УИД 04RS0010-01-2024-002136-76 № 2-1564/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2024 г. с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Айсуевой А.Ц.
при секретаре Шаглановой З.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ООО «ЭкоАльянс» к Назарова С.В. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ЭкоАльянс» обратилось в суд с иском к Назаровой С.В., просит взыскать с ответчика задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с апреля 2019г. по июнь 2024 г., в размере 122 539, 39 руб., неустойку за просрочку платежа за период 14.05.2019 – 32.07.2024 г. в размере 62 266, 49 руб. с последующим начислением до даты фактической оплаты долга, расходов по оплате госпошлины в размере 4 896, 00 руб.
Требования мотивированы тем, что 1 апреля 2019 г. ООО «ЭкоАльянс» приступили к организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия. Согласно ЕГРН ответчик является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Ответчик имеет задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с апреля 2019г. по июнь 2024 г., в размере 122 539, 39 руб.
Представитель истца ООО «ЭкоАльянс» по доверенности Макеевская А.П. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик Назарова С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, причины неявки суду неизвестны. Ходатайств об отложении рассмотрения дела, рассмотрении дела в ее отсутствие, возражений на иск не поступало.
Суд, с согласия представителя истца считает возможным рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие в порядке заочного производства, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (п. 1), у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса (п. 5).
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.7).
Согласно п. 2 ст. 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктов 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из материалов дела следует, что в соответствии с Соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия от 14 мая 2018 г. и от 20 июня 2018 г., заключенными между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО "ЭкоАльянс", последнему присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
ООО "ЭкоАльянс" приступил к организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия с 1 апреля 2019 г.
Судом установлено, что ответчик Назарова С.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 марта 2019 года N 3/22 "О единых тарифах на услугу регионального оператора ООО "ЭкоАльянс" по обращению с твердыми коммунальными отходами в 1 зоне Республики Бурятия на регулируемый период 2019-2022 годы" составляет 67,76 руб. на одного человека.
Истцом начислена ответчику плата за оказание услуг по обращению с ТКО за период с апреля 2019 г. по июнь 2024 г. в размере 122 539, 39 руб., согласно расчетом задолженности по договору №33000001680.
Расчет за коммунальную услугу произведен в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Суд, руководствуясь ст.ст. 30,153,154 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходит из тех обстоятельств, что истец правомерно производил ответчику начисления за коммунальные услуги, ответчик обязательства по оплате услуг по вывозу ТКО в заявленный период не исполнила, расчет образовавшейся задолженности признан судом правильным, в связи с чем, суд признает обоснованными требования о взыскании задолженности.
Факт осуществления региональным оператором ООО "ЭкоАльянс", являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов от частных домовладений, в спорный период нашел свое подтверждение, вывоз твердых бытовых отходов производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств того, что ответчики не принимали услуги по вывозу бытовых отходов, либо обращались в ООО "ЭкоАльянс" с претензиями по факту неоказания или некачественного оказания услуги и данная претензия была удовлетворена, в связи с чем, правоотношения между сторонами признаются договорными, действующими, доказательств обратному не представлено, поэтому оснований признать услугу не оказанной, не имеется.
Сложившиеся между сторонами отношения признаются договорными в силу ст. 438 ГК РФ вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора. Следовательно, отсутствие письменного договора не может свидетельствовать об отсутствии договорных отношений между региональным оператором, оказывающим услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, и лицом, получающим подобные услуги.
Учитывая, что региональным оператором в Республики Бурятия по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО "ЭкоАльянс", суд приходит к выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Согласно п. 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Доказательств, опровергающих расчет задолженности, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, иск о взыскании задолженности предъявлен обоснованно, подлежат удовлетворению требования о взыскании в пользу ООО «ЭкоАльянс» суммы задолженности за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с апреля 2019 по июнь 2024 г. в размере 122 539, 39 руб.
Рассмотрев требование истца о взыскании пени, суд приходит к следующему
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 6 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 предусмотрено, что потребитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 22 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по своевременной оплате оказанных истцом услуг на сумму 122 539, 39 копейка, требование ООО «ЭкоАльянс» о взыскании неустойки является обоснованным в размере 62 266, 49, рассчитанную за период с 14 мая 2019 по 31 июля 2024 г.
Доказательств, опровергающих расчет задолженности, суду не представлено.
При этом суд не находит оснований для начисления неустойки до даты фактической оплаты долга, поскольку начисление неустойки по день фактической оплаты долга не предусмотрено договором.
Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, следовательно, подлежат взысканию с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 896, 00 руб.
В связи с неявкой в судебное заседание ответчика суд лишен возможности выслушать доводы ответчика и дать оценку доказательствам, которые он вправе был представить в суд, поэтому выносит заочное решение на основании представленных истцом доказательствах.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования акционерного общества ООО «ЭкоАльянс» удовлетворить частично.
Взыскать с Назаровой С.В. в пользу ООО «ЭкоАльянс» задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с апреля 2019г. по июнь 2024 г., в размере 122 539, 39 руб., неустойку за просрочку платежа за период 14.05.2019 – 32.07.2024 г. в размере 62 266, 49 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 896, 00 руб., а всего 189 701, 88 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья: Айсуева А.Ц.
Верно: судья Айсуева А.Ц.
Решение изготовлено 30 октября 2024 г.