Решение по делу № 2а-398/2020 от 10.08.2020

18RS0031-01-2020-000486-07

№ 2а-398/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2020 года                                                                                с. Якшур-Бодья УР

            Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Уткиной Н.В. единолично,

при секретаре Кокшаровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по УР к Имамову Рамилю Ягудиновичу о взыскании задолженности,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по УР (далее – МРИ ФНС № 10 по УР) обратилась с административным иском к Имамову Р.Я. о взыскании задолженности.

Исковые требования мотивированы тем, что Имамов Р.Я. являлся индивидуальным предпринимателем и в соответствии с пп. 1 ст. 419 НК РФ – плательщиком страховых взносов. Расчетным периодом по страховым взносам согласно ст. 423 НК РФ признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Статьей 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлены размеры страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование.

На основании установленного обязательства налогоплательщику было выставлено требование от 15.08.2019 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере за истекшие периоды до 01.01.2017 в размере 9 648 руб. 07 коп.; требование от 15.08.2019, требование от 31.12.2016 – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 4 110 руб. 25 коп. сумма пени складывается из двух сумм – 2 676 руб. 72 коп. (требование от 15.08.2019) и 1 433 руб. (требование от 31.12.2016).

Кроме того, административный истец указывает на несвоевременную уплату ответчиком налога на имущество, в связи с чем были начислены пени в размере 10 руб. 67 коп.

Инспекция, руководствуясь ст. 69 НК РФ выставила налогоплательщику требование от 15.08.2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов со сроком уплаты до 06.06.2016. Требование направлялось в адрес налогоплательщика заказным письмом. В установленный срок требование налогоплательщиком не исполнено.

Мировым судьей судебного участка Якшур-Бодьинского района УР 10.12.2019 вынесено определение об отмене судебного приказа по делу о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам, пени.

Сославшись на положения ст.ст. 23, 31, 45, 48, 75 НК РФ административный истец просит взыскать с Имамова Р.Я. страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 9 648 руб. 07 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 4 110 руб. 25 коп., а также пени по налогу на имущество в размере 10 руб. 67 коп.

Административный истец - МРИ ФНС № 10 по УР, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. За подписью представителя инспекции по доверенности – Морозовой Ю.М. в суд направлены письменные пояснения, в которых дополнительно указано, что недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 9 648 руб. 07 коп. образовалась в налоговые периоды до 01.01.2017 (указанная сумма передана из отделения Пенсионного фонда УР). На основании п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ налоги, которые не были взысканы налоговым органом в течение трех лет (с 2015 по 2017 годы) признаются безнадежными. Под налоговую амнистию подпадает задолженность по всем налогам, кроме НДПИ, акцизам и НДС в связи с перемещением товаров через границу, о которых инспекции было известно на 1 января 2015 года, но которые на 28 декабря 2017 года так и не были уплачены или взысканы. Налоговым органом была списана сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6 413 руб. 25 коп., в связи с чем сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составляет 3 234 руб. 82 коп. (9 648 руб. 25 коп. – 6 413 руб. 25 коп.). Сумма пени складывается из двух сумм: 2 676 руб. 72 коп. (требование от 15.08.2019) и 1 433 руб. (требование от 31.12.2016), всего в общей сумме 4 109 руб. 72 коп. Налоговым органом была списана сумма задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 95 руб. 87 коп. 02.07.2020. Соответственно, сумма пени составляет 4 013 руб. 85 коп.

В связи с перерасчетом страховых взносов, исковые требования МРИ ФНС № 10 по УР были уменьшены, административный истец просит взыскать с Имамова Р.Я. страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 3 234 руб. 82 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 4 013 руб. 85 коп., пени по налогу на имущество в размере 10 руб. 67 коп.

Административный ответчик Имамов Р.Я. против удовлетворения исковых требований возражал. Относительно требования о взыскании пени по налогу на имущество представил квитанцию, свидетельствующую об уплате им задолженности в размере 10 руб. 67 коп. Также пояснил, что реквизиты, приложенные к иску, изменились и указаны неверно.

Дело в соответствии со ст. 289 КАС РФ рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя административного истца.

Выслушав ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Имамов Р.Я. являлся членом некоммерческого партнерства по содействию деятельности арбитражных управляющих «Инициатива» и был включен в реестр СРО арбитражных управляющих 21.01.2013. Статус индивидуального предпринимателя прекращен 19.11.2015. Указанные обстоятельства подтверждаются данными выписки из ЕГРИП.

В соответствии с положениями ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

До 01.01.2017 взыскание страховых взносов осуществлялось в сроки и порядке, установленные ст. 21 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» пенсионным фондом и его территориальными органами, после 01.01.2017 – в соответствии с НК РФ – налоговыми органами.

Согласно ст. 19 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016 № 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Письмом ФНС России от 02.05.2017 N ГД-4-8/8281 разъяснено, что в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ПФР и ФСС России, а также Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР и ФСС России в части разового обмена информацией, предусмотрена передача сведений, указанных в пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 250-ФЗ в налоговые органы в электронном виде.

