Дело № 2а-258-2021
УИД 18RS0007-01-2021-000257-42
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Пос. Балезино 24 марта 2021 года
Балезинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гафуровой С.В., с участием
административного истца старшего помощника прокурора Балезинского района Удмуртской Республики Егорова А.Ю.,
административного ответчика Администрации муниципального образования «Балезинский район» Королевой О.П., действующей на основании доверенности,
при секретаре Емельяновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Балезинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Балезинский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Балезинского района Удмуртской Республики обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Балезинского района проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства при организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в деятельности Администрации МО «Балезинский район».
Проверкой установлено, что у <адрес> Удмуртской Республики специальная площадка для контейнеров не оборудована. Указанное свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления, ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей. Таким образом, Администрацией МО «Балезинский район» нарушаются гарантированные Конституцией РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту её от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Прокурор просит: признать незаконным бездействие Администрации МО «Балезинский район» о невыполнении обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Воегуртское» в соответствии с СанПиН 2.1.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»; обязать Администрацию МО «Балезинский район» в срок до <дата> оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное у <адрес> в соответствии с СанПиН 2.<дата>-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация муниципального образования «Воегуртское».
В судебном заседании ст.помощник прокурора Егоров А.Ю. требования, изложенные в заявлении поддержал, подтвердил доводы, изложенные в иске, в части увеличения срока не возражает.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Балезинский район» Королева О.П., возражений по заявленным требованиям не имеет. Просила увеличить срок до <дата> в связи с тем, что на проведение работ нужны дополнительные финансовые средства.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Воегуртское» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, имеется уведомление.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица в соответствии со ст.226 КАС РФ.
Заслушав административного истца, доводы административного ответчика, иисследовав в соответствии со ст. 62, 63 КАС РФ письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе: надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. На основании ст.35 Указанного закона, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий прокурора Балезинского района УР на подачу административного иска в интересах неограниченного круга лиц.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно части 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
С учетом положений ч. 5 ст. 15, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории муниципального образования «Балезинский район» исполнение полномочий осуществляет Администрация муниципального образования «Балезинский район».
Согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся помимо прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, вопросы, связанные с организацией размещения твердых коммунальных отходов относятся к компетенции Администрации муниципального образования «Балезинский район».
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч.1).
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2).
В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5).
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 6).
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер>, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.<дата>-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <дата> <номер>, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Положения данного пункта СанПиН не входят в противоречие с положениями п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88.
В соответствии с п. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, прямая обязанность по организации создания и содержания мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 12 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2 ст. 11 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. В такой ситуации, применительно к указанным выше нормам материального права право владения и распоряжения данным участком, собственность на который не разграничена, осуществляет Администрация муниципального образования «Балезинский район».
В соответствии со ст. 42 3емельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Из письма первого заместителя главы муниципального образования «Балезинский район» от 14.01.2021 года № 67 следует, что на строительство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе в муниципальном образовании «Воегуртское» выделены денежные средства. Имеется Приложение № 1 План строительства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в 2021 году.
Указанное свидетельствует о бездействии Администрации муниципального образования «Балезинский район», ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей, что выражается в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Таким образом, место временного хранения отходов на указанном участке местности противоречит требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, предусматривающих, что площадка для установки контейнеров для твердых коммунальных отходов (места временного сбора отходов) должна соответствовать санитарным правилам.
Очистка территорий населенных пунктов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Администрация муниципального образования «Балезинский район» является исполнительным органом местного самоуправления и в силу закона обязана принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, контролю за состоянием благоустройства, обеспечению чистоты и порядка на территории городского поселения в пределах своей компетенции.
Администрация муниципального образования «Балезинский район», вопреки положениям ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, не представила суду доказательств соответствия места размещения контейнеров санитарным нормам и правилам.
Такое бездействие административного ответчика, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, о нарушении им Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от <дата> № 52-ФЗ, Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.2.5 СанПиН 2.<дата>-10 и нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, на благоприятную среду обитания.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
Прокурор считает возможным установить срок в части обязания оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в срок до <дата>. Суд считает установленный срок разумным, справедливым.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Балезинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Балезинский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Балезинский район» о невыполнении обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Воегуртское» в соответствии с СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Обязать Администрацию муниципального образования «Балезинский район» в срок до <дата> оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное у <адрес> Удмуртской Республики в соответствии с СанПиН 2.<дата>-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья С.В. Гафурова