УИД 02RS0002-01-2021-000166-10 Дело № 2а-1517/2021
Категория 3.192
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2020 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Сумачакова И.Н.,
при секретаре Тыпаевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по Республике Алтай к Баяндинову Ж.Б. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Управление ФНС России по Республике Алтай обратилось с административным иском в суд к Баяндинову Ж.Б. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 151 450 рублей, пени в сумме 11 505,16 рублей, штрафа в размере 17 038,25 рублей, всего 179 993,41 рубля. Исковые требования мотивированы тем, что Баяндинов Ж.Б. 18.09.2018 г. представил первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год, в которой отражены доходы от продажи двух транспортных средств <данные изъяты> в размере 200 000 рублей, находящихся в собственности налогоплательщика менее 3-х лет. Тем самым сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, отсутствует. Однако в ходе камеральной проверки установлено, что сумма налога на доходы физических лиц составляет 151 450 рублей, которая сложилась в результате нарушения налогоплательщиком ст. 210 НК РФ, а именно занижения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц путем неполного отражения суммы полученного дохода. Решением налогового органа от 13.05.2019 г. ответчик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения со взысканием штрафа в размере 17 038,25 рублей. Также на сумму недоимки начислена пеня в сумме 11 505,16 рублей. Налоговым органом на личный кабинет должника направлено требование от 02..07.2019 г. № об уплате налога. Требование налогоплательщиком не исполнено, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности, который был вынесен 15.04.2020 г. и отменен определением мирового судьи от 03.08.2020 г. в связи с поступившим возражением ответчика. До настоящего времени оплата задолженности по обязательным платежам ответчиком не произведена, в связи с чем административный орган обратился в суд с настоящим иском.
Определением суда от 11.05.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Локтионова А.В.
В судебное заседание представитель административного истца Управления ФНС России по Республике Алтай, административный ответчик Баяндинов Ж.Б., заинтересованное лицо Локтионова А.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Баяндинов Ж.Б. извещался судом по адресу проживания: <адрес>, однако судебное извещение вернулось в суд в связи с истечением срока хранения. Именно в связи с проживанием Баяндинова Ж.Б. в <адрес> по указанному адресу административное дело было передано на рассмотрение по подсудности из Кош-Агачского районного суда Республики Алтай в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 НК РФ сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
На основании ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной ч. 1 ст. 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и ст. 70 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В п.п. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ установлено, что физические лица получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, производят исчисление и уплату налога, - исходя из сумм таких доходов.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Пунктами 6 и 7 ст.228 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с п. 72 ст. 217 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Из материалов дела следует, что Баяндинов Ж.Б. 18 сентября 2018 года представил первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год, в которой отражены доходы от продажи двух транспортных средств <данные изъяты> в размере 200 000 рублей, которые находились в его собственности менее 3-х лет. Тем самым по данным налогоплательщика согласно предоставленной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, отсутствует.
Вместе с тем по результатам проведенной налоговым органом камеральной проверки установлено, что сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, составляет 151 450 рублей, которая сложилась в результате нарушения налогоплательщиком ст. 210 НК РФ, а именно занижения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц путем неполного отражения суммы полученного дохода.
Так, налоговым органом установлено, что налогоплательщиком Баяндиновым Ж.Б. проданы транспортные средства марок <данные изъяты>. При этом договоры купли-продажи на приобретение данных транспортных средств налогоплательщиком не представлены, в письменном пояснении от 13.09.2018 г. налогоплательщик указал, данные договоры представить не может в связи с их отсутствием (не сохранились). Однако согласно представленным МРЭО ГИБДД МВД Республики Алтай сведениям общая сумма сделки от продажи указанных транспортных средств составила 1650000 рублей, а именно сумма сделки от продажи <данные изъяты> рублей, сумма сделки от продажи <данные изъяты> рублей.
В то же время согласно представленным ответам МРЭО ГИБДД Республики Алтай от 29.11.2018 г. сумма сделки от покупки <данные изъяты> составила 235 000 рублей, а сумма сделки от покупки <данные изъяты> составила 10 000 рублей, итого 245 000 рублей.