Согласно п. 5 Порядка взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утв. ФНС России N ММВ-23-1/12@, Правлением ПФ РФ N 3И 22.07.2016, срок предоставления Отделениями ПФР в Управления ФНС России сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 с приложением разбивки сальдо на сумму задолженности и платежами за 4 кв. 2016 года, справок о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен до 01.02.2017.

    21.01.2020 мировым судьей судебного участка Якшур-Бодьинского района вынесен судебный приказ о взыскании с Имамова Р.Я. страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017: налог в размере 9 648 руб. 07 коп., пени в размере 4 110 руб. 25 коп., а также пени по налогу на имущество в сумме 10 руб. 67 коп.

На основании заявления Имамова Р.Я. указанный выше судебный приказ определением мирового судьи от 06.02.2020 отменен.

Обращаясь в суд с исковыми требованиями, административный истец, ссылаясь на налоговую амнистию, в своих пояснениях указывает на списание части задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6 413 руб. 25 коп., а также задолженности по пени в размере 95 руб. 87 коп.

В соответствии с данными требования по состоянию на 15.08.2019 Имамову Р.Я. указано на наличие задолженности страховым взносам на обязательное медицинское страхование (ОМС) за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 и пени по ним в размере 9 648 руб. 07 коп. и 2 676 руб. 72 коп. соответственно. В упомянутом административным истцом требовании по состоянию на 31.12.2016 задолженность Имамова Р.Я. по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование обозначена в размере 1 433 руб. 53 коп., кроме того, в данном требовании содержится указание на задолженность ответчика по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 20 800 руб. 55 коп. Срок исполнения требования № 019S01160241791 определен как не позднее 01.10.2017, требования – не позднее 04.10.2019.

Согласно положениям ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Как указано выше, административным ответчиком статус индивидуального предпринимателя утрачен 19.11.2015.

Положениями ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В контексте приведенных положений законодательства суд приходит к выводу о том, что по требованию об уплате пени по страховым взносам на ОМС по состоянию на 31.12.2016 срок обращения в суд истек.

Что касается требования , свидетельствующего о задолженности Имамова Р.Я. по страховым взносам на ОМС в сумме 9 648 руб. 07 коп., а также задолженности по пеням по страховым взносам на ОМС в общей сумме 2 676 руб. 72 коп., и в рамках которого административным истцом с учетом налоговой амнистии заявлены уточненные требования о взыскании с него задолженности по страховым взносам на ОМС в сумме 3 234 руб. 82 коп., суд считает необходимым отметить, что из данного требования неясно, за какой период произведено начисление задолженности в указанном размере. В материалах дела административным истцом представлено требование по состоянию на 15.07.2016, согласно которому за Имамовым Р.Я. числится задолженность по страховым взносам на ОМС в размере 3 234 руб. 82 коп., срок исполнения требования – до 25.07.2016. Между тем, данная задолженность, согласно приведенным выше нормам закона, основанием для ее взыскания в рамках требования , являться не может. Произвольное изменение срока уплаты страховых взносов ничем не мотивировано.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что представленное требование об уплате страховых взносов по состоянию на 15.07.2016 выставлено налоговой инспекцией, в то время, как полномочиями по их взысканию налоговые органы наделены лишь после 01.01.2017, что ставит под сомнение обоснованность его выставления.

Согласно представленному расчету пени по страховым взносам на ОМС в размере 2 676 руб. 72 коп., включенные в требование , исчислены на всю сумму задолженности по страховым взносам, которые первоначально были заявлены административным истцом ко взысканию, – 9 648 руб. 07 коп. В последующем исковые требования в данной части были уменьшены до суммы 3 234 руб. 82 коп. Между тем, расчета суммы пени на данную задолженность, равно как и доказательств направления, в установленный законом срок, требований о взыскании недоимки, на которую были начислены указанные пени, не представлено. Кроме того, как указано выше, период образования указанной задолженности не обоснован. В связи с этим правовые основания для взыскания пени по страховым взносам на ОМС у суда отсутствуют.

Относительно требования о взыскании пени по налогу на имущество в размере 10 руб. 67 коп. суд также приходит к выводу о необходимости отказа в его удовлетворении в связи с представлением ответчиком чека, свидетельствующего об уплате указанной суммы в пользу административного истца.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по УР в удовлетворении ее исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по УР к Имамову Рамилю Ягудиновичу о взыскании задолженности отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2020 года.

Судья                                                                                                         Н.В. Уткина

2а-398/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС №10 по УР
Ответчики
Имамов Рамиль Ягудинович
Суд
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Уткина Нина Владимировна
Дело на странице суда
yakshur-bodinskiy.udm.sudrf.ru
10.08.2020Регистрация административного искового заявления
11.08.2020Передача материалов судье
11.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2020Подготовка дела (собеседование)
07.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2020Судебное заседание
09.10.2020Судебное заседание
13.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2020Дело оформлено
30.11.2020Дело передано в архив
09.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее