Дело № 2-8540/2023
УИД: 63RS0045-01-2023-008835-10
Заочное Решение
Именем Российской Федерации
07 декабря 2023 года Промышленный районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,
при секретаре Сущенко У.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8540/2023 по иску ООО "ЭкоСтройРесурс" к Кочетову Владимиру Анатольевичу о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО
Установил:
ООО "ЭкоСтройРесурс" первоначально обратился в суд к наследникам Кочетовой Лидии Александровны с иском о взыскании задолженности за коммунальные услуги по обращению с ТКО по объекту недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> в сумме 11402 рубля 40 коп. за период 01.01.2019 года по 30.06.2023 года, расходы по оплате госпошлины в сумме 456 рублей 00 коп.
В обоснование указал, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости жилое помещение, расположенное по адресу: 443092, <адрес>, принадлежит на праве собственности Кочетовой Лидии Александровне.
ООО «ЭкоСтройРесурс» оказывает Потребителям услуги на основании Типового договора, утверждённого Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» (Правила №).
В силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ, оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены ; предельные тарифы на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО (с ДД.ММ.ГГГГ – по 30.11.2022г.) для населения в размере: - 598,16 руб./м3 (с учётом НДС).
Приказом департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» утверждён единый предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО (с ДД.ММ.ГГГГ) для населения в размере: - 622,07 руб./м3 (с учётом НДС).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (Приказ №) утверждён норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес>: <адрес> на 1 м2 общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (МКД» и «ИЖС» соответственно) и составляет 0,091 м3 в год.
В силу ч.4 ст.154 ЖК РФ, обращение с ТКО является видом коммунальной услуги. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании платёжных документов ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с п. 9 (2) раздел II (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила №) размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО согласно пункту 148 (30) Правил по формуле 9(2).
Должник является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: 443092, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Общая площадь объекта недвижимости составляет: 46,31 м2. Сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя: за период: с 01.01.2019 г. - по 30.11.2022 г., с учётом применения предельного тарифа в размере: 598,16 руб./м3 (с учётом НДС) составляла: 210 руб. 6 коп., за период: с 01.12.2022 г. - по 30.06.2023 г., с учётом применения предельного тарифа в размере: 622,07 руб./м3 (с учётом НДС) составляла: 218 руб. 46 коп.
ООО «ЭкоСтройРесурс» на судебный участок № Промышленного судебного района <адрес> было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Кочетовой Л.А. задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере: 11 402 (одиннадцать тысяч четыреста два) руб. 4 коп. за период: с 01.01.2019 г. – по 30.06.2023г.
07.09.2023 г. мировым судьей судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> вынесено определение об отказе в принятии вышеуказанного заявления о вынесении судебного приказа, поскольку Кочетова Лидия Александровна, снята с регистрационного учета в связи со смертью.
По состоянию на 25.09.2023 г. сумма просроченной задолженности по обращению с ТКО по указанному лицевому счету перед ООО «ЭкоСтройРесурс» составляет: 11 402 (одиннадцать тысяч четыреста два) руб. 4 коп. за период: с 01.01.2019 г. - по 30.06.2023 г., что подтверждается карточкой расчетов по лицевому счету №.
Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу.
В связи с чем, ООО «ЭкоСтройРесурс» обращается с данным иском к наследнику или к наследственному имуществу.
Судом к участию в деле привлечен в качестве ответчика наследник, принявший наследство после смерти Кочетовой Л.А., сын Кочетов Владимир Анатольевич.
В судебное заседание ООО "ЭкоСтройРесурс" не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении в свое отсутствие.
Ответчик Кочетков Владимир Анатольевич в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещался надлежащим образом, судебное извещение возвращено за истечением срока хранения в связи с неявкой адресата на почту за его получением, в связи с чем, данное лицо, в силу ст.ст.117-119 ГПК РФ считается надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Принимая во внимание согласие истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, поскольку ответчик не явился в судебное заседание без уважительных причин.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Суд, заслушав истца, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п.1).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).
Согласно ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исхода из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст.24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354.
01.11.2018 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенным по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области.
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019г.
В соответствии с пунктом 148 (30) Правил №, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
При этом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148 (30) Правил №).
В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.
В соответствии со статьей 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9 статьи 13 ЖК РФ).
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении № к Правилам №, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес>: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск - на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год, то есть применительно к площади жилого помещения.
Судом установлено, что ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
Для оплаты за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, был открыт лицевой счет №, истцом в спорный период выставлялись платежные документы.
Согласно выписке из ЕГРН Кочетова Л.А. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Кочетова Л.А. оплату за спорное жилое помещение не производила, в результате чего образовалась задолженность, что послужило основанием для обращения истца к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления ООО «ЭкоСтройРесурс» о вынесении судебного приказа о взыскании с Кочетковой Л.А. задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО отказано в связи со смертью Кочетковой Л.А.
Кочетова Лидия Александровна, ДД.ММ.ГГГГ., умерла ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленному истцом расчету, задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2023 г. составляет 11 402 руб.40 коп. Данный расчет проверен судом и признан арифметически правильным.
Доказательств, подтверждающих погашение указанной задолженности в полном объеме либо в части, суду не представлено.
Согласно ответу нотариуса <адрес> ФИО7, на запрос суда, после смерти Кочетовой Лидии Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной на момент смерти по адресу: <адрес>А, <адрес>, открыто наследственное дело №. Наследником, подавшем заявление о принятии наследства по любому основанию и о выдаче свидетельства о праве на наследство, является: сын - гр. Кочетов Владимир Анатольевич. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А, <адрес>,<адрес> дочь - гр. Майдан Светлана Анатольевна. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированная по адресу: <адрес> от наследования по всем основаниям отказалась в пользу сына наследодателя - Кочетова Владимира Анатольевича.
Наследственное имущество состоит из: 29/131 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся адресу: <адрес>,61а, кадастровая стоимость на 27.02.2021 года - 2 290 978 рублей 10 копеек.
Свидетельства о праве на наследство не выдавались.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1, 3 ст.1175 ГК РФ каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявлять свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований.
В соответствии с п. 60, 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества. Стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом. Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее).
При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 ГК РФ).
Таким образом, Кочетов В.А. является наследником после смерти Кочетовой Л.А., фактически принял наследственное имущество стоимостью не менее суммы долга.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, учитывая наличие непогашенной задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2023, суд приходит к выводу о взыскании с Кочетова В.А. в пользу истца указанной задолженности в размере 11 402 руб.40 коп.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 456 руб. 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО "ЭкоСтройРесурс" к Кочетову Владимиру Анатольевичу о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО удовлетворить.
Взыскать с Кочетова Владимира Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения паспорт № в пользу ООО "ЭкоСтройРесурс" ОГРН № задолженность за коммунальные услуги по обращению с ТКО по объекту недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, за период 01.01.2019 года по 30.06.2023 года, в сумме 11402 рубля 40 коп. и расходы по оплате госпошлины в сумме 456 рублей 00 коп., а всего 11 858 рублей 40 коп.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 11.12.2023 года.
Председательствующий: подпись Е.В. Бобылева