РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Хилок 18 февраля 2020 г.
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Клейнос С.А.,
при секретаре судебного заседания Кожиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского поселения «Могзонское» к Кривоносенко Ларисе Степановне о выселении из жилого помещения, признанного аварийным с предоставлением другого жилого помещения с заключением договора мены,
установил:
Администрация городского поселения «Могзонское» обратилась в суд с указанным иском. В обоснование указала, на территории Городского поселения «Могзонское» действует муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения «Могзонское» на 2014-2017 годы», утвержденная постановлением Администрации городского поселения «Могзонское» 02 октября 2013 года № 93 (далее Муниципальная программа). Муниципальная программа включена в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2013 года № 606 (далее Региональная программа). Согласно заключению межведомственной комиссии от 26 декабря 2011 года № 34 многоквартирный жилой дом по адресу: <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации здания. Ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира <данные изъяты> в данном аварийном доме. Сославшись на положение ст.32 ЖК РФ, Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 г., указала, согласно соглашению о переселении из аварийного многоквартирного дома от 11 сентября 2019 г., заключенного между Администрацией городского поселения «Могзонское» и ответчиком Кривоносенко Л.С., достигнуто соглашение о переселении ответчика в предоставляемое Администрацией жилое помещение в г.Чита, площадью не менее 38,1 кв.м, с количеством комнат не менее двух. Также указала, что в соответствии с указанным ответчику приобретена квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты> Приобретателем является Администрация городского поселения «Могзонское». Указанное жилое помещение предложено ответчику, жилое помещение имеет такой же уровень благоустройства, как и ранее занимаемое жилое помещение, отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, находится в черте того населенного пункта, который указан в соглашении. От переселения в предлагаемое жилое помещение ответчик отказалась, что подтверждается её заявлением от 20 декабря 2019 г.. Обосновывая вышеизложенным, указав, что аварийный многоквартирный жилой дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии, подлежит сносу, затягивание процесса расселения жильцов может привести к негативным последствиям ( обрушению конструкций, причинению вреда жизни и здоровью граждан), просила: выселить Кривоносенко Л.С. из занимаемого ею жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу по адресу<данные изъяты> с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>
В судебном заседании представители истца – Администрация городского поселения «Могзонское», Глава Администрации городского поселения «Могзонское» Чмир М.А., исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ соблюдена, оценка выкупной стоимости изымаемого жилого помещения не проводилась в виду отсутствия подрядной организации.
Ответчик Кривоносенко Л.С. исковые требования не признала, по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований – Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, ГКУ «Служба единого заказчика», в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежаще. От представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Беляевой Ю.Н. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие Департамента. От ГКУ «Служба единого заказчика» поступил отзыв на иск.
Выслушав стороны, заключение помощника прокурора Сухановой Е.А., полагавшей, что исковые требования удовлетворению не подлежат по причине несоблюдения истцом процедуры, предусмотренной ст.32 ЖК РФ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Кривоносенко Л.С. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты> ( л.д.16-17).
Заключением межведомственной комиссии № 34 от 26 декабря 2011 года многоквартирный жилой дом по адресу: <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания (л.д.7,8).
Постановлением от 02 октября 2013 года № 93 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения «Могзонское» на 2014 -2017 годы» (л.д.9).
11.10.2019 г. Администрация городского поселения «Могзонское» и Кривоносенко Л.С. подписали соглашение о согласии Кривоносенко Л.С. поучить жилое помещение площадью 38,1 кв.м в г.Чита, как участник региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 г.г. ( л.д.10).
Многоквартирный жилой дом по адресу: <данные изъяты> включен в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2013 года № 606 (Приложение № 1 порядковый номер 17 по городскому поселению «Могзонское»).
Из паспорта Региональной адресной программы следует, указанная программа разработана на основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Указанный федеральный закон принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно паспорту Региональной адресной программы ее целями и задачами являются: ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Забайкальского края; предоставление гражданам взамен аварийного жилья безопасных и комфортных жилых помещений.
Программой установлен срок реализации переселения жильцов дома <данные изъяты> - IV квартал 2015 года, срок программы до 01 сентября 2017 года.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи.
Частями 1 и 2, 5-9 ст.32 ЖК РФ установлено, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Такая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года.
По делу установлено, решение об изъятии земельного участка и жилого помещения № <данные изъяты> не принималось, о чем свидетельствует отсутствие сведений о муниципальном органе, принявшем такое решение, дате и номере муниципального акта, которым принято такое решение в уведомлении собственнику Кривоносенко Л.С. от 27.01.2020 г. Стороной истца решение муниципального органа об изъятии земельного участка для муниципальных нужд расположенного по адресу: <данные изъяты> суду не представлено.
Выкупная цена жилого помещения, принадлежащего Кривоносенко Л.С. не определялась, выкуп принадлежащего ответчику жилого помещения Администрацией городского поселения не предлагался. Названные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей истца Чмир М.А., ответчика Кривоносенко Л.С. и сторонами не оспариваются.
Таким образом, сторона истца доказательств, свидетельствующих о соблюдении процедуры, предусмотренной частями 1 и 2, 5-9 ст.32 ЖК РФ в отношении собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме <данные изъяты>, включая Кривоносенко Л.С., суду не представила, в материалах дела таких доказательств не имеется.
Следовательно, признав аварийным и подлежащим сносу жилой дом по ул.<данные изъяты> Администрация городского поселения «Могзонское» не выполнила обязательную процедуру, обеспечивающую права собственников жилых помещений в доме признанном аварийным и подлежащим сносу, а именно решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный жилой дом и каждого жилого помещения, находящегося в этом доме в связи с невыполнением собственниками требования о его сносе или реконструкции, не принималось, истцом не предлагалось ответчику выплатить ему выкупную цену за изымаемую квартиру, выкупная цена квартиры ответчиков не определялась. Тогда как при наличии соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении ему взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения производится зачет его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Поскольку между сторонами не достигнуто соглашения по всем существенным условиям о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, то соглашение между Администрацией городского поселения «Могзонское» и Кривоносенко Л.С. от 11.10.2019 г. нельзя считать соглашением о предоставлении собственнику другого жилого помещения взамен изымаемого. Фактически данным соглашением Кривоносенко Л.С. только выразила свое согласие на предоставление ей жилого помещения в другом населенном пункте – в г.Чита, и не более.
Обстоятельства, что дом признан аварийным и подлежащим сносу, что включен в муниципальную и региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья, не являются достаточными для принудительного изъятия у собственников жилого помещения в аварийном доме, для выселения Кривоносенко Л.С. из такого жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, поскольку сам факт признания дома аварийным и подлежащим сносу и включение его в адресные программы не освобождал и не освобождает Администрацию от необходимости соблюдения процедуры, предусмотренной ст.32 ЖК РФ.
Поскольку Администрацией городского поселения «Могзонское» нарушена процедура изъятия жилого помещения, находящегося в доме, признанного аварийным, собственником которого является Кривоносенко Л.С., соглашения о предоставлении компенсации в связи с изъятием жилого помещения в доме, признанного аварийным в виде предоставления другого жилого помещения между сторонами в том виде, как того требует закон, не имеется, то не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
При таком положении в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 25 февраля 2020 г.
Судья – подпись.
Верно.
Судья Клейнос С.А.