronavirusa-v- moskve.html; http://medical-centr-zdorovyy.com/citi/kupit privivocynyy sertificat-v-vologde html? cf chl managed tk =Sk.iDlZmGo5aUs4AaqJJvXpT.VE57Lem7fuu tpQrRfg-163 6304998-0-gaNvcGzNCPO, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на страницах указанных выше сайтов выявлено размещение информации о продаже сертификатов о вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без проведения процедуры прививки.
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Козина О.А. заявленные требования с учетом их уточнения поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что информация о продаже сертификатов о вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без проведения процедуры прививки на сайтах : http://medilif.pw/kupit-sertificat-o-privivke-ot-koronavirusa-v- moskve.html; http://medical-centr-zdorovyy.com/citi/kupit privivocynyy sertificat-v-vologde html? cf chl managed tk =Sk.iDlZmGo5aUs4AaqJJvXpT.VE57Lem7fuu tpQrRfg-163 6304998-0-gaNvcGzNCPO, по настоящее время общедоступна.
В судебное заседание представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Вологодской области по доверенности Васильева Н.А. не явились.
В отзыве на исковое заявление представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Вологодской области Васильева Н.А. считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в части не доступных на дату рассмотрения сайтов. Указала, что при обращении к единому реестру доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекомуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, размещенному на официальном сайте с URL-адресом: http://eais.rkn.gov.ru, получена информация, что указанные в административном исковом заявлении сайты в реестр не внесены, информацией о наличии иных гражданских или административных дел в судах общей юрисдикции и так же состоявшихся решений судов по аналогичному требованию Роскомнадзор не обладает, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Роскомнадзора.
Суд, заслушав представителя административного истца, прокурора Козину О.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 статьи 10 указанного Федерального закона установлен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Из материалов дела следует, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом http://medilif.pw/kupit-sertificat-o-privivke-ot-koronavirusa-v- moskve.html; http://medical-centr-zdorovyy.com/citi/kupit privivocynyy sertificat-v-vologde html? cf chl managed tk =Sk.iDlZmGo5aUs4AaqJJvXpT.VE57Lem7fuu tpQrRfg-1636304998-0-gaNvcGzNCPO, у неопределенного круга лиц имеется свободный доступ к информации о продаже сертификатов о вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) без проведения процедуры прививки. При этом вход на сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» правом на выдачу медицинских заключений, справок, рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника наделены только медицинские организации, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 4 ст. 29, ст. 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Так, согласно ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 указанного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства,
На страницах сайтов : http://medilif.pw/kupit-sertificat-o-privivke-ot-koronavirusa-v- moskve.html; http://medical-centr-zdorovyy.com/citi/kupit privivocynyy sertificat-v-vologde html? cf chl managed tk =Sk.iDlZmGo5aUs4AaqJJvXpT.VE57Lem7fuu tpQrRfg-163 6304998-0-gaNvcGzNCPO, содержатся сведения о продаже сертификатов о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции в дистанционной форме, без фактического обращения в медицинскую организацию, проведения процедуры прививания, с доставкой заказчику.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей граждан к приобретению сертификатов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции, без проведения процедуры прививания, может повлечь негативные последствия, противоречит публичным интересам Российской Федерации и нарушает права неопределенного круга лиц, За незаконные действия по изготовлению и использование подобных сертификатов предусмотрена уголовная ответственность по ст. 327 УК РФ.
Кроме того, информация о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует, гражданину, которому выдается сертификат, прививка фактически не проводится.
Таким образом, имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на страницах сайтов с URL-адресами: http://medilif.pw/kupit-sertificat-o-privivke-ot-koronavirusa-v- moskve.html; http://medical-centr-zdorovyy.com/citi/kupit privivocynyy sertificat-v-vologde html?_cf_chl_managed_tk_ =Sk.iDlZmGo5aUs4AaqJJvXpT.VE57Lem7fuu tpQrRfg-163 6304998-0-gaN vcGzN CPO,
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 15,1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети«Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр вышеуказанных сведений является: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).
В целях ограничения доступа к страницам вышеуказанных сайтов необходимо внести данные сайты в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.
Из материалов дела следует, что на момент проверки 08.11.2021 указатель страниц сайтов, на которых размещена названная информация, в реестре (http://eais.rkn.gov.rul отсутствует.
Предоставление доступа к данной информации способно нанести вред здоровью неопределенного круга лиц. Определить конкретный круг граждан, которые пользуются, и потенциально будут пользоваться услугами ответчиков, не представляется возможным.
Основаниями для включения в реестр сведения является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от27.07.2006№149ФЗ).
При таких обстоятельствах административный иск о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом http://medilif.pw/kupit-sertificat-o-privivke-ot-koronavirusa-v- moskve.html; http://medical-centr-zdorovyy.com/citi/kupit privivocynyy sertificat-v-vologde html?_cf_chl_managed_tk_=Sk.iDlZmGo5aUs4AaqJJvXpT.VE57Lem7fuutpQrRfg-1636304998-0-gaNvcGzNCPO, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск прокурора Грязовецкого района, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом:
- http://medilif.pw/kupit-sertificat-o-privivke-ot-koronavirusa-v- moskve.html; http://medical-centr-zdorovyy.com/citi/kupit privivocynyy sertificat-v-vologde html?_cf_chl_managed_tk_=Sk.iDlZmGo5aUs4AaqJJvXpT.VE57Lem7fuutpQrRfg-1636304998-0-gaNvcGzNCPO с предложением для неопределенного круга лиц получить за определенную плату сертификат о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции в дистанционной форме, без фактического обращения в медицинскую организацию, проведения процедуры прививания, с доставкой заказчику информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Данное решение суда является основанием для включения электронной страницы по URL-адресу: http://medilif.pw/kupit-sertificat-o-privivke-ot-koronavirusa-v- moskve.html; http://medical-centr-zdorovyy.com/citi/kupit privivocynyy sertificat-v-vologde html?_cf_chl managed_tk_=Sk.iDlZmGo5aUs4AaqJJvXpT.VE57Lem7fuutpQrRfg-1636304998-0-gaNvcGzNCPO в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Вологодской области для включения указанной страницы сайта в сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кудряшова Н.В.
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2021 года.
УИД 35RS0012-01-2021-001950-93