На основании подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 250 000 рублей.
Таким образом, налогоплательщиком Баяндиновым Ж. Б. в 2017 году получены доходы от продажи транспортного средства <данные изъяты> в размере 1400000 рублей, от продажи транспортного средства <данные изъяты> в размере 250 000 рублей.
При продаже в одном налоговом периоде двух и более объектов имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, налогоплательщик имеет право воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме, полученной от продажи имущества, в размере до 250 000 рублей и одновременно уменьшить сумму облагаемого налогом дохода от продажи другого имущества на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с его приобретением.
Сумма дохода от продажи транспортного средства <данные изъяты> составила 1400000 рублей, сумма расходов на приобретение данного транспортного средства составила 235 000 рублей, следовательно, налоговым органом предоставлен имущественный вычет в сумме документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением данного имущества, на сумму облагаемого налогом на доходы физических лиц в размере 235 000 рублей.
Сумма дохода от продажи транспортного средства <данные изъяты> составила 250 000 рублей, сумма расходов на приобретение данного транспортного средства составила 10 000 рублей, следовательно, имущественный налоговый вычет от продажи вышеуказанного транспортного средства налоговым органом предоставлен в размере 250 000 рублей на основании подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ.
Сумма дохода подлежит налогообложению по ставке 13 % в соответствии со ст. 224 НК РФ.
Таким образом, в представленной налоговой декларации налогоплательщиком занижена сумма полученного дохода на 1 165 000 рублей (1650000 рублей - 485000 рублей).
В этой связи решением № от 13.05.2019 г. Баяндинов Ж.Б. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения со взысканием штрафа в размере 17 038,25 рублей. Данное решение не было обжаловано ответчиком и вступило в законную силу.
В силу п. 3 ст. 13 НК РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом.
С учетом приведенной нормы, на ответчике лежала обязанность уплатить налог на доходы физических лиц не позднее 16 июля 2018 года. В связи с тем, что в установленный срок сумма налога налогоплательщиком не уплачена, налоговым органом в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ на личный кабинет налогоплательщика было направлено требование об уплате налога и пени № от 02.07.2019 г. со сроком уплаты до 05.08.2019 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ (в ранее действовавшей редакции) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Исходя из положений, предусмотренных п. 2 ст. 48 НК РФ, поскольку общая сумма недоимки превысила 3 000 рублей при выставлении требования № по состоянию на 02 июля 2019 года, срок подачи в суд общей юрисдикции заявления о взыскании обязательных платежей налоговым органом составляет шесть месяцев со дня истечения срока его исполнения 05.08.2019 г., то есть до 05.02.2020 г.
Поскольку в установленный срок имеющаяся задолженность ответчиком не погашена, Управление ФНС России по Республике Алтай 01.04.2020 г. обратилось к мировому судье судебного участка Кош-Агачского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Баяндинова Ж.Б. задолженности по налогам, пени и штрафа, то есть с пропуском предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ срока.
15.04.2020 г. мировым судьей судебного участка Кош-Агачского района заявление Управление ФНС России по Республике Алтай удовлетворено, вынесен судебный приказ № 2а-967м/2020 о взыскании с Баяндинова Ж.Б. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 151 450 рублей, пени в сумме 11 505,16 рублей, штрафа в размере 17 038,25 рублей, всего 179 993,41 рубля.
Определением мирового судье судебного участка Кош-Агачского района от 03.08.2020 г. указанный судебный приказ отменен в связи с поступившим возражением Баяндинова Ж.Б.
Таким образом, налоговым органом пропущен 6-месяный срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки, пени и штрафа, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Управлению ФНС России по Республике Алтай в удовлетворении административных исковых требований к Баяндинову Ж.Б. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 151 450 рублей, пени в сумме 11 505,16 рублей, штрафа в размере 17 038,25 рублей, всего 179 993,41 рубля.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Судья И.Н. Сумачаков
Решение в окончательной форме изготовлено 13 августа 2021 года